Hi-Fi Forum
Винтажная система для рок-музыки. - Версия для печати

+- Hi-Fi Forum (https://hi-fi-forum.net/forum)
+-- Форум: Звук (/forum-3.html)
+--- Форум: Hi-Fi Аудио (/forum-8.html)
+---- Форум: Системы участников (/forum-9.html)
+---- Тема: Винтажная система для рок-музыки. (/thread-178248.html)

Страниц: 1 2


Винтажная система для рок-музыки. - pavel_sanaev - 25-02-2017 22:28

Свою систему я собирал около трех лет. Заточена она под рок 70х, блюз рок и металл 80х - мою любимую музыку. Классику играет тоже неплохо, но если бы я строил систему под это направление, то делал бы все по другому.

Строительство системы - определенно как ремонт: закончить нельзя, можно только прекратить. Вот я на время и прекратил. Хочется еще поэкспериментировать с усилением, но для этого прежде нужно переехать в более просторное помещение, так как ставить колонки вплотную к стене все таки не правильно. Но по другому пока никак.

Первую систему я собрал в 2007 году, обратившись по совету знакомого в компанию «Aleks». Мой комплект состоял из лампового усилителя Aleks Gold-1, колонок Aleks id-570 Amati и проигрывателя компакт дисков Aleks, который при ближайшем рассмотрении оказался Onkyo-733. Никаких внешних ЦАПов, разумеется, не было – в 2007 году я даже на подозревал об их существовании. Система полностью устраивала меня пять лет, а потом я случайно купил кассетную деку Nakamichi LX-5, услышал, насколько приятнее привычной цифры звучат хорошие кассетные записи, заинтересовался винилом и понеслось…

Сейчас моя система заточена под винил. В качестве источника я использую вертушку работы замечательного мастера Александра Червякова с одноопорным тонармом Mayware Formula IV, головкой ADC XLM MKII и иглой Jico shibata. Фонокорректор и ЦАП тоже принадлежат… хочется сказать перу или кисти, но, наверное, все-таки паяльнику, этого замечательного человека. Двухтактный ламповый усилитель на лампах КТ-66 собран другим талантливым мастером Сергеем Глазуновым. Акустические колонки я подбирал полгода и переслушав около тридацти пар остановился на Diatone DS-5000 – для той музыки, которую я люблю, они подходят лучше всего, и больше я даже не хочу ничего слушать. Несмотря на то что у меня очень маленькая комната (11 кв.м) и расстояние между колонками всего 160 см., если считать от центров низкочастотных динамиков, система дает глубокий, вовлекающий и очень комфортный звук. Проигрыватель компакт дисков остался прежним – Onkyo 733 aka Aleks. В сочетании с ЦАП Александра Червякова он весьма достойно звучит, и большего мне от цифрового источника не требуется, тем более, что музыку с компакт дисков я слушаю в основном в машине. А вот Nakamichi LX-5 трудится у меня часто. Я записываю на кассеты пластинки, которые нравятся мне не так сильно, чтобы их покупать, и самое главное – записываю с компьютера через ЦАП музыку в формате HD-Track. Хорошая кассетная лента (TDK AR, SONY HF-S) добавляет цифровому звуку объем, смягчает его и чуть-чуть расширяет АЧХ, прибавляя верхов и делая середину более певучей. (Подробнее, почему так получается написано здесь.) В результате получается носитель, который уступает виниловой пластинке, но значительно превосходит компакт диск. Компоненты соединены межблочниками, которые Саша Червяков небрежно дал мне в качестве бонуса к вертушке, и я думал, что эти «самопалы» надо поскорее заменить чем-нибудь фирменным. После нескольких экспериментов я оставил Сашины кабели в системе, потому что любая «фирма» звучала по сравнению с ними или хуже, или в лучшем случае так же. Из чего сделаны эти межблочники, сказать, увы, не могу - Саша не колется и смеется, что у него «должны быть свои маленькие секреты». Еще забавнее получилось с акустическими кабелями. Я временно подключал колонки проводами Tchernov Cable Standart 1 SC за 160 рублей метр, но сколько ни пытался потом, перебирать более навороченные кабели от 9 до 30 тысяч рублей за комплект – звук только ухудшался. В итоге, временное стало постоянным, и больше я ничего не пробую. Видимо, дело в том, что мои колонки создавались в 1982 году, когда людям еще не нужно было впаривать акустические провода из монокристаллической меди с нитями серебра, и акустика делалась в расчете на самые простые медные провода небольшого сечения. Еще один важнейший элемент системы – 6 пассивных угловых модулей Vicoustic Bass Extreme. Эти модули компенсируют избыточный бас, убирают эхо и дают звуку дополнительный объем. После того, как я их поставил, стало казаться, что комната увеличилась на 6-8 метров, и даже звук собственного голоса стал звучать в ней приятнее.

