Скажу сразу, данная статья не имеет цели в «разоблачении заговора» или предоставлении неопровержимых доказательств, просто изложение мыслей и личного опыта общения с данными девайсами.

 

На волне желания чего-то нового в свою систему переслушал довольно много различных ЦАП и конечно же заинтересовался цапами Museatex. Первым шагом была проработка информации по ним из сети. Цапы всплыли из небытия 90-х в 2009 году и резко набрали популярность благодаря грамотному пиару на многих известных форумах. При чем цены в очень короткие сроки взвинтились вдвое и достигли практически «ритейловой» цены аппаратов на момент их выпуска… Согласитесь, есть чему удивиться - более 10лет о них никто и не вспоминал, а тут аншлаг!!! Неужели никто не слышал прелести их звучания, и только спустя столь долгое время их вновь открыли? Плавно на различных ресурсах появились темы о волшебной красоте их звука, о мифически затвиканных аппаратах не продающихся или ни за какие деньги или за тысячи долларов, появился их разработчик Джон Райт в далекой Америке самостоятельно из подручных материалов (иначе почему его доработки практически все разнятся по звуку да и по самой сути доработок), производящий апгрейд за немалые деньги кстати, если рассматривать стоимость аппарата в первозданном виде...Так что же это - весьма успешно проведенная рекламная акция или действительно Святой Грааль Звука. Собственно вышеизложенные мысли появились в процессе заинтересованности данными изделиями и проработке имеющейся на просторах Интернета информации. Вооружившись теоретически, я перешел к практике, а именно поиску аппарата для приобретения…Скажу сразу, я исходно рассматривал покупку, как второй цап в систему с меньшими требованиями к его аудиофильности, но с высокими требованиями к музыкальности. Больше интересовала аналоговость звука, вовлеченность, передача настроения и прочие меломанские причуды. В процессе поиска были прослушаны два аппарата из младшей серии, Битстрим в несколько нестандартном корпусе, но полностью аутентичный из первых моделей без твика и Idat 44, c одним из первых  апгрейдов версии «Plus». Хочу заметить, что Idat 44 позиционируется Джоном Райтом, как наиболее удачный из аппаратов для твика и по питанию в том числе (возможно питание от аккумулятора 12В).

Слушались аппараты в двух системах: 

 

ламповая -

Усилитель – Tonewin MS-34C (входные лампы Ratheon, выходные Mullard EL34 и Shuguang 50Years Treasures 6CA7-Z

Акустика – Klipsch Heresy.

 

транзисторная

Пред и усилитель мощности Parasound 7100 и Parasound 5125.

Акустика Monitor Audio RS6.

 

В качестве КД - транспорта использовался Cambridge Audio 840C, в качестве USB-Coax конвертора использовался Cambridge Audio Dac Magic Plus (используется мной как хорошая альтернатива USB конверторам до 500$, выше не сравнивал). 

 

Межблоки Audioquest King Cobra, акустические Forest+ и Midnight 3, сетевые самодел на базе Audioquest, usb Logan, коаксиал самодел на базе Audioquest.

Для проигрывания файлов с компьютера использовался foobar2000, прослушивалось с включенным fidelizer и без него.

 

Музыкальный материал

 

Компакт диски, только фирменные –

Diana Krall “Girl in the other room”

Matt Bianco “Matt`s mood”

Metallica “Black album”

Armik “Café Romantico”

Dire Straits “Brothers in arms”

De-Phazz_- Godsdog_(2CD)

 

Flac 44кГц -

Norah Jones - 2012 - Come Away With Me

Eagles - Hotel California

Pink Floyd - The Dark Side Of The Moon

SCORPIONS & BERLINER PHILHARMONIKER - Moment Of Glory

Calogero 2004 - .calog3ro

Barry White Unlimited 2009 4CD

Cesaria Evora - Antology

 

Собственно системы и музыкальный материал практически не претерпели изменений с момента обзора цапов Audio-GD.

