![]() |
Crystal Solid - Версия для печати +- Hi-Fi Forum (https://hi-fi-forum.net/forum) +-- Форум: Звук (/forum-3.html) +--- Форум: Hi-Fi Аудио (/forum-8.html) +---- Форум: Авторские работы (/forum-10.html) +---- Тема: Crystal Solid (/thread-179232.html) |
Crystal Solid - Eugene. - 11-04-2017 23:42 В общем, любопытство меня подтолкнуло на авантюру продолжить линейку RIAA корректоров «Crystal» устройством реализованном исключительно на полупроводниковых элементах. Цели исходно ставились амбициозные, корректор не должен был субъективно проигрывать старшей ламповой модификации, а желательно – играть еще лучше. При проектировании основной упор делался не столько в стремлении достичь каких-то исключительных объективных характеристик, а больше учесть особенности субъективного восприятия. Всё-таки, это шестое устройство в линейке, а все предыдущие модификации дали уже определенную статистику взаимосвязей объективного и субъективного. В результате получилось довольно необычное устройство совсем не вписывающееся в тренд проектирования твердотельных корректоров. Объективные параметры корректора следующие: Коэффициент усиления (1kHz) ≈120 Разбаланс между каналами <1% Входное сопротивление 47kΩ±0.1% Входная емкость (регулируемая) 50÷470pF THD (1kHz, Uout=1Vrms) 0.05% Уровень шума (не взвешенный) -80dB Уровень фона -70dB Уровень перекрестной помехи (20Hz - 20 kHz) -90dB Перегрузочная способность +32dB Максимальное выходное напряжение 40Vrms THD (1kHz, Uout=40Vrms) 1.9% Выходное сопротивление ≈0.5Ω Сопротивление нагрузки >10kΩ Характеристика коррекции eRIAA Погрешность характеристики (20Hz - 20 kHz) ±0.15dB Конечно, с технической точки зрения, основной интерес представляет базовый усилитель. Он двухкаскадный и реализован на полевых транзисторах. Все усиление сосредоточено в первом каскодном каскаде, второй каскад выходной, и реализован как истоковый повторитель с дросселем в цепи истока. Нужная частотная характеристика получена включением между каскадами корректирующей RC цепи. Цепей общей ОС, как по переменному так и по постоянному току, в усилителе нет, соответственно и нет проблем с ними связанных. Естественно, возникают другие проблемы, но они имеют более простые решения. Несколько необычен используемый выходной дроссель. Кроме того, что обмотка имеет глубокое вертикальное секционирование, в нем используется гибридный сердечник из трансформаторной стали и пермаллоя. Это позволило стабилизировать значение индуктивности при больших изменениях напряженности поля и отнести собственные резонансы далеко за область звуковых частот. В общем, учитывая отсутствие общей ОС, объективные параметры усилителя выглядят очень не плохо – при коэффициенте усиления 61dB он имеет полосу 3Hz÷80kHz, и приведенное ЭДС шума порядка 23nV/√Hz. Что интересно, при низких выходных напряжениях (единицы вольт) в спектре искажений присутствует только вторая гармоника. Во всяком случае, можно гарантировать, что если и есть гармоники более высоких порядков, то они лежат ниже уровня -130dB. При уровнях близких к максимальным, можно углядеть и шестую гармонику. Скорость спада уровня гармоник близка к экспоненте. Система питания стабилизированная двухступенчатая. Корректор питается двумя напряжениями, входной каскад – 530 вольт, выходной каскад – 210 вольт. Два напряжения сделаны для уменьшения потребляемой мощности и частично из технологических соображений. Вторичные стабилизаторы находятся непосредственно рядом с потребителями. Было уделено особое внимание снижению шума самих выпрямителей – выпрямители сделаны по нулевой схеме, использованы помехоподавляющие резисторы, фильтр силового канала начинается с дросселя. Так что даже использование первого попавшегося стандартного силового трансформатора (с подходящими напряжениями), не привело к каким-то катастрофам. Вообще-то, это не законченное устройство, а скорее макет, сделанный для проверки самой концепции (уж очень интересно было послушать, что получится). Во-первых, в корректоре отсутствуют цепи защиты выхода от переходных процессов. Во-вторых, в некритичных узлах и цепях использовались компоненты по принципу – что под руки попало (теоретически, если этому вопросу уделить больше внимания, то может, станет еще лучше). Это же относится и к корпусу ( благополучно на заднюю панель не влезли входные гнезда, и не оделась крышка). Но, там где надо, ставилось то - что надо. Для самого корректора были специально