Установлена система на самодельной тумбе, сделанной из старой кабинетной стенки. В какой-то момент расходовать деньги на все это хозяйство мне надоело и вместо того, чтобы тратиться на специальную стойку под аппаратуру, я потратил два дня на то, чтобы распилить и собрать на уголках тумбу, которую вы видите на главном фото. Да, она не гасит мифические вибрации, но честно сказать, в звуке я этих вибраций и не слышу. Еще один аксессуар, о котором имеет смысл сказать - прозрачный защитный кожух для вертушки. Проигрыватель нестандартный, и я очень рад, что нашел возможность сделать для него крышку по индивидуальному заказу. Знаю, что с этой необходимостью сталкиваются многие, поэтому оставляю контакт. Со временем планируется апгрейд: установка под колонки виброплит TAOC, замена провода от тонарма к фонокорректору, установка акустических панелей для увеличения пространства за головой и замена четырех трансформаторов в фонокорректоре на более «породистые». Лучшим апгрейдом, конечно, будет переезд в комнату площадью 20-25 метров, но это займет некоторое время, и акустические панели получится установить быстрее. (Кстати, если судить по фото, то колонка, установленная в углу, должна генерировать ужасный гул, но это не угол, а стеновой выступ, выходящий на несколько см. за край колонки).

6 апреля 2015 UPGRADE системы - штатные конденсаторы фонокорректора были заменены на новые - более продвинутые. Также был заменен шнур, соединяющий фонокорректор и тонарм. Результат превзошел все ожидания. Подробности в статье - UPGRADE - В ПОГОНЕ ЗА ЗВУКОМ.

Тогда я думал, что на этом апгрейде дело закончится, но не тут то было... Следующий текст написан в январе 2016, и в дневниковой форме излагает все изменения, которые претерпела система за два года. Каждый апгрейд существенно или незначительно улучшал звук.

Заменен сетевой шнур фонокорректора – с обычного «компьютерного» на силовой увеличенного сечения от Tchernov Audio. Кабель был взят на пробу и сравнивался с кабелем другой компании, который по техническим параметрам (проводимости, измеренной по прибору) превосходил его. В итоге взял Черновский кабель (не реклама). С ним винил стал играть лучше – улучшилась подача, детальность, отчетливость по ВЧ. С кабелем более хорошей проводимости система играла слишком напористо, некомфортно. Более поздние опыты с акустическими кабелями и сетевыми фильтрами показали, что не всегда более хороший по техническим параметрам кабель благотворно влияет на звук. Между кабелями должен сложиться баланс, подбираемый опытным путем. Если он складывается – система играет чище, ярче, масштабнее. Если в каком-то звене баланс нарушается, комфорт восприятия музыки пропадает – она становится или тусклой или слишком атакующей.
Интересно, что попытка запитать хорошим силовым кабелем ЦАП привела к ухудшению звука. Звучание стало «дубовым» - верха притупились, бас потерял отчетливость. Оставил на ЦАП «компьютерный» шнур. Дальнейшие опыты показали, что ставить специальные силовые кабели имеет смысл только на усилители, предусилители и фонокорректоры. Остальным компонентам это или без разницы или во вред.