И так Museatex Bitstream, сцена упрощенная (глубины практически нет), детальность на среднем уровне, микро и макро динамика, длительность затухания послезвучий, высокое разрешение…про эти аудиофильские изыски можно забыть. НО ЗВУК этого аппарата очаровывает с первых нот и не отпускает до выключения. Мягко, красиво, певуче, картинка выглядит слитно, вокал берет за душу, высокие натуральны, бас плотный, глубокий, разборчивый. В целом на лампе ощущения, как от хорошего винилового проигрывателя. Джаз воспроизводится просто шикарно, закрыв глаза и расслабившись переносишься за столик уютного джаз-кафе и лишь окончание диска заставляет вернуться к реальности. Темная сторона луны вечных Флойдов прослушалась в плане эмоций так, как будто я никогда ранее не слышал этот до дыр истертый альбом. К сожалению, большие составы это слабая сторона аппарата, в SCORPIONS & BERLINER PHILHARMONIKER - Moment Of Glory при общей слаженности картины было сложно различить отдельные инструменты оркестра, но при этом эмоциональный накал от прослушивания оставался на высоте…При подключении к транзисторной системе достоинства и недостатки остались примерно на том же уровне. Из положительных изменений несколько улучшилась детальность и возрасла динамика. Мне больше понравилось подключение по оптике в транзисторной системе, звук был более аналоговый, чем по коаксиалу. В лампе оптика дает слишком уж мягкий и сладкий звук. По итогу прослушивания - я не слышал более музыкального аппарата, способного так хорошо передать настроение и увлечь звуком. Возможно, тут бы и закончились мои поиски (тем более этот цап рассматривался вторым в систему), но из-за требований к косметическому виду аппаратуры, я вынужден был отказаться от приобретения.

Воодушевленный звучанием я продолжил поиски и набрел на Idat 44 c твиком Plus. Настроившись на успех, я начал прослушивание…Звук был СОВСЕМ ДРУГОЙ, это не косметические изменения, это совершенно непохоже на ранее услышанное. В чем же были отличия и каков он на вкус. Первое что бросается в глаза (уши) – это вокал, он всегда на переднем плане и отчетливо выделяется на фоне основной картины независимо от жанра, если в джазе это выглядит привлекательно (кто-то наоборот к этому стремится, я же за более слитную звуковую картину), то в роке на его фоне теряется музыкальный ряд, что не есть хорошо. Из-за подчеркнутой середины высокие менее разборчивы и бас кажется приглушенным. Из написанного можно сделать вывод, что все очень плохо, это не так - многим нравится красивые средние частоты и подчеркнутый вокал, подобное я часто слышал в авторских усилителях и КД-проигрывателях после твиков. Так что это на любителя, коим я не являюсь. Из позитивных изменений – углубилась сцена, звук стал прозрачнее, детальнее, но для меня пропало то очарование, которое я испытал с Битстримом, а тестировать по аудиофильским меркам мешала специфичность подачи. В транзисторной системе аппарат проявил себя лучше, чем с лампой (сами Heresy дают очень сильную середину, что и умножилось), средние не так отчетливо выделялись, но основные тенденции сохранились – вокал подавался отдельно от аранжировки. По типу подключения, мне больше понравился коаксиал. Так же опробовал вариант аккумуляторного питания, действительно оно сказывается положительно – звук становится прозрачнее, появляется больше «воздуха», добавляются некоторые микродетали, которые были не слышны на шататном источнике питания.

 

По итогам прослушивания я сделал следующие выводы – апгрейд Джона Райта это своего рода лотерея – понравится-не понравится, с учетом того, что в каждом конкретном случае результаты разнятся. Основным в систему я бы не рекомендовал ни один из рассмотренных аппаратов, все же в цифровом тракте разрешение должно быть на одном из первых мест. Данные аппараты можно рассматривать, как цифровую альтернативу винилу, когда нет желания возиться с вертушкой и пластинками, но хочется аналогового звучания. По музыкально-меломанским качествам понравился Битстрим. Айдат больше ориентирован на любителей красивого вокала. В любом случае прослушка в своей системе крайне рекомендуется. К сожалению не удалось послушать Бидат, но к нему при цене под две и более тысячи долларов должны быть совсем иные требования., одной музыкальности тут определенно мало, тут должно быть и высокое разрешение и сцена и многие другие аудиофильские причуды, отсутсвующие в младших моделях, т.к. в этом бюджете вступают в состязание игроки совсем другого порядка. Лично я не могу позволить себе брать аппарат за такую сумму, как второй номер, плюс к тому смущает лотерея с апгрейдами Джона Райта.

 

Так что же это - легендарные аппараты или хороший пиар? Ответ на этот вопрос могут дать только личные предпочтения в Звуке. Ведь, как известно - «на вкус и цвет все фломастеры разные»….

Дополнение к обзору. 

 

После опубликования данного обзора на форуме HiFidelity, возникли вопросы по качеству и уровню компонентов, на которых проводилось тестирование, а также ivanfx любезно предложил послушать упомянутый в обзоре легендарный Bidat с апгрейдом Джона Райта Super Plus BG 2012. Собственно эти вопросы я хотел бы осветить в дополнении.

