“New Tango Orquesta”, прекрасный шведский коллектив, существующий с 1996 года. То, что они играют, классифицируется обычно, как Latin Jazz, Tango Nuevo, то есть вполне вписывается в широкие рамки «World music». Я бы назвал это ещё «танго для ума и души».
один из самых любимых моих исполнителей как world music, так и вообще всего нового джаза - это ливанский немец (или немецкий ливанец) Раби Абу-Халиль.
так получилось, что первым моим впечатлением от его музыки был его совместный альбом с Баланеску Квартетом "Arabian Waltz" - это был чистый снос крыши в свое время! ... и в дальнейшем ни разу не пришлось мне разочароваться в этом исполнителе. его умение работать практически в любой стилистике поражает и восхищает!
Да, был и у меня период запойного увлечения Раби Абу-Халилом. Так, видимо, получилось, что его альбомы оказались первыми в этой музыкальной нише, и их было много, благодаря фирме “Ars-Nova”, издававшей тогда world и new-age. Это уже потом появились другие классные музыканты, появились в моей коллекции, конечно, а не в природе. А вот интерес к этой музыке вызвал Раби, это точно.
А что касается «Арабского вальса», то мне кажется любопытным показать как его исполняет абсолютно интернациональная команда, вместе с Yo Yo Ma в 2009-м.
да, очень достойное исполнение... со своими нюансами как в аранжировке, так и в звучании...
интересно прослеживать, где они "отходят" от автора, а где "солидаризуются" с ним.
тем не менее это такая же четко жанровая музыка, как и оригинал.
скажи, Юра, а вот такие образцы ты тоже отнесешь к world music??
я сразу определюсь - по-моему, такая музыка уже "переросла" любую жанровость. никакой "world" тут уже ни при чем...
Женя, я понимаю "world" не как жанр, а как множество разнообразной музыки (вне зависимости от жанров), имеющей явные связи с региональными культурами. Это может быть старая традиционная музыка, но аранжированная в наше время и сыгранная на современных, а не аутентичных инструментах. Также это может быть любая композиторская музыка, если она использует как-то национальные и региональные мотивы. Поэтому и Зорн, и Масада, однозначно, имеют прямое отношение к "world". Да и перевод "мировая музыка", или "музыка мира" говорит уже о "наджанровости" этого понятия. Так что я согласен с тобой, что такая музыка уже "переросла" любую жанровость, но к "world" это не относится, потому что "world" просто говорит о связи музыки с определенными культурами, и не обязательно одной. Кстати, в справочниках по этому вопросу полный разнобой. Я так понимаю, что согласия в терминологии пока нет.
А музыка классная. Тут не могу с тобой не согласиться.
Босса-нова, также замечательно вписывается в рамки «World music». А какая босса-нова без Антонио Карлоса Жобима. Один из моих любимых альбомов «The Composer Of Desafinado», записанный в 1963-м. Любовь эта связана ещё и с оркестром Клауса Огермана, исполняющем здесь музыку Жобима. Любители джаза наверняка знают этот оркестр и помнят его записи с Билом Эвансом, Билли Холидей, Синатрой, Оскаром Питерсоном. и.т.д. Прекрасный оркестр, сделавший, в нашем случае, музыку Жобима удивительно изысканной,
Вместе с Клаусом Огерманом в 1967-м был записан альбом «WAVE», который многие считают лучшей работой Антонио Карлоса. Это, конечно, дело вкуса, хотя я с удовольствием дам ссылку и на него https://www.youtube.com/watch?v=F016NbHwszE
После недавнего поста об африканских музыкантах, я не стал продолжать эту линию. Казалось, что и так немало музыки было там представлено. Но вот всплыло имя Fela Kuti и захотелось вернуться к этой теме. Фела Кути весьма необычная личность. Я рекомендую статью о нём в Википедии, там много очень любопытных биографических моментов. Воспользуюсь фрагментом из этой статьи, чтобы как-то представить музыканта:
«Фела Кути (15 октября 1938 — 2 августа 1997), нигерийский мультиинструменталист, музыкант, композитор, один из основателей жанра афробит, представляющего собой сложную смесь джаза, фанка, ганского и нигерийского хайлайфа, психоделического рока и традиционных западноафриканских песен и ритмов».
Вот уж где все описанные выше стили замечательно дополняют друг-друга, а все вместе представляют собой отличный «World music».
понаписывали они там в википедии много всего, но как-то мне у Фела Кути собственно африканского очень мало чего в музыке видится. или слышится... или не слышится...
короче, если взять и послушать, не зная, что это африканец - ну слышно типичный американский черный поп-фанк. все уши прослышал - не нашел и в первой половине трека и в финале ничего действительно типично западноафриканского. ну, кроме вокала, да, вокал по крайней мере африканский! но пока он не запел, голову можно было прозакладывать, что это обычный американский фанк... да оно так и есть!
ну вот послушай для сравнения сам нигерийский хайлайф...
Женя, мне трудно тебе возражать, я не эксперт в африканской музыке. До сих пор интересовался в ней только «вершками» и глубже копать, навряд ли в дальнейшем стану. Могу согласиться, что Фела Кути, за время проживания в Англии поднабрался всякого. Посмотрел бы я на того, кто пожив там в молодости и получив Лондонское образование, остался бы прежним. Просто, на мой вкус, это как раз и здорово. Хайлайф, это пока не моё. А вот эти «ребята», что будут ниже, определенно мои. Ну, они же, «вершки».
