Поговорим о классике.
Автор Сообщение
cosmos Не на форуме
Человек
*****

Откуда: Москва - Терриконы
Сообщений: 3 053
Репутация: 331
RE: Поговорим о классике. / 02-01-2014 22:37
(02-01-2014 13:53)медуза писал(а):  По доброму завидую - к сожалению, не всем достаются действительно хорошие "Новогодние" подарки.
Спасибо VictorV! Это он мне посоветовал пойти на это выступление! Я остался очень доволен, особенно его второй частью. Я теперь понимаю, почему П.И.Чайковского оставили на десерт! Happy0144

"Don't send lire, God don't want small potatoes" R. Waters
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: VictorV
allfansy Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Симферополь
Сообщений: 99
Репутация: 55
RE: Поговорим о классике. / 04-01-2014 17:39
Прекрасная ветка о прекрасной музыке.

Недавно открыл для себя словацкую певицу Лючию Попп (Lucia Popp). Кто не слушал в ее исполнении «Русалку» Дворжака, советую послушать, считается эталонным исполнением этой оперы.
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: ШЕРЕХ
penderecki Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Донецк
Сообщений: 367
Репутация: 88
RE: Поговорим о классике. / 04-01-2014 18:31
Если не ошибаюсь, у меня есть несколько дисков с ее записями.
Известная "Волшебная флейта" с Клемперером 1964 г. и Кршенек "Джони наигрывает" (когда-то покупал для знакомства с его оперным творчеством).
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: ШЕРЕХ
allfansy Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Симферополь
Сообщений: 99
Репутация: 55
RE: Поговорим о классике. / 04-01-2014 19:29
(04-01-2014 18:31)penderecki писал(а):  Если не ошибаюсь, у меня есть несколько дисков с ее записями.
Известная "Волшебная флейта" с Клемперером 1964 г. и Кршенек "Джони наигрывает" (когда-то покупал для знакомства с его оперным творчеством).
Ее партия в "Волшебной флейте" впечатляет. Наверное, одно из лучших исполнений.
Найти все сообщения
 