 

Насчет качества и уровня компонентов скажу кратко – их уровня вполне достаточно, чтобы понять и оценить характер звучания ЦАП в ценовом диапазоне до двух тысяч долларов, более дорогих вариантов не пробовал. Как минимум, это две разноплановые по звуку системы в составе которых компоненты твердого среднего уровня, помимо этого я забыл указать, что для дополнительного контроля использовались наушники AKG K270 Studio. По поводу кабелей, ножек и прочей тонкой доводки системы я согласен, но с оговоркой на то, что это помогает цапу лучше раскрыться, а не меняет в корне его звук. Я не понимаю цапы (да и не видел таких) для которых надо подбирать систему -  усилитель, акустику, кабеля, чтобы они сыграли…Собственно Бидат на прослушивании это и доказал вполне уверенно и обоснованно.

 

Встречайте, легендарный Museatex Bidat собственной персоной. По рекомендации хозяина аппарата, ему  необходимо прогреться (постоять включенным около суток после выключения от сети), чтобы полностью раскрыть свой потенциал. Естественно мне было интересно, что изменится с прогревом, и прослушивание я начал в непрогретом виде. Сетевой кабель использовался обычный компьютерный, цифровой простейший Профиголд с ритейлом около 20$(естественно при основном прослушивании они были заменены и звук улучшился, но основные моменты сохранились), с межблочными я рисковать не стал, т.к. по степени влияния они все же способны испортить звук поболее, чем цифровой и сетевик, потому была подключена Кобра. И так непрогретый аппарат, простейшие кабеля – включаем…и выключать не хочется, а хочется слушать музыку. Сначала «плюсы»- сцена трехмерна вплоть до вертикали, тональный баланс идеален (был несколько резковат верхний диапазон, полностью ушло с прогревом), вокал четок и разборчив, бас несколько мягковат, но точен вплоть до самого низа, высокие очень подробны и информативны, до мельчайших деталей. Надо заметить, что аппарат очень деликатно относится к мелким деталям и послезвучиям и воспроизводит их очень правильно и красиво. «Минусы» коснулись только непрогретого состояния – это резковатый верх и некоторое рассыпание сцены – инструменты могли хаотично менять свое местоположение в пространстве в процессе проигрывания, с прогревом все устранилось. И самое главное достоинство аппарата – это необычайно глубокая эмоциональность и натуральность звучания, инструменты звучат как настоящие без малейшего признака «цифры». По жанрам предпочтений замечено не было - хоть джаз, хоть рок, хоть БСО и даже электронная музыка воспроизводилась настолько красиво, что хотелось не переключать для тестирования, а просто слушать и слушать… Максимальная точность, разрешение, динамика были проявлены в транзисторной системе, в ламповой в сложных жанрах однотакт не справлялся и картинка выходила несколько смазанной, зато накал эмоций при прослушивании превышал температуру ламп усилителя…Как по мне, так это одна из лучших цифровых интерпретаций ЗВУКА, которая потрясла меня эмоциональностью и натуральностью до глубины души и которой будет очень не хватать.

Хочу заметить, что все аппараты очень положительно реагируют на кабеля, в том числе и на цифровые - Idat44 значительно лучше раскрылся с кабелем Moray James (рекомендованным к использованию с Museatex Джоном Райтом), с Bidat хозяин предложил послушать Lavardin, подключение которого как-будто сняло легкую вуаль и звук стал еще более насыщенным и прозрачным. Также они чувствительны к вариантам установки – с Битстримом пробовал установку на черноморитовые конуса, с Бидат я пробовал 3 варианта установки – на родных ножках, на сорботановых ножках и жесткую развязку на металлических конусах. Все варианты давали ощутимое изменение звучания, нельзя сказать хуже или лучше – по другому и зависит от личных предпочтений, мягкая развязка давала более тянущийся и плавный звук, жесткая быстрый и собранный. Оптический вход на всех аппаратах вполне конкурентоспособен с коаксиалом, тоже интересное поле для экспериментов. Все же в ЦАПах тех лет оптику делали, как полноценное подключение, а в современных аппаратах, с чем мне приходилось сталкиваться, подключение по оптическому входу не выдерживает никакой критики и присутствует чисто номинально. На этом обзор легендарных аппаратов Museatex завершен. Надеюсь в скором времени завершить и опубликовать обзор по авторским ЦАП.

 

Автор: lionart