![]() |
*-90 - Версия для печати +- Hi-Fi Forum (https://hi-fi-forum.net/forum) +-- Форум: Разное (/forum-5.html) +--- Форум: Курилка (/forum-36.html) +--- Тема: *-90 (/thread-187867.html) |
*-90 - Falerist - 04-01-2019 13:30 Самым легендарным и самым противоречивым продуктом советской HI-FI индустрии является акустическая система 35АС-1 (боле известная широким массам как S-90). Это была первая советская АС, которая достигла планки HI-FI и стала своеобразным символом качественной советской аудиотехники. Более того — это был первый в СССР серийный аудиокомпонент, соответствующий стандарту DIN 45500, следующим стал усилитель «Бриг». Интересно ещё и то, что создателем этой “культовой” системы стал настоящий патриарх советской и латвийской акустики Роланд Керно, который ещё в годы войны получил ценный опыт на предприятиях фирмы Telefunken. Помимо прочего история создания S-90 связана с современными мифами, которые распространяет один из якобы бывших сотрудников завода ”Radiotehnika”. На этом мифе я остановлюсь отдельно, так как стараниями этого человека пол рунета принимает его за создателя. Наследие военного времени Как известно из истории компании «VEF Radiotehnika RRR» в 1941-м году она вошла в состав крупного немецкого производственного объединения “Telefunken”. На “Радиотехнике” в то время занимались исключительно военными заказами, производили ремонт радиопередатчиков, радиоприемников, оптического оборудования и громкоговорителей. В тот тяжелый для Латвии и мира период на предприятии работал молодой инженер Роланд Керно, который в последствие создаст первую в СССР акустическую систему класса HI-FI. Считается, что ценный опыт в одной из лучших технических компаний Европы военного времени существенно отразился на мышлении молодого инженера. По воспоминаниям Лихницкого, который в одной из публикаций упомянул о разговоре с Керно, известно, что тот имел отношение к созданию 300-миллиметровых громкоговорителей и акустических систем для радиоприёмников. В числе прочего Лихницкий упоминал, что Роланду Пауловичу удалось узнать несколько технологических секретов, связанных с диффузорами немецких динамиков (делать истину в первой инстанции сведения из его статьи я бы не торопился, учитывая любовь Лихницкого к мистификациям). Немного биографических данных После получения аттестата о среднем образовании Роланд поступил на технический факультет Латвийского государственного университета. В годы оккупации, как я уже писал, выпускник Рижского ВУЗа работает на предприятии «Telefunken Geratewerk Riga», которое тогда приобретает известное ныне имя “Radiotehnika”. После завершения оккупации Роланд Паулович продолжает работу на том же предприятии уже в качестве советского инженера. В то время будущего создателя S-90 можно без преувеличения назвать человеком своего времени. Его инженерные и конструкторские электроакустические решения часто предвосхищали изобретения западных инженеров. В отличие от многих советских разработчиков, Керно не повторял уже созданные образцы, а разрабатывал либо принципиально новую технику, либо просто оригинальную и не уступающую зарубежным аналогам. В начале 60-х Роланд предлагает для достижения высокой верности воспроизведения использовать многополосную конструкцию с частотным разделением при помощи пассивного фильтра. Такие системы практически не выпускались в СССР, да и на западе использовались в основном широкополосные. Это одно из многих новаторских решений, которое найдёт своё применение как в советских, так и в западных массовых продуктах уже в 70-80-е годы. Фундаментальными знаниями и смелыми техническими решениями Керно заслужил негласный титул патриарха советской электроакустики. Он быстро стал одним из ведущих разработчиков аудиоаппаратуры в КБ “Орбита”, которое входило в ПО “RRR Radiotehnika VEF”. Предпосылки к появлению S-90 Как и в случае с первым Hi-Fi усилителем, на голом энтузиазме эта акустическая система появиться не могла. Нужна была воля руководства и т.н. плановая необходимость. Такая необходимость возникла в 1975 году. На выставке “Связь 1975” была представлена радиола “Виктория 003” и электрофон “Аллегро 002”. Представленные образцы готовились к выпуску в течение ближайших 2-х лет. С серийным выпуском возникла проблема: для радиолы и проигрывателя не было достойной акустической системы, которая могла бы раскрыть их возможности. Основным критерием новой акустической системы должна была стать мощность. В техническом задании для разработчиков значился номинал в 35 Вт для каждого канала (т.