После знакомства на выставке Hi-End Show 2015 с цифровым рекордером Tascam DA-3000 решил купить себе этот компонент. Возможности устройства приятно порадовали, и я посвятил ему отдельную статью. Если не рассматривать баснословно дорогие ЦАПы от MSB, то Tascam DA-3000 – абсолютный цифровой источник. Трансформаторный ЦАП Александра Червякова, который в тестовом сравнении переигрывал одни брендовые модели (напр. Lampizator) и выступал на равных с другими (напр. PRIMARE DAC 30) не удержал пальму первенства и отправился в шкаф.
Система переехала в более просторную комнату. Думал, порадуюсь увеличению масштаба звучания, но… звук исчез. В маленькой одиннадцатиметровой комнате, где два года ютились на расстоянии полутора метров друг от друга огромные Diatone DS-5000, сложился уникальный звуковой «микроклимат». Пассивные басовые ловушки Vicoustic поглощали избыточный бас, и музыка заполняла пространство - в ней можно было буквально купаться. В большой комнате ничего подобного не получилось. Система стала звучать где-то возле стены, не было ни сцены, ни объема, ни заполняющего масштаба. Было острое желание вернуть все на прежнее место, но маленькая комната уже была отдана ребенку.
Попытки увеличить масштабность звука акустическими проводами большего сечения не привели ни к чему. Надо сказать, что колонки были подключены тонкими проводками над которыми все «знающие люди» посмеивались – типа, что ж ты таким дерьмом подключил? Но колонки играли лучше всего именно с этим «дерьмом», а попытки ставить крутые кабели от 600 USD до 1500 USD приводили к излишней напористости, или к неприятному окрашиванию звука. Трудно описать эффект этого окрашивания, но представьте, что вы смотрите телевизор с гармоничной картинкой, и вдруг кто-то выкручивает цвет в пурпур. Примерно такое у меня было ощущение от окрашивания звука. После нескольких проб, место «дерьмовых проводков» занял четырех миллиметровый лицендрат с золочеными наконечниками. Теперь «знающие люди» могут восторженно поцокивать языками, но скажу по правде – в муках подобранный лицендрат с наконечниками Furutech, подаренными самому себе на день рожденья, всего лишь повторил результат, который давал мой бывший «дерьмовый провод», наголо примотанный к клеммам. И кстати, лицендтрат опытным путем убедил меня в том, во что я до этого момента не верил – проводам действительно нужно «прогреться». При первом включении звук был мутным, и только через 15-20 часов работы система обрела привычную детальность.
Совершенно случайно взял на прослушивание предусилитель Audio Research SP-3. Никогда не думал о приобретении этого компонента, потому что знающие люди – теперь уже без кавычек, всегда говорили, что пред в системе – лишний компонент, который привносит ненужные искажения. Не правда! Это может быть актуально для систем с широкополосной акустикой, рассчитанной на спокойную живую музыку, но для многополосных колонок, играющих рок в относительно просторной комнате, предусилитель оказался абсолютно необходимым компонентом! Система ожила. Звук заполнил пространство большой комнаты так же, как раньше заполнял маленькую, но теперь этого звука было на порядок больше. Ламповый предусилитель не давал абсолютно никаких искажений – музыка играла так же, как я привык, но в разы масштабнее. Почитал про этот предусилитель в англоязычном интернете и оторвал с руками.
Предусилитель неожиданно помог решить еще одну проблему. Дело в том, что выход моего фонокорректора был слишком мощным для кассетной деки Nakamichi LX5. Паспортные цифры этой деки +8 для позиции металл, но писать приходилось с уровнем не выше +0 – иначе немедленно возникали перегрузочные провалы – и записи выходили довольно тусклыми. Пропустив сигнал фонокорректора через предусилитель и уменьшив его мощность уровнем громкости "преда", удалось делать записи с паспортным уровнем и радикально улучшить их качество. Сразу захотелось набрать пластинок и устроить «большое писательство», но перед этим разобраться с сетевым питанием предусилителя. Если в свое время хороший силовой шнур заметно улучшил работу фонокорректора, логично ожидать такого же эффекта от запитывания подобным кабелем предусилителя.
Так и есть – хороший силовой кабель, подключенный к предусилителю, сделал звучание заметно чище. Эксперименты со стабилизатором/кондиционером напряжения показали, что этот компонент тоже позитивно влияет на звук. Не скажу, что значительно, но процентов на 5 улучшает (если, конечно, можно измерять звучание системы в процентах). Если бы не предстоящая запись пластинок, скорее всего не стал бы тратиться на стабилизатор, но раз уж писать… придется.
Заказал в ANT SOUND виброразвязку под проигрыватель винила. Как писать пластинки, если пробегающий иногда по коридору ребенок создает в колонках «бум-бум»? Виброразвязка на конических шипах пришла через три недели. Проверил. Беготня по коридору перестала отзываться «туками» в музыке, но если топать рядом, то, конечно, слышно. Но кто же пустит топать во время записи?
Поставил на свой одноопорный тонарм Mayware Formula IV апгрейдовый противовес. Прекрасное решение! Во-первых, у этого противовеса ниже центр тяжести, что укрепляет положение игольчатой оси тонарма в основании. Во-вторых, гораздо удобнее регулировка. В этом тонарме азимут иглы выставляется регулировкой положения противовеса, но штатный эксцентрик делает эту регулировку бесполезной – малейшее касание, и вся регулировка насмарку. Новый грузик фиксируется винтами, плюс можно выполнить тонкую регулировку азимута вращением винта внутри грузика. Отрегулировал положение иглы с помощью фозгометра. Удивился, какое огромное это имеет значение! С музыки как будто смахнули вуаль. Причем правильное положение иглы – одно единственное. Микронное отклонение в любую сторону, и вуаль тут как тут. А без прибора «на слух» выставить точно азимут невозможно. То есть два года я слушал пластинки с вуалью и даже не знал об этом.
Записал около тридцати кассет интереснейшей музыки: Tonton Macoute, Captain Beyond, Grobschnitt, Raw Material, Midnight Sun, Jade Warrior, Sweet Smoke, Т2, Leaf Hound, Gravy Train, Cressida, Hardy Curdy, Still Life… - весь цвет прог-рока 70х. Почему записал на кассеты, а не купил пластинки? Цены на этот винил посмотрите. И кстати, почему писал на деку, а не на хваленый Tascam DA-3000? На Tascam тоже писал, на случай, если с кассетой что-то случится. Но слушать все-таки приятнее с аналога.
Спустя полгода, послушал в гостях, как звучит Nakamichi 1000 Tri Tracer. Офигел! Взял домой на прослушивание похожий по звучанию Nakamichi 700-II – понять, будет ли такой же эффект на моей системе. Был и еще какой! Кассеты, записанные на Nakamichi LX5, играли так, словно вместо стены за колонками появилась клубная сцена 70х. Отправился на поиски «тысячника»…
Нашел хороший «тысячник» в Санкт-Петербурге – смотался на один день и купил его, консультируясь по телефону со специалистом. Подумал, что было бы полезно написать на сайт статью «как выбирать деку». Не у каждого есть знакомый, который будет по телефону подсказывать: «Попробуй так, а теперь этак…» Написал об этом статью.
Переписал 70% виниловых записей заново на «тысячник». Спасибо владельцам пластинок, которые не послали на три буквы и дали их по второму разу. Записывает Tri Tracer на порядок лучше, чем LX5, а играет лучше на два порядка. Кассеты, записанные с катушечных мастер-лент звучат лучше виниловых пластинок. Офигеваю!
Заказал в ANT Sound подставки для предусилителя и рекордера Tascam, чтобы «тысячник» вписался в стойку. Заодно заказал там же хорошие подставки под акустику – три года Диатоны стояли на деревянных "кирпичах" для кухонных ножей из IKEA. Виброизоляционные плиты TAOC были посланы лесом - так их и не купил. Был соблазн заказать целиком нормальную стойку, отправив на помойку самодельное «нечто», которое я смастерил из остатков бывшей мебельной стенки, но… Все! Не хочу больше заниматься системой и тратить на нее время, не хочу развивать "аудиофильский невроз". Абсолютно все перечисленные выше улучшения были разумными, полезными и прибавили удовольствие от музыки. Но enough is enough! Закажу новую стойку когда-нибудь после переезда в другую квартиру. Тогда же и с усилением поэкспериментирую. А пока что написал статью В ПОГОНЕ ЗА ЗВУКОМ - КОГДА ОСТАНОВИТЬСЯ?
Для тех, кому любопытно, перечислю несколько улучшений, которые еще можно сделать, подняв звук системы на пару-тройку ступеней выше.

