Интервью с вокалистом и композитором легендарной прог-роковой группы Yes Джоном Андерсоном (ну не могу я напечатать роковую приставку «экс»!) – уже одна эта фраза звучит фантастически. Состояние перед беседой – как у юмориста Карцева на складе, где «все есть». Ведь стоит лишь окинуть взглядом дискографию столпов жанра – титанов Yes, и соло-карьеры самого Джона, как сразу хочется принять «пиримидон, пиримидон, зачем мне пиримидон?». И попытаться составить вопросы, попутно дозваниваясь в Америку. Неужели?! Yes! 

- Hеllo-о-о! 
- Очень рада вас слышать, Джон! Прежде всего я поздравляю вас с выходом вашего альбома с Риком Уэйкманом – «The Living Tree», это был прекрасный подарок «под елочку» к Новому году для всех ваших (и YES) фанов! 
- О, я очень люблю работать с Риком – это всегда забавно, он хороший человек и, - вы знаете? – отличный музыкант! 
- Великий музыкант… 
- Да! Изначально мы решили дать совместный тур, и записать альбом: только для клавишных и голоса. Может, немного оркестровки – подумали, что это было бы симпатично... Но когда мы создавали альбом, я был в концертном туре, так что Рик присылал мне какую-то музыку, а я в ответ отправлял ему свои идеи. В разных отелях я пел песни и записывал их с помощью современной мини-студии. 
- Звучит невероятно! 
- Да, это действительно немного безумно, но… случилось именно так! Так что когда мы отправились в тур, то смогли не только представлять классический репертуар Yes, но и новую музыку, и это звучало… как бы сказать, - ново и свежо! 
- Джон, мы рады видеть много новостей на ваших страницах в Интернете, слушать новую музыку, узнавать о множестве ваших проектов и замыслов… Что вдохновляет вас сейчас? 
- Быть здоровым, жить с музыкой – это прекрасно! Я очень счастлив в любви, мне нравится жить яркой, красочной жизнью, быть в ладу с природой, просто быть в хорошем настроении, а музыка – мое вдохновение во всем ! Сегодня утром я пел новую песню, и каждый день я сочиняю что-то новое. 
- Каждый день новые песни? 
- Точно! Еще я работаю с музыкантами со всего мира с помощью Интернета, и это также очень меня вдохновляет. Так много талантливых музыкантов встречается, а Интернет сейчас дает всем возможность творить «от чистого сердца», а не только из-за денег. Последние лет 20 была лишь гонка: «бизнес - бизнес - деньги-деньги – деньги – поп - поп - поп»… Но тогда же были и музыканты, которые пытались творить музыку иначе – ту, что остается навсегда, музыку для сердца и души. И такие музыканты есть во все времена, они как бы создают свое приключение в жизни и музыке. Так происходит и сейчас, но зато теперь эти музыканты могут создавать и размещать музыку при помощи Интернета, не связываясь со звукозаписывающими компаниями. У них свое видение, и это просто здорово! Кстати, сейчас я делаю новый раздел на моем сайте в Интернете - «памятный альбом» (scrapbook). Люди будут присылать свои рассказы о том, когда впервые услышали мое пение, о чем думали тогда, что за песня это была, - что-то из Yes или материала с Вангелисом, моих соло-альбомов… Может разместят и фото, где и какими они были в то время - все это будет на моем официальном веб-сайте http://www.jonanderson.com 
- Как здорово! А вы будете лично виртуально «присутствовать» там, может, отвечать иногда - ведь на вас обрушится целая лавина информации! 
- Я собираюсь посещать этот альбом, что-то размещать там как «издатель», и люди будут все видеть, читать, и ощущать себя частью этого переживания (приключения). Экспириенс Я думаю, это будет просто фантастика! 
- Ох, я как сейчас помню свои переживания во время первой встречи с вашей музыкой – это была песня «The Friends of Mr. Cairo»! Вообще, может, вы слышали, что нам в Советском Союзе было сложно доставать пластинки YES, и, например, мы пытались записывать и переводить ваши тексты, слушая музыку на аудиокассетах! 
- Это трудно, я полагаю… Ведь я порой использую слова так, как они «идут за музыкой», и это может быть не всегда совершенно, но именно так это звучит! Я просто наслаждаюсь пением и сочинением лирики так, как я это чувствую, так, как это поется от сердца, понимаете? Я надеюсь, что и другим это нравится, я особо над этим не задумываюсь и не работаю тяжело - я лишь позволяю всему идти очень естественно. 
- Создание музыки YES – это тоже был естественный процесс, или тяжелая работа над складыванием «паззлов»? Ведь эта музыка удивительно устроена. Порой все партии будто идут вразнобой, но возникает ощущение единой картины, единого движения… 
