Исполнительское мастерство - Версия для печати +- Hi-Fi Forum (https://hi-fi-forum.net/forum) +-- Форум: Звук (/forum-3.html) +--- Форум: Hi-Fi Аудио (/forum-8.html) +--- Тема: Исполнительское мастерство (/thread-40604.html) |
Исполнительское мастерство - Snark - 07-11-2011 13:38 - Ему [Черному Королю] снится сон! — сказал Траляля. — И как, по-твоему, кто ему снится? - Не знаю, — ответила Алиса. — Этого никто сказать не может. - Ему снишься ты! — закричал Траляля и радостно захлопал в ладоши. — Если б он не видел тебя во сне, где бы, интересно, ты была? - Там, где я и есть, конечно, — сказала Алиса. - А вот и ошибаешься! — возразил с презрением Траляля. — Тебя бы тогда вообще нигде не было! Ты просто снишься ему во сне. - Если этот вот Король вдруг проснется, — подтвердил Труляля, — ты сразу же — фьють! — потухнешь, как свеча! — Ну нет, — вознегодовала Алиса. — И вовсе я не потухну! К тому же если я только сон, то кто же тогда вы, хотела бы я знать? — То же самое, — сказал Труляля. — Самое, самое, — подтвердил Траляля Он так громко прокричал эти слова, что Алиса испугалась. — Ш-ш-ш, — прошептала она. — Не кричите, а то вы его разбудите! — Тебе-то что об этом думать? — сказал Труляля. — Все равно ты ему только снишься. Ты ведь не настоящая! — Нет, настоящая! — крикнула Алиса и залилась слезами. -------- Весной я уже поднимал похожую тему, которая имела определенный успех (39 стр. обсуждения), правда тогда я пытался поговорить о терминах музыкальность, аналитичность и т.д. в условиях увлечения hi-fi или другими словами прослушивания музыки на системах высокого качества: https://hi-fi-forum.net/thread-27550.html Теперь же мне хотелось бы переместиться «по ту сторону зеркала» и попытаться разобраться в вопросе: что же такое исполнительское мастерство? К сожалению. Я снова столкнулся с тем, что все понимают это по-разному, а для меня очень важно разговаривать с оппонентами на одном языке. Итак позволю себе процитировать из вышеуказанной ветки: «Музыкальность - это "В первую очередь – исполнительское мастерство: контрасты, динамические эмоциональные всплески, атака и затухание там где нужно, вибрато, стакатто, пиано….да – в этом много технической составляющей, но техникой тоже нужно уметь пользоваться для выдавливание правильных эмоций у слушателя…» Я помню, что в той ветке со мной согласились далеко не все, но я продолжу гнуть свою линию. Дабы не скатываться в канаву классической академической музыки приведу очень простой пример исполнения украинской народной песни: 1. http://www.youtube.com/watch?v=AGBNIeMDSOo 2. http://www.youtube.com/watch?v=Fb6eCiacaXs&feature=related Ну же….как можно сравнивать такие вещи? – скажет кто-то – в первом случае исполнение аматорское, а во втором профессиональное! Согласен, но простые примеры на то и простые, что все наглядно и понятно с первого раза. Потому что исполнительское мастерство зачастую путают с высокой техникой, но поверьте – это не одно и тоже. Овладеть техническими приемами: ритмом, скоростью, штрихами и т.д. сложно, но имея определенные способности вполне возможно. Для этого не нужны годы, жизнь, века….Как правило нормальный консерваторский уровень уже предполагает наличие высокой техники, а вот исполнительское мастерство….это когда при помощи техники, тебе удается пропустить музыку через себя, приготовить безудержный «коктейль Молотова» и выплеснуть его на невинные головы замерших в экстазе слушателей…и когда им передается твое волнение, страсть, лед и пламень – значит с исполнительским мастерством все в порядке: there is a connection – как говорит один мой друг из Дубаи. Давайте попробуем посмотреть на конкретном примере где есть мастерство, а где просто высокая техника: 1. http://www.youtube.com/watch?v=sVeuDVZXHxo 2. http://www.youtube.com/watch?v=juLRqSV45vo Обязательно ли наличие страсти? Я считаю – да! И это касается не только музыки. Вы хотите приготовить блюдо так, чтобы гости рыдали и вылизывали тарелки языками