Во-первых, проигрыватель. Многие пластинки 70х, особенно рок, прекрасно воспроизводятся винтажными головками ММ на легких тонармах. С другой стороны, более поздние и плотные записи намного лучше воспроизводятся МС трактами – четче, детальнее, с лучшей артикуляцией. Подробнее в статье ММ или МС? Решить проблему такого разночтения может проигрыватель с двумя тонармами. Я для себя присмотрел на будущее прогрыватель TW Acoustic Raven GT. Одним из тонармов я поставил бы легкий одноопорный двенадцатидюймовый Moerch DP8, оставив на нем свою нынешнюю голову ADC XLM MKII, а вторым поставил бы Saec 407-23 или Tri-Planar U-10 с головкой Lyra Etna.

В качестве предусилителя я бы испытал EAR 912 и что-то из современной продукции Audio Research. Заодно сравнил бы звучание фирменного корректора EAR88PB , который мне понравился, с тем, что стоит у меня сейчас. В предусилителе EAR 912 аналог EAR88PB установлен внутри. Плюсы обоих фирменных вариантов - возможность подключения двух тонармов с ММ и МС картриджами.

С усилением мощности - непаханное поле для экспериментов! Из нескольких десятков усилителей, что я слышал в течение трех лет, мне хотелось бы попробовать у себя следующие бескомпромиссные варианты:

Моноблоки EAR 509 с предусилителем EAR 912

Двублочный однотактник на лампах ГУ48. Эти громадные лампы с анодным напряжением 2.5 кВт создают колоссальную сцену и огромные музыкальные образы, но помещение должно быть соответствующим.

Не будучи приверженцем транзисторов, с интересом включил бы в этот список DarTZeel NHB 108.

WAVAC H833 - моноблоки с той же лампой ГУ48, что и в двублочном однотактнике.

И конечно, я не мог бы обойти вниманием юбилейный выпуск легендарного сетапа от McIntosh, состоящий из предусилителя McIntosh C22 и пары моноблоков McIntosch MC75. Скорее всего, я бы даже начал тестирование бескомпромисных вариантов усиления именно с этого комплекта.


RE: Винтажная система для рок-музыки. - yrik-bm - 25-02-2017 22:45

Ваш сайт зачитал до дыр Happy0158. По итогам взял лампу-однотакт для своих широполосников и познакомился с Stevie Ray Vaughan And Double Trouble. А сегодня взял винил Texas Flood.


RE: Винтажная система для рок-музыки. - doom - 25-02-2017 22:53

зачем нам ваш сайт??здесь пишите,что и как..хотя прочитал,что площадь комнаты всего 11 метров,и стало мне удивительно......такие калоши затащить в каморку......ShockedShocked

смотрю вы упорно и везде пиарите компанию Алекс.Shocked


RE: Винтажная система для рок-музыки. - pavel_sanaev - 25-02-2017 23:38

(25-02-2017 22:45)yrik-bm писал(а):  Ваш сайт зачитал до дыр Happy0158. По итогам взял лампу-однотакт для своих широполосников и познакомился с Stevie Ray Vaughan And Double Trouble. А сегодня взял винил Texas Flood.

Texas Flood - шикарный альбом. И записан фантастически. Если нравится такая музыка рекомендую еще несколько:

Robin Trower Bridge of sighs
Hurdy Gurdy
Joe Bonamassa Blues DeLuxe, Different shates of blue, а во хорошему ВЕСЬ.
Walter Trout Live in the Jungle
Lonnie Mack Attack of the Killer

(25-02-2017 22:53)doom писал(а):  зачем нам ваш сайт??здесь пишите,что и как..хотя прочитал,что площадь комнаты всего 11 метров,и стало мне удивительно......такие калоши затащить в каморку......ShockedShocked

смотрю вы упорно и везде пиарите компанию Алекс.Shocked
Вы какую-то старую версию сайта читали ) С тех пор многое изменилось ) "Калоши" как ни странно звучали в 11 метрах великолепно - гораздо лучше, чем "не калоши". Надо было только избыточные басы прижать ловушками.

Но система уже переехала в 20 метров. И понадобилось добавлять предусилитель, чтобы вернуть прежний звук. Без него заполнения не было.

По поводу Алекса - у них было и остается на мой слух одно безусловно хорошее изделие - акустика Id570, которую по соотношению цена/качество переплюнуть сложно. Играет не хуже, а то и лучше винтажных колонок за те же деньги. Правда, их уже кажется не выпускают - продают из старых запасов.

Двухтактный ламповый усилитель Алекс в принципе неплох, но уже можно найти за сопоставимые деньги кое-что получше.