- Я был среди всего этого, как дирижер, и мог сказать, например, Стиву Хау (Steve Howe, гитара): «О’кей, у меня есть песня, но ты, Стив, не играй аккорды, которые играю я, – играй свои собственные аккорды!» Или «Не играй аккорды, а попробуй-ка сыграть мелодическую партию!» А потом Крису (Chris Squire, бас): «Не веди все время одну и ту же басовую аккордовую линию - играй мелодию с Риком!» И дальше Биллу Бруфорду или Алану Уайту (Bill Bruford, Alan White - барабаны) - «Не делайте эту часть слишком жесткой, «роковой» - я конечно люблю, когда ты так делаешь, но не все же время!» Затем мы могли работать над припевом, и я мог сказать нечто вроде: «О’кей, поиграем его «вживую», оставьте этот аккорд, каждый играет вот такие аккорды! Но играйте не все время вместе, а пусть каждый играет то, что хочется здесь сыграть!» Ведь любой из нас в музыке был как «открытая книга» друг для друга… А затем я говорил: «Прекрасно, мы запишем эту версию!» А Хау в ответ: «Звучит неплохо, но теперь мы должны как следует разучить все, что только что сыграли!» И потом мы играли композиции одинаково, как партитуру в оркестре, как некую структуру. И когда Yes представлял на сцене «Long Distance Runaround», «Awaken», «Close to the Edge» или «Roundabout», в большинстве своем мы играли одно и то же. 
- И вам не нужно было особо менять, например, аранжировки для разных концертных туров? 
- В действительности - нет! Ты как бы должен играть ту же аранжировку, потому что она уже становится целым стилем. Я действительно делаю именно так. Вот в джазовой музыке – свой путь создавать что-то особое, а, например, в такой песне, как «And You and I» ты должен играть, оставляя все, как есть: очень важно делать эту музыку все красивее и «грандиознее». И если позволить каждому играть то, что он желает, получится ( напевает) «we gets confu-u-using» (мы запутаемся)! Ну а я всегда был среди всего этого кем-то вроде директора, сочинял мелодии, и тексты, конечно… Я лишь мечтал, глядя на этих музыкантов, у которых был такой колоссальный опыт – Рика Уэйкмана, Стика Хау, Алана Уайта, Криса Сквайра… А они были рады слушать меня и следовать моей мечте. 
- Скажите, а что, по вашему мнению, делает музыку YES неповторимой, именно «Йесовской»? 
- Я даже не знаю… Хмм… У меня действительно нет ответа на тот вопрос! Это стиль музыки, структура – как структура в симфонической музыке, и… Ольга, а какой ваш самый любимый музыкальный отрывок в музыке YES? 
- Ой, их много, но прямо сейчас мысленно зазвучали аккорды начала Tales of Topographic Ocean, которые идут сразу после вашего речитатива… 
- Здорово, действительно? (напевает речитатив «Dawn of light lying between a silence and sold sources, Cahsed amid fusions of wonder, in moments hardly seen forgotten…») Только посмотрите, мы могли играть эту музыку 25, 30 лет спустя, и она оставалась прекрасной музыкой! 
- Действительно – ваши концерты в России незабываемы! А c какого альбома лично вы бы посоветовали начать знакомство с музыкой YES сегодня? 
- Наверное, стоит послушать Fragile - он представляет идею крупных форм, - и затем перейти к «Close to the Edge», ну а дальше уже отправляться в путешествие… 
- А в багаж прихватить еще и картины Роджера Дина на обложках альбомов? Лично мне они очень помогли освоиться в музыкальном мире YES! 
-  О да, было так много прекрасных дизайнов пластинок YES - Fragile, Close to the Edge, Tales from Topographic Ocean… 
- Я читала, что именно летающий корабль с обложки Fragile вдохновил вас на создание легендарного уже сольного альбома Olias Of Sunhillow, так ли это? 
- Да-да, вы знаете? Именно эта картина! 
- Джон, сейчас музыку YES играют в самых разных вариантах многие музыканты. Скажите, вам интересны трибьютные проекты, версии?
- Я наслаждаюсь тем, что кто-то исполняет музыку YES! Для молодых музыкантов это здорово – ведь, играя ее, музыканты усваивают какие-то структуры, как все это устроено и «работает». 
- Нередко они начинают играть свою музыку… 
- Да, это правда – молодые музыканты учатся делать свою собственную музыку, и это же просто мечта! 
- А какую музыку слушаете вы, и находите ли сейчас что-то близкое вам? 
- Порой я специально слушаю какую-то хорошую музыку, а иногда это просто музыка, которая звучит на радио – ну, знаете, Мадонна, леди Гага, какая-то поп-музыка… А еще сейчас всегда можно встретить прекрасную музыку в Интернете, которую размещают сами музыканты. 
