Так как эта тема меня давно интересует и я даже предпринимаю собственные усилия по её освоению (пытаюсь конструировать ловушки наиболее популярных образцов) - интересуют мнения..
Информация по теме:
Общая статья Dr.Sound о акустике помещения и методах её корректировки (которая вызвала у некоторых людей недоверие) расположена тут
http://doctor-sound.com.ua/index.php?m=tuning
Общее определение бас ловушек:
[sub]"БАС-ЛОВУШКИ - это специальные устройства, предназначенные для поглощения энергии низкочастотных звуковых волн. Они используются в качестве средств акустической обработки в комнатах прослушивания, домашних кинотеатрах, студиях звукозаписи и т.п. для коррекции акустической среды данных помещений. Таким образом, данные устройства, во-первых, являются единственно эффективным инструментом для осуществления модального контроля, то есть, контроля над низкочастотными резонансами и стоячими волнами, во-вторых, единственно эффективным средством контроля над проявлениями SBIR – эффекта, и, в третьих, опять же, единственно действенным способом минимизировать последствия «фактора грязи» и «гребенчатой фильтрации», имеющих место в басовом и нижнем среднем диапазонах."[/sub]
Основные типы ловушек:
1. Цилиндрическая (Tube Trap).
[sub]"Цилиндрическая ловушка представляет собой покрытый акустической тканью пористый цилиндр из толстого сжатого стекловолокна, герметично закрытый с торцов крышками, принцип действия которого основан на разнице давления снаружи и внутри устройства. Звуковая волна создаёт вокруг наружной поверхности устройства зону повышенного давления, в то время как давление внутри устройства остаётся более низким. Таким образом, возникает перепад между давлением внутри и снаружи трубы (так называемый градиент давления). Стремясь компенсировать этот перепад, звуковая волна пытается проникнуть во внутренний объём ловушки для выравнивания давления. Но, чтобы сделать это, звуковой волне придётся преодолеть сопротивление стекловолокна, через которое ей нужно будет пройти. Резистивная стекловолоконная труба, в свою очередь, рассеивает энергию звуковой волны в виде тепла"[/sub]
Вот тут инструкция самодела с приведенными ниже измерениями "до и после", на английском
http://www.zerogain.com/forum/showthread.php?t=20379
Вот эта комната
http://www.teresaudio.com/haven/ прослушивания получила высокие оценки у экспертов и при этом тут использованы самодельные ловушки tube traps.
Вот тут инструкция по созданию:
http://www.teresaudio.com/haven/traps/traps.html
2. Угловая
http://www.auralex.com/gallery/images/ln_3co.jpg Т.е. по сути угол комнаты зашивается специальным пирогом из материалов которые обеспечивают поглощение энергии низкочастотной волны.
3. Резонатор Гельмгольца
[sub]"названный по имени Германа фон Гельмгольца (1821-1894), ведущего ученого своего времени. Механизм действия ловушек данного типа основан на сжатии внутреннего объёма воздуха (воздух обладает и массой, и упругостью), заключённого в корпусе устройства давлением звуковой волны через отверстие (я) в нём. Определенное соотношение между внутренним объёмом корпуса устройства и объёмом его суженной части, даёт резонанс на одной определенной конкретной частоте. Причем такой резонатор может как усиливать колебания данной частоты с определенной добротностью резонанса, так и ослаблять их."[/sub]
______________________________
И начну с ответа уважаемого ivan_ivanov который я, если позволите, перенес из другой темы (дабы не офтопить):
dateline= писал(а):Да поймите же ,что одни зарабатывают на том,что продают технику-а друге-на том,что рассказывают страшилки про комнатные моды и резонансы-и тут же продают ловушки-диффузоры...стоящие сравнимо или даже дороже этой техники.
Знаю несколько случаев,когда люди обращались к этим т.н.специалистам по акустической обработке-и никто не остался доволен,все плевались,некоторые все ободрали и выкинули,некоторые мучаются,т.к заплачено немерянно и обдирать жалко....
Не исключено, но лишь недоброкачественность специалистов. Но ведь на эту тему существуют институты, профессора, научные работы, все это базовые принципы физики и акустики и о том, что эти проблемы есть я могу судить банально похлопав в ладоши у себя в комнате... О проблемах баса можно судить стоит лишь немного подвинувшись в кресле ближе к стене из фокуса и это не значит что все это я не слышу сидя в центре и это не влияет на общее восприятие...
Что до людей которым не понравилось - их может быть так же много как и тех, кто покупает в магазинах телевизоры с выкрученными на изнанку цветами и им нравится...
Простейший пример - у меня есть 2 большие плотные подушки которые я установил в совершенно голые углы позади моих напольников и слышу разницу - значительно сократилось бубнение и бас звучит собраннее, хотя еще есть над чем работать. К сожалению так как свои ловушки я еще не собрал окончательно - итоговые впечатления смогу высказать лишь тогда. Пока могу опираться на разное звучание моих колонок даже в зависимости от того устелен ли на полу ковер (в позитивную сторону).
К несчастью большую часть времени стены у меня сейчас голые (пара картин) и на полу паркет, так что пока что я идеальный подопытный
Наконец без акустической подготовки не обходится ни одна студия звукозаписи, причем там проще перечислить где НЕТ всевозможных ловушек чем где они есть. Пол в студии состоит из натянутых тросов с звукопроницаемым покрытием под которым находятся звукопоглощающие материалы. Стены, углы, потолок - все одна сплошная ловушка\рассеиватель...
Наконец - все это стоит совсем не так дорого, а имеющие руки запросто могут сконструировать сами ибо ничего там сложного нет, не считая резонаторов требующих четкого расчета...
В теории все это работает, точно так же как "кресла, ковры и плотные шторы" которые являются поглотителями\рассеивателями волн в быту, только эффективнее...
Прошу всех, особенно тех кто подкован научно в этих вопросах высказать свое мнение, в частности о эффективности цилиндрической и других бас ловушек. Заранее благодарю!
"You can't open your mind boys to every conceivable point of view." - Bob Dylan