Остальное - нет. Не пиарю ))


RE: Винтажная система для рок-музыки. - t.800 - 26-02-2017 08:20

Шо за система, ни описания, ни фотоHuh.....какие-то непонятные качели.facepalm


RE: Винтажная система для рок-музыки. - Nekrozov - 26-02-2017 09:23

pavel_sanaev, у нас тут по-простому, не надо ссылок на неизвестные широкому кругу сайты, фоток побольше самодельных, описание аппаратов подробно и с выражением, про кабеля не забудьте, здесь это любят, ну и истории из жизни тоже приветствуются. За творчество большое Вам уважение, а систему представить и показать надо. P.S. Фото с других сайтов не надо, модератор удалит, только свои.


RE: Винтажная система для рок-музыки. - pavel_sanaev - 26-02-2017 09:25

Понятно ) Фотки добавил - но они у меня все уже залоготипленные, уж звиняйте. Кабеля акустические - лицентдрат от ВПК с наконечниками Furutech. После перебора нескольких вариантов оказались лучшими. Но честно сказать не превзошли провод за 150 руб метр Tchernov Junior корорый был в системе первые 2 года. Так что если кто хочет на кабелях первое время сэкономить - рекомендую брать Черновские и не париться.

На последнем фото вид системы 3 года назад - ее первое воплощение.


RE: Винтажная система для рок-музыки. - petr.solo1223 - 26-02-2017 11:01

http://hi-fidelity-forum.com/forum/attachment.php?aid=919517 Если и дальше останется такая расстановка ,то про сцену и разделение придётся забыть. Компоненты хорошие,а используются на 30% от потенциала. Надо исправлять. Улыбка


RE: Винтажная система для рок-музыки. - pavel_sanaev - 26-02-2017 11:05

Конечно ) Поэтому сначала комнату в 2 раза больше, потом принципиально новое усиление, а там уже и про 100% потенциал можно подумать. Самый важный и дорогой компонент стерео системы - это жилплощадь )


RE: Винтажная система для рок-музыки. - Kaminskiy - 26-02-2017 11:09

Вам бы сразу в редакторы, да статьи писать...
А вообще, то в новый раздел надо - "мой путь в аудио"


RE: Винтажная система для рок-музыки. - pavel_sanaev - 26-02-2017 11:39

(26-02-2017 11:09)Kaminskiy писал(а):  Вам бы сразу в редакторы, да статьи писать...
А вообще, то в новый раздел надо - "мой путь в аудио"

Могу продублировать )

Есть еще занятная статья про то как я ГОД не мог понять, что со звуком и почему он пропадает, пока не понял, что причина - соседский вай-фай. Да, это не сумасшествие ) У меня накладываются в квартире 5-6 сетей, и когда возникает определенная критическая масса звук просто умирает - пропадает объем, начинают шепелявить ВЧ. И никто не мог понять в чем дело.


"МЫШЬ В СИСТЕМЕ"

Однажды меня навестил хороший знакомый – аудиофил, меломан, собиратель винила. Звучание моей системы ему всегда очень нравилось, и он попросил поставить пластинку, которую принес с собой – хотел послушать, как она звучит у меня. Я поставил, и через несколько секунд мой знакомый поморщился: «Что-то у тебя странно играть стало… Не живо, и высокие куда-то делись. Может игла запачкалась? Или лампы сели?»

Я в тот момент был очень занят, и вслушиваться в звучание системы, у меня не было времени – играет и играет. Вроде нормально.

Вечером я поставил какую-то свою музыку и тоже обратил внимание, что звук стал другим. Из музыки что-то ушло, но что именно понять было трудно.

- Наверное, кажется, - решил я, - Привык уже к звуку системы, вот и не будоражит, как раньше.

На следующий день ухудшение звука стало еще заметнее. Уменьшилась отдача высоких частот, звучание стало плоским, из музыки ушел «воздух». Я почистил иглу, проверил массу тонарма – все было в норме.

- Неужели это мне кажется? – недоумевал я, - Может быть, это «аудиофильские глюки»? Знакомый сказал, что стало хуже звучать, я в это поверил, и теперь тоже «слышу».

Вечером того же дня ухудшение звучания стало драматическим. Система, игравшая раньше так, что захватывало дух, теперь звучала как большой китайский стереоцентр – громко, но абсолютно мертво. Тарелочки не звенели, полностью пропали послезвучия, вокал стал сдавленным, словно певец простудил горло. Звук испортился так сильно, что на это обратила внимание даже моя далекая от музыки жена, причем из другой комнаты.

- Как-то у тебя сипло играть стало! – крикнула она.

- Да, слышу… не пойму в чем дело…

Я начал исполнять вокруг системы «танец с бубнами». Для начала нужно было понять, где спряталась неисправность – в источнике, в усилителе или в колонках. Колонки я отбросил, так как ухудшение было равномерным, и сломаться одинаково сразу две акустических системы попросту не могли. Поочередно включив все три источника – виниловый проигрыватель, компакт-диск плеер и кассетную деку, я убедился, что звук был одинаково плохим со всех трех. Значит – дело в усилителе. Моему «Алексу» было на тот момент семь лет, и он вполне мог испортиться. Я позвонил мастеру, объяснил проблему, и на следующий день отвез усилитель в ремонт. Вечером следующего дня мастер сказал, что провел профилактику, и аппарат исправен. Я забрал его из ремонта, вернул в систему и два часа наслаждался прекрасным звуком. К концу прослушивания мне стало казаться, что отдача по высоким частотам снова ухудшилась, но я списал это на «глюки».