Ali Farka Touré & Toumani Diabaté - Debe live at Bozar. Раньше слушал их всегда без картинки. Здесь же остался очень доволен увиденным. Классная компания и музыка, конечно.
Думаю, что пришло время вспомнить о той «World music», которая развивается по линии добротного рока. Первый кандидат здесь, Peter Gabriel, создавший в своё время звукозаписывающую фирму «Real World Records» для продвижения этой самой музыки. Развивая свои идеи, он сотрудничал со многими этно-музыкантами, в том числе и с постсоветского пространства (ансамбль Дмитрия Покровского, Севара Назархан). Я предлагаю сегодня видеоролик
Peter Gabriel - In Your Eyes (Secret World Live):
Вот уж где неопытному уху сложно придется, попытайся здесь вычленить этно-составляющую из общей картины. Тем не менее, это достойный образец «World music» от Питера Гэбриэла.
у Гэбриэла все собственные замыслы очень интересные, но все они сразу же уходят в сторону попсы... к сожалению.
вообще-то к моей великой радости с того времени world music шагнула далеко, далеко вперед и вширь... ты слышал такой ансамбль VERSHKI DA KORESHKI ??
это нечто фантастическое!
Нет, не слышал. Я ведь, действительно хожу только по «вершкам» этой музыки. С первого раза мне они не очень-то дались. Разве что, фрагментами, там, где Старостин и Волков. Буду ещё слушать обязательно. Такое бывает, иногда, при первом знакомстве.
У меня лично, в приоритете Michael Brook, и не только за его совместные работы с Дживаном Гаспаряном, а что называется, «по совокупности». Но чтобы представить музыканта, для тех, кто с ним не знаком, его дуэт с Гаспаряном мне представляется оптимальным. Здесь всего в меру: рок отлично уживается с армянскими мотивами, дудук не слишком сладок, и в целом, всё очень достойно.
Djivan GASPARYAN & Michael BROOK "Together forever" (199 из альбома "Black Rock"
Michael Brook многолик. Вот послушай его дуэт с Уппалапу Шринивасом (U. Srinivas). На мой вкус, очень здорово. Индийский музыкант играет (играл) на мандолине, в 1999-м вошел в состав «Remember Shakti» Джона Маклафлина. О «Shakti» и «Remember Shakti» обязательно надо будет поговорить со временем. О них неправильно говорить всуе.
U. Srinivas & Michael Brook, тема «Dance» из альбома "Dream" (1995).
Мне кажется, что такая музыка не может не нравиться, вне зависимости от конкретных вкусов слушателя. Это уже какая-то общекультурная ценность.
Не удивительно поэтому, что забыл. Да и его разбросанность по жанрам, тоже не способствует запоминанию. Лет двадцать назад я увлекался вот такой стороной Брука.
BRIAN ENO-BUDD-LARAAJI-ROEDELIUS-BROOK "JAMEOS DEL AGUA" Lanzarote music festival 1989 1/3
Давно это было. А вот набор имен впечатляет и сейчас. Тут есть ещё один мой любимец Hans-Joachim Roedelius с его «ambient jazz trio “Aquarello”» (это так обзывают сейчас мой любимый проект в Википедии). Знаешь, раньше не представлял, что такое сочетание слов вообще возможно. Я про эмбиэнт-джаз трио. А ведь с Бруком ещё работали и Дэвид Торн и Джон Хассел, в каждом из которых также можно покопаться на предмет «World music». А только что всплыло в памяти ещё одно замечательное имя Steve Tibbetts. Ну, о нём обязательно позже. В общем, Женя, я получаю удовольствие уже только вспоминая эти имена, и предвкушая музыкальные эмоции.
Юра, а тебе не кажется, что в данный момент world music у тебя "расширилась" до вполне конкретного фьюжн... ну, вот хотя бы возьмем упомянутого тобой Дэвида Торна...
хотя я - совершенно без претензий! мне вообще фиолетово - фьюжн или не фьюжн - лишь бы была интересная нетривиальная музыка... и как у Торна, и как у также упомянутого Стива Тиббетса.
Женя, так ведь здесь, работает то же правило: есть во фьюжн национальные краски, тогда это также и World.
Да, в твоих примерах, Торн играет однозначно не World. Я готов предложить другие примеры, где его музыка приобретает эти черты.
David Torn - Suyafhu Skin.../Snapping the Hollow Reed из альбома Cloud About Mercury, 1987 ECM. Кстати, здесь имена тоже на загляденье
А в этой концертной версии также немало обращений к разным культурам. Достаточно прослушать первые 3-4 минуты.
David Torn's Cloud About Mercury - Frankfurt, Germany, 1987-02-07
David Torn: guitars/effects/electric koto
Mark Isham: Trumpet/Keyboards
Bill Bruford: Drums/ Electronic Percussion
Mick Karn: bass https://www.youtube.com/watch?v=oZM3vHVjYzQ
А вот ещё ролик, где к Торну добавляются ещё два прекрасных музыканта, Richard Barbieri и David Sylvian, а играют они фантастический «World music» (он же фьюжн)
David Sylvian e Mark Isham con David Torn, Richard Barbieri https://www.youtube.com/watch?v=jxVmnL14lD0
А вообще, ребята не заморачиваются про стили, когда играют, это точно. К Тибетсу я вернусь в следующем посте. Там очень много интересного для этой ветки.