- На ваших страничках в Интернете я встречаю информацию о сотрудничестве с ними – от Christophe Lebled, который принял участие в создании вашего новейшего альбома «Survival & other stories», и до Bill Kilpatrick, с которым вы сочиняете некие «Violin Stories». 
- Дело в том, что я очень люблю музыку финского композитора Сибелиуса, и его концерт для скрипки просто невероятно прекрасен! Я слушал его и делал какие-то аранжировки в своей студии – я не претендовал на роль скрипача и играл на синтезаторе, клавишах. Так что я сочинил около 10 композиций, и как-то встретил по Интернету Билла. Он прислал мне прекрасные идеи для оркестровки, и я сказал: «Отлично!». Затем он приехал ко мне домой, мы работали над партиями скрипки, оркестровкой и даже придумали целую историю… Билл делает очень «танцевальные» аранжировки, так что мы бы хотели представить все это в виде шоу, - как знать, в этом году или уже в следующем, но в любом случае – это прекрасная работа! 
- С единым сюжетом, как я понимаю? 
- Да, это рассказ об уличном скрипаче, у которого совершенно нет денег, и который однажды, копаясь в мусоре в поисках еды, находит чемодан. Внутри оказывается серебряный футляр с хрустальной скрипкой! 
- Волшебная сказка? 
- Да-да, сказочная история! Он начинает играть на этой хрустальной скрипке, и путешествует по всему миру, как на ковре-самолете: переносится в Австралию, Штаты, Румынию, Сибирь… 
- Почему-то сразу вспомнила название песни Yes - «Wondrous stories» («Чудесные истории») 
- Да, очень похоже! Такой волшебный ковер музыки… 
- Еще одно интригующее название - «Zamran», о котором сказано, что это целая «библиотека музыкальной и визуальной информации» 
- «Zamran» - это грандиозный проект, над которым я работаю уже около 10 лет! Замран - сын Олиаса, который размышляет о том, как устроен этот мир, и пытается понять, как живет эта невероятная, мистическая, прекрасная планета Земля… У меня есть уже около 4 часов музыки для этого проекта, и я продолжаю работать с музыкантами через Интернет. 
- Я также видела вашу картину «Zamran» на FaceBook… 
- Картины – тоже часть проекта, есть очень интересные работы моих друзей из Польши, Америки, и там также будут и мои собственные картины. 
- Джон, на слуху информация о гастролях с California Guitar Trio… 
- О, с ними я начал сотрудничать 5 лет тому, и на концертах мы вместе играли «The Heart of the Sunrise», так что сейчас идет речь о совместном концертном туре в этом или следующем году. Вообще, сейчас я наслаждаюсь гастрольными турами как никогда раньше! Я, моя жена Джейни, и гитары – сейчас это так просто! 
- Вы представили совершенно замечательную версию «The Heart of the Sunrise», и я думаю, что и «Turn Of The Sentury» с этими музыкантами звучала бы волшебно… Мне всегда казалось, что это ваша музыкальная версия мифа о Галатее и Пигмалионе. 
- Да? Здорово, но это не о том эпосе, скорее, песня связана с историей по Григу… Я люблю петь эту песню – мы представляли ее с Риком в туре осенью прошлого года, и я буду петь ее в следующем месяце, когда отправлюсь в гастроли… Это очень особенная песня лично для меня! Я люблю Awaken, The Gates Of Delirium, много разных вещей. Когда мы были наиболее знамениты, было просто здорово играть эту великолепную музыку, включая и последний альбом Yes – Magnification. Да и на диске The Ladder также есть отличный материал. Но я работаю над появлением своей лучшей музыки в настоящее время, и мечтаю о том, что она вскоре придет! 
- Джон, огромная армия Ваших поклонников желает вам этого! Благодарим вас и… просто любим вас и вашу музыку. 
- Спасибо, и… извините, мне уже пора идти. Пока-пока! 

…Кладу трубку, улыбка – до ушей. И никакой «пиримидон» не понадобился! Джон солнечно и ясно отвечал на все вопросы, а чего стоит только его произношение слов «yesss», «dream» и «forever», столь милых сердцу истинного фана ! Жаль, что не успела спросить о намечающемся проекте состава «A(B?)WR» – Anderson, Bruford, Wakeman, Rabin. Но «официальный» агент Джона любезно прислал мне ссылку на дневник Рика Уэйкмана (http://www.rwcc.com/gorr.asp), где говорится о хорошем продвижении идеи новой записи и концертов в Канаде и США состава по крайней мере вида «АWR». Что ж, да пребудет с ними сила и магия главных трех букв прогрока – YES! 

 

Публикуется с разрешения автора для данного рессурса.

Автор: Ольга Потехина (DPRP, InRock, Progressor)