На следующий день звука опять не было. Мертвое плоское звучание и полное отсутствие высоких частот делало прослушивание невозможным – это было издевательством над слухом и музыкой. Усилитель был снова погружен в автомобиль и доставлен в ту же мастерскую, где мы с мастером решили провести сравнительный тест и попеременно подключали к его системе мой сломанный аппарат и точно такой же исправный. Играли они одинаково. Мастер прощупал моему усилителю все нутро, поставил новые лампы и еще раз проверил у себя – система играла отлично. Я привез аппарат домой – звука не было.

- Ну, значит, что-то с ним случилось такое, что он с твоими колонками не играет больше. Попробуй другой усилитель, - посоветовал мастер.

Я давно уже сбирался поменять «Алекс» на что-нибудь более интересное, и через несколько дней у меня дома было несколько аппаратов на выбор. Американский VTL, новый Алекс-Голд, Соло на КТ-66 и еще парочка устройств. Все эти усилители при подключении к системе давали отличный звук, что доказывало угасание моего «Алекса» от старости. После нескольких часов сравнительного прослушивания я выбрал Соло, и целый вечер наслаждался прекрасным звучанием музыки. На следующий день все повторилось в точности – ухудшение отдачи высоких частот, исчезновение «воздуха», уплощение звуковой сцены… К вечеру следующего дня система с новым усилителем звучала так же плохо, как и со старым.

Это была мистика. Я опять начал исполнять «танец с бубнами» и в отчаянии переставил сетевой шнур, подключив к усилителю провод от ЦАПа. Звук вернулся.

- Так вот в чем дело! – понял я, - Усилитель в порядке. Это окислился мой старый сетевой шнур – ему ведь тоже семь лет.

Радость открытия была недолгой – часа через два звук снова пропал. Чтобы вы поняли глубину проблемы, поясню еще раз – ухудшение звука было драматическим. Не на уровне аудиофильской шизы, когда изменение звучания не слышит никто, кроме самого аудиофила, а такое, что замечал далекий от музыки человек из другой комнаты. Ради такого звука не нужно было покупать ни виниловый проигрыватель, ни винтажные колонки. Китайский бумбокс и флешка с MP3 звучали бы ничуть не хуже.

Я опять стал переставлять сетевые шнуры, но теперь эта манипуляция не давала никакого результата. Перебирая другие варианты, я добрался до зажимных клемм на колонках и увидел, что они покрыты налетом окисла. Я почистил их ластиком и спиртом до зеркального блеска – звук вернулся. Радость была недолгой – через десять минут он пропал снова.

Не буду утомлять вас перечислением всех экспериментов, которые я проводил в течение года, пытаясь докопаться до причины и напоминая себе Томаса Эдисона, изобретающего лампочку. Самым безумным опытом было включение усилителя в другой комнате на двадцать минут, с последующим возвращением в систему. Что вы думаете? Звук появлялся, и можно было с удовольствием послушать одну сторону пластинки. Потом буквально на глазах, вернее на ушах, звучание ухудшалось, и система снова играла плоско, невыразительно, попросту отвратно. Самое удивительное, что этот способ срабатывал раз пять, а потом ТОЖЕ ПЕРЕСТАЛ ДЕЙСТВОВАТЬ.

На два дня звук вернула замена перемычек между клеммами колонок. На полдня его вернула замена акустических проводов. Эксперименты с сетевым стабилизатором не дали никаких результатов. Попытка вернуть в систему старый усилитель вместо нового повергла меня в шок – музыка заиграла великолепно, но меньше, чем на один час.

Я обзванивал специалистов по аудиотехнике, и насиловал их вопросами. Один из них спросил, не было ли у меня травмы головы, и предположил, что за неисправность системы я могу принимать собственное нарушение слуха.

- А у жены моей тоже нарушение слуха? А еще у пяти людей, которые слышали, как звучала система раньше, и как играет сейчас? – бесился я.

- Ну, тогда не знаю… - буркнул специалист. Версия про травму головы, очевидно, нравилась ему больше всего, и он для себя ее уже принял.

Верующий товарищ на полном серьезе предположил, что ухудшение звука – результат вмешательства свыше. Мол, Бог, удаляет меня от пристрастия к музыке, ухудшая звучание аппаратуры. По-правде сказать, через полгода терзаний, я был почти готов склониться к такой теории. В улучшении-ухудшении звука не удавалось проследить никаких закономерностей, и мистика – была самым простым ответом. Только пример Эдисона, который провел десять тысяч опытов прежде, чем создал лампочку, удерживала меня от принятия «воли свыше». Я верил в Бога, но не верил, что он вмешивается в законы электротехники, которые сам же постановил незыблемыми. К тому, же совесть подсказывала, что мое пристрастие к музыке не настолько сильное, чтобы от него удалять. И я продолжал эксперименты и консультации.

Один из мастеров предположил, что я ошибочно ищу проблему в усилителе и выдвинул свое объяснение. В колонках могли пересохнуть какие-нибудь конденсаторы, которые стали работать в полноминала. Мои манипуляции с усилителями и проводами «встряхивали» их подобно дефибриллятору, они на некоторое время оживали, а потом сдыхали опять. Эта версия показалась мне правдоподобной, и я приготовился везти в ремонт 90 киллограммовые колонки. Но прежде, нужно было удостовериться, что дело именно в них. Для этого был подготовлен эксперимент. Я привез к мастеру свой усилитель, и мы подключили его к хорошим полочным колонкам – система звучала хорошо. Затем, мы привезли колонки и усилитель ко мне домой. Включили вместе… Высоких частот не было СОВСЕМ, звук был ужасным! Теперь уже мистику и вмешательство высших сил стал предполагать даже этот мастер.