изготовлены печатные платы, несмотря на простоту схемы, макет на проводочках и «соплях» - здесь не очень подходит по куче причин. В итоге, получившаяся конструкция позволяет без опаски перемещать ее в пространстве, так что (пока) одесситы, любители винила, милости просим – его можно взять на пару дней послушать и составить собственное впечатление о его возможностях. В принципе, он уже пошел по рукам. И напоследок, пару слов о звуке. Надежды и ожидания выполнились, и, пожалуй – перевыполнились. Играет он здорово, просто – обалденно здорово. В целом – сбалансированный бархатистый рельефный звук, с отличной динамикой и микродинамикой. При прямом сравнении с корректором, который у меня стоял (последняя версия гибридной схемы), и к которому ни у кого как бы не было особо вопросов (в том числе и у меня), поставил вопрос – а почему этих вопросов не было. Естественно, все выше сказанное, мое личное мнение. Если найдутся желающие взять его послушать и озвучить свою оценку (не по фотографии) как положительную, так и отрицательную – это будет только приветствоваться. С уважением. RE: Crystal Solid - t.800 - 12-04-2017 08:29 Вот это подход к делу!!! ![]() возможность взять на прослушку, и в конце скромно о звуке...мастеру респект и уважуха. ![]() Всё открыто и никакой шелухи, пример для горе-мастеров. RE: Crystal Solid - vd-two - 12-04-2017 12:35 (11-04-2017 23:42)Eugene. писал(а): приведенное ЭДС шума порядка 23nV/√Hz.Может быть я ошибаюсь, но при такой спектральной плотности не получается -80дБ шума в звуковой полосе. RE: Crystal Solid - amatti73 - 12-04-2017 17:47 (11-04-2017 23:42)Eugene. писал(а): Максимальное выходное напряжение 40VrmsТолько один вопрос - Зачем 40 Vrms на выходе? RE: Crystal Solid - vadimkanik63 - 12-04-2017 17:51 Если будете отправлять на послушать - написать отзыв за пределы Одессы - с удовольствием бы послушал. RE: Crystal Solid - Eugene. - 12-04-2017 19:16 (12-04-2017 12:35)vd-two писал(а): Может быть я ошибаюсь, но при такой спектральной плотности не получается -80дБ шума в звуковой полосе.-80dB – это шум корректора с эквивалентом головки на входе (кстати, он совсем не белый, а окрашенный). А 23nV/√Hz – это шумовая ЭДС некорректированного усилителя с закороченным входом. Эти значения не могут совпадать в принципе. Ну, как зачем 40 вольт на выходе - чтобы эффективно грохать входные каскады крутых брендовых усилителей. ![]() Если серьезно, то дело не в выходном напряжении, а в перегрузочной способности и динамических искажениях возникающих при перегрузке или возле нее. Корректор на ОУ с типовой допустимой перегрузкой около 20dB, и корректор с допустимой перегрузкой 30dB и более – звучат ну очень по-разному. С уважением. P.S. Корректор погуляет по Одессе, а потом прошвырнется по Украине, больше мнений – больше толку. RE: Crystal Solid - vd-two - 12-04-2017 19:48 (12-04-2017 19:16)Eugene. писал(а): А 23nV/√Hz – это шумовая ЭДС некорректированного усилителя с закороченным входом.23nV/√Hz никак не могут быть ЭДС. Спектральная плотность станет ЭДС только если умножить ее на корень квадратный из полосы. И закороченный вход на нее никак не влияет, шум при разном сопротивлении источника будет определяться спектральной плотностью шумового тока. Вы и сами это знаете, просто непонятно как получились 23, как то много ![]() RE: Crystal Solid - estet1978 - 12-04-2017 21:04 Ознакомился с Solid. В своей системе мне многократно доводилось слышать гибридную версию. К ней действительно не возникало вопросов, пока мне в руки не попал двухблочный ламповый корректор из старшей линейки. Тогда я сказал Жене, что хотел бы себе такой, хотя в системе имел именитый брендовый корректор. Но разработчик уже тогда вынашивал план реализации Solid... И вот корректор у меня. К гибриду вопросов больше нет, он потерял актуальность в прямом сравнении, во всяком случае для меня. Сравнить напрямую с ламповым возможности нет, но по ощущениям по уровню не уступает, а по точности воспроизведения превосходит.