Цитировать
penderecki Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Донецк
Сообщений: 367
Репутация: 88
RE: Поговорим о классике. / 11-01-2014 10:18
(20-10-2013 16:47)penderecki писал(а):  Даже сейчас, в прошествии большого временного отрезка, музыка эпохи барокко не утратила своего художественного воздействия, цельности и, можно сказать, актуальности...
...В произведениях композиторов таится величайшая красота: гармония формы и содержания. Только она, в своем большинстве, не так очевидна, не на переднем плане, как мы ждем. Все скрыто глубоко внутри, но именно поэтому, ее художественная ценность не стирается со временем и воздействие безгранично…
О наиболее плодовитом композиторе эпохи барокко хочется написать несколько подробнее, а именно, о Вивальди. Пожалуй, практически у любого любителя музыки при первом знакомстве с творчеством итальянского композитора вызывает удивление количество сочинений композитора. Действительно, Вивальди написана огромная масса самой разнообразной музыки: оперной, религиозной и инструментальной. Только одних инструментальных концертов около пятисот! (и это не окончательная цифра, так как новые сочинения находят практически каждый год). Тогда как, к примеру, у Бетховена их семь, у Баха, Генделя, Гайдна и Брамса не более нескольких десятков. Естественно, благодаря такой массе сочинений, композитор, иногда, повторяется и это неизбежно. Однако нельзя сказать, что все сочинения (особенно концерты) похожи. Я не разделяю слишком поверхностного мнения Луиджи Даллапикколо и не только его о том, что Вивальди написан один концерт, но в сотне различных вариаций. Но об этом чуть позже.
Удивление вызывает не только творчество, но и подробности жизни композитора, точнее их отсутствие. До сегодняшнего времени биографии Вивальди посвящено максимум несколько десятков страниц и все. Остальная информация касается его обширного творческого наследия. Желающие узнать эти крохи, без труда найдут их в сети, поэтому пересказывать биографию здесь нет смысла. Только в 1962 была точно определена дата его рождения (по записям крещения), до этого указывались другие различные. Более двухсот лет музыка Вивальди находилась в забытье, разве что кроме "L'estro armonico", которой старались подражать некоторые композиторы (в т.ч. И.С. Бах) Наконец, в 1926 было найдено большое количество рукописей сочинений итальянского композитора. Музыковеды были изумлены открывшимся разнообразием и творческим находкам. С этого времени, можно считать, музыка Вивальди вышла из небытия и начала свое "победное шествие" к концертным залам. Уже после Второй мировой войны происходит переоценка творчества композитора, составляется первый каталог сочинений, анализируется творчество и делаются первые записи.
Музыка основана на использовании широких интервалов, которые разбиты на мелкие повторяющиеся фразы, в основе которых лежит народный мелос. Изобретательное соло в концертах наполнено драматизмом, эмоциями и жизнеспособностью. Помимо большого числа концертов для скрипки (любимого инструмента Вивальди), в каталоге много произведений и для других инструментов, особенно хочу отметить двойные концерты для флейты и скрипки с оркестром. Наиболее в полной мере композиторские черты нашли свое применение в известных всем (даже людям не слишком знакомым с классической музыкой) "Временах года". Собственно, данное сочинение является частью другого, более объемного по содержанию труда под названием "Il Cimento dell'armonia e dell'inventione", цикла из двенадцати концертов для скрипки, в котором "Времена года" названы первые четыре. Это первый образец программной музыки, дошедший до нашего времени. С потрясающей силой переданы настроение, дыхание, живое движение и общее настроение концертов.
Что касается записей, то их очень много. Авторитетный американский ресурс "arkivmusic" на сегодняшний день приводит цифру в 270 записей. Более чем достаточно, учитывая то, что и это далеко не полный перечень. Первая известная мне запись "Времен года" сделана в 1942 B. Molinari и St. Cecilia Academy of Rome и крайне неудачно. Вместо того, чтобы всеми возможными способами попытаться воссоздать стиль музыки эпохи барокко, исполнители использовали умеренный, невыразительный темп, исполняя сочинение как современное. Пропало все очарование музыки Вивальди. В 1947 L. Kaufman с Concert Hall Chamber Orchestra New York Philharmonic – не намного лучше. Можно выделить артикулированную игру солиста. Дальше уже намного лучше: итальянский камерный оркестр I Misici c с разными солистами (F. Ayo 1955, R. Michelucci 1969, P. Carmirelli 1982, F. Agostini 1990 и M. Sirbu 1995) является наиболее вдохновенным интерпретатором музыки Вивальди. И еще об одном коллективе необходимо сказать особо - Concentus Musicus Wein с дирижером N. Harnoncourt, запись 1976. Игра на оригинальных исторических инструментах отличается беспрецедентной точностью, артикуляцией и поразительным чувством динамики. Пожалуй, это лучшее аутентичное исполнение! Подавляющее большинство указанных выше записей доступны и сейчас, любой желающий может с ними ознакомиться.
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: VictorV
leon Не на форуме
Cтарожил
*****

Откуда: Харьков
Сообщений: 366
Репутация: 566
RE: Поговорим о классике. / 11-01-2014 18:41
Счастливчики. Все , кто смотрит MEZZO . Недавно транслировалась опера Россини ** Граф Ори**( Le comte Ory) в Метрополитен Опера . Чарующая , искромётная , изысканная музыка. У Пушкина **- Уже темнеет вечер синий. Пора нам в оперу , скорей. Там упоительный Россини , Европы - баловень, Орфей.** Если есть возможность -помотрите. послушайте . Получите огромное удовольствие от музыки и исполнения.
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: VictorV
allfansy Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Симферополь
Сообщений: 99
Репутация: 55
RE: Поговорим о классике. / 11-01-2014 19:45
Хотелось бы поговорить о классической музыке вот в каком контексте: влияние классической музыки на состояние сознания слушателя. Не знаю, насколько это уместно в этой ветке, возможно стоит это вынести в отдельную ветку. Пока начнем здесь, а дальше посмотрим.

Я замел, что большие по форме произведения, такие как симфонии, концерты для инструментов, и т. д. могут подарить очень сильные эмоциональные переживания, могут вызывать большое чувство радости, вдохновения, и т. д., но музыка, которая дарит чувство глубокого покоя,чувство глубокого погружения — это, как правило, либо очень небольшие составы, скажем квартеты, а чаше всего, вообще один единственный инструмент.
Меня очень интересует история возникновения произведений, которые вызывают у слушателя эффект глубокого покоя и погружения.