е. порядка 100 Вт RMS). Создание такой системы поручили КБ “Орбита”. Керно воспользовался ситуацией и заложил в техническое задание по акустике новые требования HI-FI стандарта. Получивший к тому моменту несколько патентов на электроакустические изобретения, Керно решил применить свои наработки для создания АС с высокой (по советским меркам) верности воспроизведения. Первые шаги — 35АС-1 В результате напряженного творческого процесса, благодаря интенсивной и слаженной работе коллектива “Орбиты” под руководством Керно, в 1977-м году были созданы 35АС-1. Фактически это те же S-90, только с немного другим дизайном. Именно эта АС стала первой системой, соответствующей Hi-FI стандарту. Авторами проекта стали Керно Роланд Паулович и Ласис Дзинтарс Артурович. Для обеспечения достаточного звукового давления было выбрано фазоинверторное акустическое оформление корпуса, при этом, чтобы гасить паразитные резонансы от СЧ и ВЧ динамиков, их разместили в отдельных закрытых объемах. Достаточно современным стало вынесение отверстия фазоинвертора на переднюю панель корпуса, что позволило экономить площадь при размещении АС. В системе были установлены громкоговорители НЧ: 30ГД-1-25, СЧ: 15ГД-11-120 и ВЧ: 10ГД-35-3000. Одной из интересных и характерных особенностей акустики стали ступенчатые регуляторы уровня воспроизведения для СЧ и ВЧ. Регуляторы позволяли изменять звуковое давление и тембральные особенности в диапазонах от 500 до 5000 Гц и от 5 000 до 20 000 Гц. Каждый блок регулирования имел три фиксированных положения: 0дБ, -3дБ и -6дБ. Так в положении «0 дБ» сигнал с фильтра сразу подавался на динамическую головку, а в остальных положениях проходил через соответствующий резистор, который его ослаблял, таким образом определяя частотные и тембральные особенности звучания. Лучшая АС в СССР 70-х Характеристики системы были лучше чем у всех бытовых образцов, выпускавшихся СССР в тот момент. Многие авторы, хорошо знакомые с западными АС того периода, говорят, что эта советская разработка превосходила некоторые образцы аналогичной техники из США и Европы, однозначно уступая только японским разработкам. Паспортная мощность — 90 Вт. Номинальная мощность — 35 Вт. Номинальное электрическое сопротивление — 4 Ом (8 Ом). Диапазон воспроизводимых частот — 31,5...20000 Гц (+-4 дБ). Номинальное звуковое давление — 1.2 Па. Гармонические искажения АС при уровне звукового давления 90 дБ на частотах: 250 – 1000 Гц: 2 % 1000 – 2000 Гц: 1,5 % 2000 – 6300 Гц: 1 % Габаритные размеры АС — 360x710x285 мм. Масса АС — 30 кг. Этот пугающе горбатый график АЧХ для советской техники 70-х был недостижимым эталоном Через два года 35АС-1 с измененным дизайном стали выпускаться заводом “Радиотехника” как самостоятельный продукт под названием S-90. Существенных изменений в акустических характеристиках S-90 не было — это была почти та же АС с новым названием. Более поздние версии АС «S-90B» и «S-90D» отличались увеличением частотного диапазона, наличием индикации электрической перегрузки громкоговорителей и новым обновлённым дизайном корпуса. Радость и проклятье советского меломана Как и любая другая система 35АС-1 не была лишена недостатков. Придирчивые аудиофилы часто жалуются на бубнящий характер низких, ненатуральную звукопередачу и бесполезность тембральных фильтров при низкой соглавованности системы с усилителем. Специалисты отмечают несовершенство конструкции фильтра. Между тем, высокая мощность АС (что привлекало в многих в этой системе) и присущая советской технике простота конструкции оставили опытным радиолюбителям возможность для доработок и усовершенствований. Неожиданный “создатель” Прошли десятилетия, выпуск легендарной системы прекратился в начале девяностых, все основательно забыли о тех, кто её создавал. В Латвии, конечно, помнили, Роланд Керно продолжал свой творческий путь инженера почти до момента смерти, стал членом Латвийского акустического общества. Умер инженер в 2003-м году. Но вот в России, куда до распада СССР поставлялась львиная доля S-90, о нем забыли. Так в 2014-м году на канале компании Alex Audio появился ролик, снятый телекомпанией “Эксперт ТВ”, в котором некий член РАЕН Александр Ян-Беляевский (основатель компании “Алекс Аудио”) называется автором акустической системы S-90. Мол, АС была разработана в 80-е годы, когда Ян-Беляевский якобы работал на заводе “Радиотехника”. Сведений о том, что он действительно там работал в сети нет. Кроме вот этого рассказа самого Ян-Беляевского, привожу цитату, где он упоминает о том, что именно он разработал фильтр для S-90: «В далеком и безоблачном 1975 году в СССР повсеместно продавалась акустика 35АС — 35 Вт. (по международным стандартам 70 Вт.), которую производили все заводы и Рижский завод имени Попова не был исключением… Акустику можно сделать и на слух. „Как оно было на самом деле!