- Это невозможно! У меня играет, у тебя нет. Так не бывает! Я сдаюсь, я не знаю в чем дело!

Еще месяц я не ставил никаких экспериментов и просто думал. Все возможные варианты были исключены. Усилитель был исправен – в другом помещении он отлично играл. В другом помещении хорошо играли полочные колонки, которые у меня в комнате совсем перестали звучать. Получается, что-то не так у меня в квартире… Как будто аппаратуру душит какое-то невидимое поле… А не вай-фай ли это? У меня дома не было роутера, интернет я подключал обычным шнуром, но вай-фай был у соседей – компьютер показывал сразу несколько доступных сетей. Предположение, что звук ухудшается от соседских вай-фай полей казалось абсурдным, и когда я высказал его специалистам, они сразу отмели его, справедливо заметив, что у всех дома ловятся чужие сети, но ни у кого нет подобных проблем. И все же, я решил исследовать эту версию и начал наблюдать за индикатором на компьютере. В течение суток поля сетей колебались – большую часть времени чужие сети показывали отличный прием на четыре «палочки», но иногда две их них опускались до трех, а то и до двух делений. В момент, когда интенсивность полей упала, я включил систему – она звучала! Не торопясь с выводами, я продолжал наблюдать. Через некоторое время два самых слабых поля опять подпрыгнули на четыре деления, и почти сразу звучание системы ухудшилось. Я уже столько раз радовался своим «открытиям» и потом обламывался, что даже удивился, как моему сердцу еще не надоело трепетать в предвкушении правильного ответа. В этот раз оно трепетало особенно сильно. В течение дня закономерность повторялась дважды – стоило интенсивности полей снизиться, и система играла заметно лучше. Поля возвращались к высоким значениям – звук пропадал.

На следующий день я обошел всех соседей и попросил их выключить вай фай на пятнадцать минут. Эти минуты были волшебными – так хорошо моя система не играла очень давно, может быть вообще никогда. Через пятнадцать минут соседи снова включили свои роутеры, и звук испортился на глазах, словно его ухудшили каким-то «злым микшером». Причина была установлена – осталось ее устранить.

Я просил всех соседей поочередно выключать роутеры и установил, что сильнее всего на звук влияет роутер, который работает прямо подо мной. Стоило отключить только его, и, невзирая на остальные работающие поля, система отлично играла. Я купил соседу более дорогую модель роутера с регулируемой мощностью, и мы выставили его на 20% Пришлось открутить еще одну антенну их двух, и только после этого мы добились того, что сосед был с интернетом, а я с музыкой. Победа!

P.S. Через несколько дней я поставил пластинку, готовясь насладиться музыкой, и буквально застонал от досады – звука снова не было!

- Нет! – чуть не плакал я, - Опять эта мистика! Я же установил причину, неужели опять ошибка? Правда что ли высшие силы?!

Я бросился к компьютеру – на индикаторе вай-фай сеть нижнего соседа была на максимуме. Я набрал его номер.

- Ну, да, я прикрутил антеннку обратно, а то что-то плохо ловится, - признался он.

Сейчас мы живем с нижним соседом в диковинном симбиозе. Половину времени его роутер работает на минимуме, и я могу слушать музыку. Вторую половину времени ему нужна устойчивая связь, и тогда я или не включаю систему, или слушаю, стараясь не замечать убогий звук. То, что причина ухудшения звучания – излучение вай-фай установлено стопроцентно, причем действие сеть оказывает не на усилитель, а на колонки. Удивительно вот что – почему мои «танцы с бубном», когда я переставлял провода и пр. на некоторое время возвращали звук, и почему с этой проблемой столкнулся только я – ведь вай-фай поля есть сегодня почти в каждом доме? Я могу предположить следующее:

Влияние на систему оказывает сложение полей, когда общий фон достигает определенной интенсивности. Ведь достаточно отключить только один роутер из четырех, и звучание нормализуется. Это же объясняет причину, по которой первый год моя система играла нормально. Кто-то в доме установил пару «критических» роутеров, и для моей электроники фон стал запредельным – она начала задыхаться.

«Танцы с бубном» возвращали на некоторое время звук, потому что система находится в определенном электрическом равновесии между своими собственными компонентами и окружающим ее вай-фай полем. Переключение проводов, чистка клемм или замена усилителя изменяли это равновесие, и на какое-то время система выходила в другой режим работы, после чего снова «душилась» излучением. Это абсолютно «шаманское» объяснение, но другого у меня нет.

Вот такая история. Недоверчивые эксперты могут пребывать в скепсисе и говорить «такого не может быть» - мне все равно. Я рассказал, как было, и тому есть свидетели, которых я почти год изводил своими звонками. Утверждаю с абсолютной уверенностью, подтвержденной опытом – в определенных условиях вай-фай излучение оказывает на музыкальную аппаратуру сильнейшее действие. Если у вас дома есть стереосистема высокого класса, а компьютер показывает наличие большого количества вай-фай сетей, попробуйте уговорить соседей на время их отключить, и послушайте, как звучит в этом случае аппаратура. Быть может, вы откроете для себя совсем другой звук! И разумеется, в той комнате, где стоит ваша система, не стоит включать свой собственный роутер. Еще лучше совсем отключать его на время прослушивания.