Пожалуй, это лучший корректор побывавший у меня. Характер звучания скорее ламповый, чем твердотельный. Бросается в ухо широкий динамический диапазон, что особенно заметно при прослушивании треков симфонической музыки. Тембрально все замечательно, частоты прекрасно сбалансированы. Подача аудиофильская с сочными красками и бархатными низами умноженная на высокое разрешение и общую ритмичность. Рекомендую к ознакомлению всем сердцем. Себе уже заказал. RE: Crystal Solid - Eugene. - 12-04-2017 21:33 Совершенно верно, и конечно была учтена полоса анализа, прибор это умеет делать сам. Можно пересчитать и вручную, показания сходятся. Основные шумы усилителя сосредоточены в области достаточно высоких частот, шум начинает заметно расти где-то с сотни килогерц. Может я погорячился, и поставил слишком широкую полосу для анализа, вернее – не скорректировал стандартные установки прибора. В принципе, полосу анализа можно менять от единиц герц, до единиц мегагерц. Собственно для этого применения, что там делается так высоко, действительно, не очень актуально, и я не сильно парился на сей счет. Свой вклад могли внести и наводки, все измерялось на столе, без всякой экранировки. Ну, компьютер выключить пришлось, а вот экономка над столом – работала, это еще то чудо. Для «голого» усилителя, шумовой ток я не учитывал вообще. А вот параметры корректора уже измерялись в звуковом диапазоне (и с уже выключенной экономкой). С уважением RE: Crystal Solid - Eugene. - 27-12-2017 21:45 С некоторой задержкой, но все-таки на свет появилась финальная версия корректора. Собственно схемотехника не изменилась, но для финальной версии уже проводился и более тщательный отбор компонентов по параметрам, и естественно - компоненты выбирались целенаправленно, а не что под руку попало. В финальной версии были немного расширены функциональные возможности: Появилась система блокирования выхода при включении и выключении. Коммутатор входной емкости стал легкодоступным, теперь не требуется снимать крышку для подбора входной емкости. Расширен диапазон возможных значений. Корректор получил два равноценных входа, которые можно переключать прямо с передней панели не выключая корректор. В общем, все эти изменения ориентированы на любителей «поиграться» с настройками корректора и разными картриджами. Дизайн – минималистический, на передней панели присутствует только одна ручка, совмещающая функции выключателя питания и селектора входов, и индикатор включения. Что соответствует моему видению вопроса дизайна – аудиоустройство, в первую очередь красит звук, а не «рюшики». На предмет звука, мнения немного разошлись. Кто имел возможность сравнить с прототипом, считают – что он звучит лучше. На мой взгляд, не лучше, а немного по-другому. В общем, это стандартная ситуация для устройств не имеющих общей ОС, двух абсолютно одинаковых – не бывает. Это и плюс, и минус – смотря как посмотреть. Как это выглядит в финале, показано на картинках ниже. С уважением. RE: Crystal Solid - AVM - 28-12-2017 00:00 БП можно было сделать и выносной, да и для переключателя емкости найти галетники поинтереснее, с выносом не переднюю панель. RE: Crystal Solid - Eugene. - 28-12-2017 00:24 Можно и выносной источник, но особой необходимости в этом - вроде и нет. Хотя в корректоре нет ни одного экранированного проводника, услышать фон при полном усилении системы (а это порядка 80dB на 100 герцах) – проблематично. Насчет переключателя для выбора входной емкости и выносом его на переднюю панель – позволю себе, не согласится. Таскать низкоуровневые сигналы через все устройство – меня не вдохновляет, как не вдохновляет и использование громоздкого переключателя с удлинителем. Альтернатива, конечно, есть – релейный коммутатор. Но это дорого и громоздко. С уважением. RE: Crystal Solid - AVM - 28-12-2017 08:06 (28-12-2017 00:24)Eugene. писал(а): Можно и выносной источник, но особой необходимости в этом - вроде и нет. Хотя в корректоре нет ни одного экранированного проводника, услышать фон при полном усилении системы (а это порядка 80dB на 100 герцах) – проблематично.Для концептуального устройства, бескомпромиссного, выносной источник как правило, ну и на селекторе емкости странная экономия - длинная штанга - галетник на задней панели, тем более что два входа и оперативная регулировка не помешает. RE: Crystal Solid - Eugene. - 28-12-2017 10:03 Ну, что я могу сказать, що маємо - те маємо. Вам и карты в руки. С уважением. P.S. Так как это не первый корректор, который я сделал, то вполне четко представляю реальную востребованность такой функции. RE: Crystal Solid - estet1978 - 31-12-2017 14:36 А мы с Максимом Rubner уже слушаем корректор. Да что слушаем, счастливо владеем им). Причем у каждого свой. Есть повод задуматься о продаже своих брендовых корректоров, а на разницу в стоимости накупить голов и пластинок. Сам так поступил ![]() |