“, рассказывает автор S-90 Мне на тот момент было 14 лет, я занимался в кружке радиотехники в Кожухово, метро Автозаводская, под руководством Павла Иконникова. Мои родители были знакомы с главным инженером Рижского завода — Цудечкисом — „Он все мудрил“, „Инициативный человек — все новое-новое внедрял, на нем весь завод и держался!“. Для себя, для дома, я сделал акустическую систему, взяв за основу рижские динамики — „Ее у меня дома увидел Цудечкис!“, первое, что он сказал: „Вот-вот-вот то, что мне нужно — у меня целое КБ (Конструкторское бюро) в подчинении, а все бестолку!“ Акустику можно сделать и на слух. „Как оно было на самом деле!“, рассказывает автор S-90 «Во всем мире — я считаюсь основателем прототипа колонки S-90, который был создан в 1979 году, в 1980 его запустили в серию». Мы поехали в Ригу на завод, зашли во все отделы: инженеры, конструктора, техники. Цудечкис дал распоряжение: „Вот этот парень, что будет говорить то и делайте!“. И все получилось, представляете — мне было 14 лет, они чертили, писали, рассчитывали, фильтры „мои“ сделали… Опытный образец был готов! Акустику можно сделать и на слух. „Как оно было на самом деле!“, рассказывает автор S-90 -Поначалу все собиралось от „балды“ — я собирал фильтры, не ориентируясь на измерения и вот долгожданный момент — S-90 поставили в звуковую камеру и расчеты Цудечкиса полностью оправдались — Практически идеальный график, „Вы все его знаете“, все были в шоке! Я понял одно: „Акустику можно сделать и на слух!“. Помимо S-90 я разработал колонки S-30, и все новые модели сразу запустили в серию. Мне подарили пару S-30, и я поехал обратно в Москву.» (авторская типографика сохранена, по материалам nnm2.com/blogs/etam) Подписывается Ян-Беляевский тоже достаточно пафосно: Всегда Ваш — Изобретатель S-90. С Уважением, Член Российской Академии Естественных Наук Генеральный директор Компании „ALEKS“ Ян-Беляевский Александр Владимирович Что интересно, сам Ян-Беляевский 1965-го года рождения. Т.е. 35АС-1 он якобы разработал в 11 лет. К слову, в 1978-м (15.01.1978 г.) году КБ “Орбита” был получен патент № 00588661 на разработку акустической системы 35АС-1 (S-90). Авторы, указанные в патенте — Керно Роланд Паулович и Ласис Дзинтарс Артурович, что полностью исключает возможность какого-либо отношения Ян-Беляевского к этой разработке в 80-е годы. Итог По сей день многие не слишком искушенные меломаны используют C-90 в качестве домашней акустики. Существуют также коллекционеры, для которых эти советские АС разных серий представляют коллекционную ценность. Российские производители акустических систем, в том числе Aleks Audio и Arslab изготавливают ностальгические клоны S-90. Энтузиасты с руками из правильного места и знаниями в акустике регулярно выкладывают варианты переделок знаменитой легенды советского колонкостроения. Создатель этой АС, Роланд Керно, из всех инженеров послевоенного времени, сделал, пожалуй, самый внушительный вклад в советскую электроакустику. Он запатентовал более 10 изобретений, разработал практически все акустические системы, выпускавшиеся заводом «VEF Radiotehnika RRR» c 1940-х годов, а это около 30 % всех моделей акустических систем, производившихся в СССР после 40-го года. Современники инженера говорили о нем следующее: Это человек уникальный, все «акустики», что с конца 40-х годов производила «Радиотехника», разрабатывал он. Одним из первых он придумал сам принцип: брать несколько динамиков, отвечающих за узкую полосу частот, и разделять их специальными фильтрами. Но Роланд Паулович считал, что невозможно собрать настолько исчерпывающую информацию, чтобы сделать все предсказуемо на бумаге. Всегда какой-то момент творчества останется в этой работе... https://habr.com/company/pult/blog/409645/ RE: *-90 - CTAC - 04-01-2019 13:40 Да было в СССР довольно много