UPDATE - Победить проблему окончательно удалось следующим образом - роутер соседа был перенесен специалистами в коридор, после чего единственная оставшаяся антенна из двух была обернута шестью слоями алюминиевой фольги. Теперь в той зоне, где находится моя система, проблемное поле ловиться на 2-3 деления, вместо прежних пяти, а в квартире соседа интернет ловится без проблем в любом месте. Я с музыкой, он с интернетом!


RE: Винтажная система для рок-музыки. - petr.solo1223 - 26-02-2017 11:49

Это говорит лишь о том что схемотехника ваших аппаратов и конструкция межблочных кабелей не годится для таких условий. Баланс вам в помощь. И не забывайте,что негативное влияние на звук в бОльшей степени оказывают не излучаемые антены роутеров,а импульсные блоки питания,лампочки экономки, СВЧ печи и т.д - помехи по питанию гробят звук намного сильнее. Правильно организованное питание - выделенная линия + правильная фильтрация = и будет вам аудиофильское счастье.


RE: Винтажная система для рок-музыки. - lEON2075 - 26-02-2017 12:06

У вас система построена с большой любовью к музыке!
Мне нигде еще не доводилось слышать систему по-настоящему играющую рок музыку...
Джаз- да, есть системы играющие и очень хорошо!
Может вы снимите видео вашей системы? Было бы очень интересно послушать и увидеть красоту?


RE: Винтажная система для рок-музыки. - pavel_sanaev - 26-02-2017 12:12

(26-02-2017 11:49)petr.solo1223 писал(а):  Это говорит лишь о том что схемотехника ваших аппаратов и конструкция межблочных кабелей не годится для таких условий. Баланс вам в помощь. И не забывайте,что негативное влияние на звук в бОльшей степени оказывают не излучаемые антены роутеров,а импульсные блоки питания,лампочки экономки, СВЧ печи и т.д - помехи по питанию гробят звук намного сильнее. Правильно организованное питание - выделенная линия + правильная фильтрация = и будет вам аудиофильское счастье.
Сначала тоже грешили первым делом именно на питание. Таскали разные
стабилизаторы - ноль эффекта. Потом думали что дело в кабелях - пробовали разные - не помогало. Думали, проблема в усилителе - пробовали два других - та же фигня. Только когда стало понятно, что это именно фай вай - тогда все исправилось. Судя по всему действует он на акустику, но может быть и на всю систему в целом. И как я уже писал - нужна определенная критическая масса. То есть 4-5 полей система выдерживает без проблем. Пятое поле (нижнего соседа) сильно ухудшает звук. А если еще и мой собственный роутер включить - вообще кранты - играет как большая китайская магнитола ))) Выключаешь роутеры и буквально за 2 минуты звук восстанавливается, причем так заметно, как будто его невидимой ручкой выводят на другой режим. Гости в шоке были. когда и им демонстрировал.

Может быть это связано с тем, что квартира небольшая и все эти поля очень скученны.

А по поводу питания - у меня стоит стабилизатор-кондиционер - да, с ним лучше, но эта разница не такая драматическая, как та, что появляется, если включить 2 избыточных роутера.

Со временем можно и выделенкой озаботиться и более качественным стабилизатором - но это уже надо будет в другой квартире спец компану под музыку делать. Бесконечный процесс )


RE: Винтажная система для рок-музыки. - Nekrozov - 26-02-2017 12:37

Тут поможет только клетка Фарадея во всю комнату.


RE: Винтажная система для рок-музыки. - pavel_sanaev - 26-02-2017 12:49

(26-02-2017 12:37)Nekrozov писал(а):  Тут поможет только клетка Фарадея во всю комнату.
Будете смеяться, но были люди с кем это почти всерьез обсуждалось )))


RE: Винтажная система для рок-музыки. - Nekrozov - 26-02-2017 12:52

Ну, можно было попробовать экранировать сами колонки, если Вы считаете, что в них проблема. И, конечно, шапочку из фольги Улыбка.


RE: Винтажная система для рок-музыки. - petr.solo1223 - 26-02-2017 13:59

Специально посмотрел - найдено двенадцать сетей ,не считая моей, + в пяти километрах аэропорт со своими радарами и прочим, так что ЭМ обстановочка ещё та , но при этом у меня нет того эффекта о котором вы рассказываете, просто всё дело в том,что у меня полностью балансный тракт. А если включить например ,обычный музыкальный центр ,то можно услышать весь букет помех и наводок.


RE: Винтажная система для рок-музыки. - WoWaN - 26-02-2017 14:04

Угу ..через пару лет нам расскажут как вай-фай отрицательно влияет на наше сознание и кору головного мозга .Не забудут про "зомбирующие лучи" .


RE: Винтажная система для рок-музыки. - pavel_sanaev - 26-02-2017 14:17

(26-02-2017 13:59)petr.solo1223 писал(а):  Специально посмотрел - найдено двенадцать сетей ,не считая моей, + в пяти километрах аэропорт со своими радарами и прочим, так что ЭМ обстановочка ещё та , но при этом у меня нет того эффекта о котором вы рассказываете, просто всё дело в том,что у меня полностью балансный тракт. А если включить например ,обычный музыкальный центр ,то можно услышать весь букет помех и наводок.
Это в смысле вот с такими входами/выходами как на фото?