и вымакивали соус хлебными корками? Вам непременно понадобится СТРАСТЬ! Обязательно ли наличие волнения? БЕЗУСЛОВНО! Самый одаренный, гениальный, технически безупречный исполнитель ВСЕГДА волнуется, когда выступает вживую. И это кстати очень важный момент, когда мы пытаемся сравнивать запись в студии и на концерте – в студии исполнение всегда будет более сдержанное и выверенное – в «коктейле» практически не будет адреналина. Я где-то читал, что когда у Караяна телеметрически измерили пульс во время концерта – он был в 2 раза выше, чем в спокойном состоянии. За штурвалом своего личного самолета он чувствовал себя намного спокойнее. При чем же здесь hi-fi спросите вы? А при том, что когда я слушаю систему или определенный компонент, для меня очень важны все эти страсти, волнение, всплески эмоций и т.д. И не думайте, что если это все есть В ЗАПИСИ, то оно обязательно будет воспроизводиться любой hi-fi системой. Как бы не так! И тому подтверждение бесчисленное множество компонентов, которые бродят по барахолке и никак не могут найти своего пристанища….да они и не найдут никогда. А музыкальные компоненты всегда будут на вес золота….и я искренне желаю всем, кто занимается изготовлением компонентов самостоятельно, и тем, кто занимается построением системы своей мечты побольше настоящих музыкальных компонентов, которые будут приносить радость от прослушивания их любимой музыки. А чтобы поменьше ошибаться – обращайте внимание на исполнительское мастерство. На этом пока закончу...возможно будет продолжение с примерами того как и что слушать уже в своей системе П.С. Любителям только электронной музыки повода для беспокойства нет. Впрочем как и любителям тяжметала, шансона и современной попсы. П.П.С. Напоследок задачка чуть сложнее: 1. http://www.youtube.com/watch?v=1jEBoO2eln4 2. http://www.youtube.com/watch?v=na_A98olNY0 выбирайте и решайте сами. RE: Исполнительское мастерство - groove - 07-11-2011 13:43 из первого Massimiliano Ferrati plays Mozart "Turkish March" второе нужно смотреть пару раз RE: Исполнительское мастерство - синоптик - 07-11-2011 14:04 для меня и думаю многих искушенных любителей классики и джаза - исполнительское мастерство - понятие неоднозначное и многогранное применительно к индивидуальным исполнителям - одно и к коллективам исполнителей - слегка иное....к вокалистам певцам - это одно а к хоровому исполнению - иное.....к инструменталистам - и к оркестрам - разные слегка по ньюансам. А если вцелом - обобщить - то проникновение и прочувствованность даже некая эмпатия в произведение которое воспроизводится исполняется и конечно же обязательная душевная и духовная наполненность исполнителя- крайне важны ....без сопереживания и проецирования на и через себя - нет мастерства.....это будет просто голая техника.....если сам исполнитель не плачет - слушатель тоже останется равнодушным. только СВОЙ БОГАТЫЙ жизненный и духовный опыт и талант само собой - некая гарантия что исполнителя заметят выделят и будут помнить..... RE: Исполнительское мастерство - IhorP - 07-11-2011 14:18 Вчора сі дивив кіно про Д Ґаррета Його вчитель І Перлман каже шо як Давід прийшов до нього вчити сі, то про техніку вони практично не ґоворили - тіко про музіку. Натомісць мій Кум і Жінка після концертів тіко і техніку обґоворуюць. Де хто заснув чи ше шо. Мене ж особливо емоційна сторона подобається особливо як B Bіолончелях сидить яка ґарна ґрачка. Нажаль ніякий HIFI це не передасць - пригодиться відвалювати бабоси за білети замісць тєґти лyзлеси з нета. RE: Исполнительское мастерство - VictorV - 07-11-2011 14:22 Игорю респект. поднята хорошая тема. мало таких на форуме. мнение от себя. исполнительское мастерство состоит из техники и понимании произведения, замысла автора. немаловажным моментом является вкус исполнителя, чувство меры. любой исполнитель - прежде всего интерпретатор. и тут немаловажно, сколько перца, соли и сахара он выплеснет в своем исполнении и уместно ли будет