аппаратуры вполне на уровне, 35AC1 не исключение, хотя были и лучше варианты. Тут раньше были темы по их восстановлению, их затролили как всегда. По мне так лучше 35АС1 восстановить чем покупать всякий хлам мусорный типа Mission и тп. Но их нет у меня ![]() Почему-то считается что технику СССР очень дорого ремотировать, а вот импорт хорош прямо с мусорки ![]() RE: *-90 - Falerist - 04-01-2019 13:48 Интересно бы найти материал по Истории создания и производства Кливера. RE: *-90 - pumuru - 04-01-2019 13:52 ТС все статьи с одного сайта и в который раз "активная ссылка", а насчёт Кливера время у пенсии много, езжай на заводы : поднимай архивы. Только своими словами посты пиши, очень надА.... RE: *-90 - CTAC - 04-01-2019 13:56 (04-01-2019 13:52)pumuru писал(а): ТС все статьи с одного сайта и в который раз "активная ссылка", а насчёт Кливера время у пенсии много, езжай на заводы : поднимай архивы. Только своими словами посты пиши, очень надА....Это да, кому интересно уже давно всё знают. А кому это не надо - не заинтересует. RE: *-90 - Falerist - 04-01-2019 13:57 Кому оченьНада тому и нАда а мЕне не Нада ![]() RE: *-90 - BorisIvanovich - 04-01-2019 22:27 динамики НЧ 30 гд-1 и пищалки еще начали делать в 80 -х годах на заводе в г. Красный луч . RE: *-90 - Falerist - 06-01-2019 16:54 С-90 дрова на растопку RE: *-90 - Олег68 - 06-01-2019 18:32 Акустика от симфоний много лучше по звуку, не знаю как там по апаратному измерению, но в свое время акустика от симфонии отправила в продаже динаудио аудиенцы 50. Имел с-90 нескольких моделей, вклучая имхо лушие их этой серии "д" 8 омные RE: *-90 - ivan ivanov - 06-01-2019 18:37 Обе хуже! Но в Симфонии есть замечательный динамик 6ГД-2,который можно использовать для постройки действительно классной акустики. А в Ы-90 ,пожалуй,и нет ничего...кроме хорошего крепкого корпуса...но он маловат по объему. Хотя... на основе 75ГДН можно сделать бюджетный саб для Жигулей ![]() (04-01-2019 13:30)Falerist писал(а): Это человек уникальный, Одним из первых он придумал сам принцип: брать несколько динамиков, отвечающих за узкую полосу частот, и разделять их специальными фильтрами.А еще он изобрел колесо ![]() ![]() RE: *-90 - Олег68 - 06-01-2019 18:45 Обе хуже это какие, с-90 было много больше 2х моделей RE: *-90 - ivan ivanov - 06-01-2019 18:46 Простите,неясно выразился .Обе-это Симфония и Ы-90 RE: *-90 - Irafas - 06-01-2019 20:14 Скорее всего, статью писал молодняк, который не имел дело с упомянутыми моделями. Первой - была рижская 35 АС-1, после успеха которой, - министерство распространило команду производить подобное по разным профильным предприятиям. Вскоре, каждое из них рапортовало "наверх" о своих "новаторских модификациях", и в магазинах страны появились модифицированные клоны, которые выпускались на разных заводах много лет с многократными упрощениями и заменами. Один из самых массовых клонов запомнился всем - как "S-90", но это не "35 АС-1". Главное визуальное отличие между 35 АС-1 и остальными их клонами типа "S-90" - это меняющийся внешний вид, который трудно спутать. У пищалок тоже была разница: у первых 35 АС-1 купола пищалок были жёлтые тканевые; у её клонов - купола из толстого белого пластика... Было ещё множество других "модификаций", но о них не имеет смысла писать сейчас, ибо все эти "родственники" - имели жуткое совковое звучание. RE: *-90 - Falerist - 29-05-2019 09:10 В чем разница между 75ГДН и 50ГДН кроме номинала? Обе головы стояли в разных версиях Ы-90. RE: *-90 - pumuru - 29-05-2019 09:15 Для историка-академика "совкопрома" дилетантский вопрос. Подымаем тех.документацию и изучаем.... RE: *-90 - Falerist - 29-05-2019 09:16 Я прекрасно знаю что моща отличается, габариты те же. Может еще пылевик такой же. В чем еще их отличие? RE: *-90 - SolAndr - 29-05-2019 10:00 Самое впечатлительное в 35АС-1 - ностальгия. Как удрав с пар пили винцо у полублатного обладателя одних из первых 35АС-1 в родном городе. RE: *-90 - pumuru - 29-05-2019 11:54 (29-05-2019 09:16)Falerist писал(а): Я прекрасно знаю что моща отличается, габариты те же. Может еще пылевик такой же.ТС тратит уйму времени на поиск "шлака" в СЕти, а сам выделить необходимое не в состоянии.... Подсказка был такой справочник в мягкой обложке, цвет оранжевый, с большим перечнем АС и динамиков. Стоит поискать на развалах букинистов, хотя заядлому пироману бумажное издание "до п....ы - дверца", ![]() |