это. поэтому наличие "СТРАСТИ" наверное не всегда и совсем уместно. тем более, что были великие исполнители, которые эту самую страсть предпочитали держать под контролем, считая, что важно донести музыку до слушателя точно и беспристрастно. и у них это очень хорошо получалось. (07-11-2011 14:18)IhorP писал(а): Нажаль ніякий HIFI це не передасць - пригодиться відвалювати бабоси за білетине согласен. можно получить большое количество эмоций и дома. во-первых, есть техника, которая позволяет вытянуть те самые эмоции. во-вторых, на записях я слушаю лучших, живьем их услышать либо уже невозможно, либо очень проблематично. но посещение концертов при этом никоим образом не отменяется. что еще заметил - у меня именно после посещения концерта сильно обостряется эмоциональное восприятие классической музыки дома. даже не знаю, как это точно объяснить и почему это происходит... RE: Исполнительское мастерство - синоптик - 07-11-2011 14:33 Витя а ведь Живое исполнение это прежде всего Эмоция....выплеснутая в зал и та что родилась у слушателя. А бесстрастное точное исполнение - выдумка и фикция - если только не компьютер сочинял и исполнял сие свое творение. Сочинение музыки - процесс творческий и эмоциональный и спровоцированный сильной эмоцией. И главная задача исполнителя как можно точно понять мысль и эмоции автора и верно и технично воспроизвести это. Естесственно с некоей долей индивидуального видения понимания и слышания произведения. Только вот доля эта разная у разных исполнителей. Один порой так интерпритирует что исходник и неузнать.... RE: Исполнительское мастерство - IhorP - 07-11-2011 14:40 (07-11-2011 13:38)Snark писал(а): Давайте попробуем посмотреть на конкретном примере где есть мастерство, а где просто высокая техника: Емоції і ноль техніки http://youtu.be/xS_oKe7jJuM RE: Исполнительское мастерство - VictorV - 07-11-2011 14:50 (07-11-2011 14:33)синоптик писал(а): А бесстрастное точное исполнение - выдумка и фикция - если только не компьютер сочинял и исполнял сие свое творение.ну может выдумка и фикция. только не моя. RE: Исполнительское мастерство - groove - 07-11-2011 14:51 из второй пары выбираю девушку... товаришь похож на моего знакомого бармена какойто там категории... готовит (внешне) все очень чудово и эмоционально, а коктейли то как то не идут Игорь, а почему бы не применять слово "с кровью"? Ведь "кровь" имеет намного более глубокое значени , чем страсть... это и жизнь и душа, энергия и стремление.... и такие сильные эмоциональные переживания как рождение и смерть... сорри если туманно изьснился RE: Исполнительское мастерство - VictorV - 07-11-2011 14:53 (07-11-2011 14:33)синоптик писал(а): И главная задача исполнителя как можно точно понять мысль и эмоции автора и верно и технично воспроизвести это. Естесственно с некоей долей индивидуального видения понимания и слышания произведения. Только вот доля эта разная у разных исполнителей. Один порой так интерпритирует что исходник и неузнать....я про это и писал. иногда индивидуальный взгляд уместен. а иногда нет. все от таланта зависит. RE: Исполнительское мастерство - vitaly - 07-11-2011 14:57 жаль что с шансоном вы как то невежливо -многие исполнители и тексты трогают славянскую душу совсем не по детски ,слушать мендельсона или времена года прикольно ,но разве может это идти в сравнение с покойным М.Кругом или Кучиным или Лоц-меном "а белый лебедь на пруду..." та шо с вами разговаривать.... RE: Исполнительское мастерство - Андреич - 07-11-2011 15:00 Тема-то поднята очень и очень непростая. Касается это все не только музыки, это касается любого искусства - от музыки до литературы-поэзии и живописи-графики-фотографии. ИМХО - главное личность исполнителя, композитора, литератора, короче, того, кого можно назвать творцом. Именно поэтому невозможно вывести "формулу любви" , а народу почему-то всегда и по любому поводу ужасно хочется вывести именно формулу, чтобы подставить и получить - прямо какой-то квадратный трехчлен! Древние китайцы и иудеи создали независимо друг от друга полные своды правил на абсолютно все случаи жизни, что, конечно, сильно помогает быстро принимать решения, но гибкость-то исчезает И получается в результате покой и стабильность, но какие-то кладбищенские - все очень предсказуемо и невероятно аккуратненько. RE: Исполнительское мастерство - robot rock - 07-11-2011 15:09 Речь о шансоне (том, который французский, Джо дассен и т.п.) или репертуаре "Радио Шансон" (тот блатняк (как правильно назвать-то этот жанр?), который я к сож. слышу в маршрутках)? RE: Исполнительское мастерство - Snark - 07-11-2011 15:20 (07-11-2011 14:57)vitaly писал(а): жаль что с шансоном вы как то невежливо -многие исполнители и тексты трогают славянскую душу совсем не по детски ,слушать мендельсона или времена года прикольно ,но разве может это идти в сравнение с покойным М.Кругом или Кучиным или Лоц-меном "а белый лебедь на пруду..." та шо с вами разговаривать....Почему же не вежливо? Я не отрицаю и в шансоне, и в тяжметале и в электронике исполнительского мастерства. Скорее требования к воспроизведению отличаются вот и все. А так...мастерство есть везде... даже в попсе: http://www.youtube.com/watch?v=B-sgTMsbxh4&feature=related (07-11-2011 14:22)VictorV писал(а): поэтому наличие "СТРАСТИ" наверное не всегда и совсем уместно.Любая страсть берет начало в наслаждении или страдании. (с) Джон Локк музыка без страсти - деньги на ветер RE: Исполнительское мастерство - Sound-YP - 07-11-2011 15:29 Хорошая тема С музыкальность и аналитичностью будем считать что мы разобрались в прошлый раз осталось лишь разобраться с зазеркальем, так с казать, опустится в самую глубь кроличей норы и выяснить кто нас сновидит Но у меня вопрос, можно ли рассматривать исполнительское мастерство в отрыве от мастерства воспринимающего (слушателя), имеют ли они независимое существование И можно ли вербализовать все, что чувствуешь и не существует ли музыка как инструмент самовыражения, способный передать больше чем мы можем это сделать с помощью слов. Увы, слова относится к этому миру, а Музыка к Зазеркалью Пойду ка я послушаю великих... RE: Исполнительское мастерство - Snark - 07-11-2011 15:43 (07-11-2011 15:29)Sound-YP писал(а): Но у меня вопрос, можно ли рассматривать исполнительское мастерство в отрыве от мастерства воспринимающего (слушателя), имеют ли они независимое существованиеК сожалению легкой прогулки не предвидится: чем сложнее музыка и искуснее исполнение, тем большего уровня подготовки требуется от слушателя. В конце 18ого века жил один молодой, но не в пример чуткий и эмоциональный человек...и звали его Вильгельм Вакенродер. Он умер от тифа, когда ему было всего 20, но до этого времени успел записать не мало интересных и самое главное мудрых мыслей. Вот одна из них: "только один вид наслаждения истинен: он заключается в старательном слежении за звуками и их переплетением, в способности всей душой отдаваться захватывающему потоку ощущений, не отвлекаясь на посторонние мысли". Конечно, чем лучше ты разбираешься в композиции, ее архитектуре и вариантах исполнения, тем легче тебе следить за "звуками и их переплетениями". Но будучи дилетантом пережить музыкальное событие и впечатлиться эмоциональным всплеском и СТРАСТЬЮ исполнителя - вполне возможно. Главное - желать этого. А если не полениться и перед походом на какой-нибудь концерт предварительно почитать биографию композитора и исполнителей, познакомиться с их творчеством, послушать (причем не раз и не два) произведения, то на самом концерте многие вещи будут понятнее, и шансов заскучать будет куда меньше... если, конечно, исполнение будет соответствующее RE: Исполнительское мастерство - palpal - 07-11-2011 15:46 Интересные разговоры Снарк заводит.. К глубокому сожалению музыкального образования не хватает ,а сейчас и некогда и ,наверное,поздно...Но свой пятак попробую вставить - для меня "исполнительское мастерство " напрямую связано с Личностью исполнителя,с его характером...Можно научить всему человека,но если у него внутри нет для меня ничего "своего ",то не трогает...Похожие вещи мы обсуждали с товарищем на примере темы Нино Рота из Крёстного отца : есть Поль Мориа,тётки все плачут ,а эту же вещь развивает Манчини- получи,фашист,гранату...такая вселенская скорбь одного человека...что ты...Вот такие личностные нюансы и делают погоду...Переживания,страсти есть у всех,но не у всех они дотягивают до "символа "..Практически все ИСПОЛНИТЕЛИ это люди сами непростые,которым есть что сказать своё через Баха или того же Газманова ( на одном его вечере Эскадрон спела одна великая советская "народница " - был шок для всех )... Где-то так...ещё Высоцкого можно вспомнить- ни техники,не мастерства ,но второго такого нет... Ещё про страсть...есть другой полюс музыки - церковное пение,там страсть не приветствуется,больше трезвость...Но бывает ,что почти при полном отсутствии страсти слышишь такой накал-не вмещается просто в сознание... Видно и техника меломанская делается людьми страстными,потому её и ищем как грааль... RE: Исполнительское мастерство - skl - 07-11-2011 15:52 (07-11-2011 14:33)синоптик писал(а): Витя а ведь Живое исполнение это прежде всего Эмоция....выплеснутая в зал и та что родилась у слушателя. А бесстрастное точное исполнение - выдумка и фикция - если только не компьютер сочинял и исполнял сие свое творение. Сочинение музыки - процесс творческий и эмоциональный и спровоцированный сильной эмоцией. И главная задача исполнителя как можно точно понять мысль и эмоции автора и верно и технично воспроизвести это. Естесственно с некоей долей индивидуального видения понимания и слышания произведения. Только вот доля эта разная у разных исполнителей. Один порой так интерпритирует что исходник и неузнать....Очень точно сказано. Мастерство подразумевает в совершенстве владением инструментом + от Бога. К сожалению исполнители (особенно классической музыки) владеют инструментом безукоризненно, но глядя на их несчастные лица....и слушая то , что они исторгают...становится грустно..Думаю, что в процессе обучения у них убивают все живое... RE: Исполнительское мастерство - HiFiR - 07-11-2011 16:37 Как слушатель Разного Рока и Метала отмечу что для себя в Тяжелом металле пока что Я не смог открыть Исполнительского мастерства в контексте понимания ТС этого определения т.е. с точки зрения Техники Игры и исполнения есть много чего Интересного и заслуживающего уважения и даже в новомодных течения как Math/Progressive metal, Djent Metal, кстати вот как пример: http://www.youtube.com/watch?v=MfOnq-zXXBw. Но что касается именно Исполнительского мастерства в контексте Музыкальности я лично еще не слышал Такого исполнения в Тяж. Метале, может быть оно и присутствует и просто я еще не дорос до понимания этой музыки. Но для себя Я нахожу это самое Мастерство в более приземленных Рок и Метал ответвлениях и этому есть свои причины... RE: Исполнительское мастерство - zero07 - 07-11-2011 16:46 Snark писал(а): Давайте попробуем посмотреть на конкретном примере где есть мастерство, а где просто высокая техника: Как понять? Вопрос или утверждение,что мастерсво - это не высокая техника,а высокая техника - это не мастерство.Если утверждение - не согласен.Есть ещё человеческий фактор...положение Луны на Небе и т.д. Намек на то,что слушатели Высоцкого или Metalliki получают не такие интелектуальные эмоции сделан с короной на голове (которую желательно иногда снимать,а то прирастёт) и с томиком Достоевского в руках. В общем понятия мастерства,а тем более эмоций при прослушивании не только классической музыки сугубо индивидуальны и в тоже время общепринятыми.Есть ведь индивидумы друго,не серого цвета...но так же встречаются и люди с нарушеным балансом белого,но как-то интуиктивно верно определяющимися...ТС тема не простая но и пользы от неё не вижу ИМХО. P.S Прошу не сильно бросаться помидорами - жена только дала чистую футболку. |