Например, если взять сонаты Бетховена, то
Sonata No 8 "Pathetique"
- яркий пример произведения, которое вызывает очень глубокий покой. Эту сонату даже используют в медицинских учреждениях.

Другое его произведение, известная «Лунная» соната - Adagio sostenuto, вызывает чувство не только глубокого покоя, но и погружения, возникает даже легкая грусть, но грусть не из-за того, что именно тебе плохо, а грусть, которую можно сравнить с тем, что ты сам вышел за пределы страданий и просто сочувствует тем людям, которые по прежнему живут в суете жизни. Можно сказать, что это произведение возвышает человека, возвышает настолько, что и присутствует вот эта грусть, потому что осознаешь, что когда закончит звучать музыка тебе придется возвращаться назад.

Подобные произведения я стараюсь слушать как можно реже, хочу чтобы при очередном прослушивании сохранялась новизна, не хочу, чтобы они стали, как обычный хит, который звучит со всех радиоприемников.

Для меня произведения, подобные этим, являются визитной карточкой композитора несмотря на то, что он мог написать еще множество других прекрасных вещей.

А теперь большая просьба к уважаемым форумчанам, особенно к penderecki
и Андрей Стельмах поделиться своими знаниями о подобной музыке.

Произведения каких композиторов можно отнести к подобной музыке? Еще очень интересна история создания таких произведений. Если есть какая-то информация о том, что чувствовал сам композитор во время создания, может быть сохранились воспоминания его современников и т. д., очень хотелось бы это узнать.

Спасибо.
Найти все сообщения
 
Цитировать
leon Не на форуме
Cтарожил
*****

Откуда: Харьков
Сообщений: 366
Репутация: 566
RE: Поговорим о классике. / 11-01-2014 20:07
**Sonata No 8 "Pathetique"
- яркий пример произведения, которое вызывает очень глубокий покой. Эту сонату даже используют в медицинских учреждениях.** Вы ошибаетесь .. Соната №8 **Патетическая**- название говорит само за себя. Не о каком покое в 1 и 3 части говорить не приходится. Драматизм, яркая конфликтность образов, эмоциональная напряжённость- вот характер этой музыки. Размеренность , углублённое созерцание в движении жизни -образы 2 части.
(Отредактировал 11-01-2014 в 20:10 leon.)
Найти все сообщения
 
Цитировать
allfansy Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Симферополь
Сообщений: 99
Репутация: 55
RE: Поговорим о классике. / 11-01-2014 22:18
(11-01-2014 20:07)leon писал(а):  **Sonata No 8 "Pathetique"
- яркий пример произведения, которое вызывает очень глубокий покой. Эту сонату даже используют в медицинских учреждениях.** Вы ошибаетесь .. Соната №8 **Патетическая**- название говорит само за себя. Не о каком покое в 1 и 3 части говорить не приходится. Драматизм, яркая конфликтность образов, эмоциональная напряжённость- вот характер этой музыки. Размеренность , углублённое созерцание в движении жизни -образы 2 части.
Прошу прощения, забыл уточнить, имелась в виду Adagio Cantabile
https://www.youtube.com/watch?v=4c5m7wJmzww

Что вы можете сказать по-поводу "Лунной" сонаты? Какие чувства
она вызывает у вас?
Что вы можете сказать по-поводу моего заявления, что малые составы, а в идеале один инструмент, больше способствуют покою и углублению.
Найти все сообщения
 
Цитировать
VictorV Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда:
Сообщений: 11 474
Репутация: 612
RE: Поговорим о классике. / 11-01-2014 23:21
наверное четырнадцатая соната у каждого человека вызывает свои особые чувства. опять же, мы говорим о первой части или о всех трех? лично для меня они есть единое целое и рассматривать их в отдельности неправильно.

как мне кажется, гораздо интереснее обсудить исполнителей сонат Бетховена. кому чье исполнение больше нравится?

Улыбка

If you can't hear the Wood Effect, you can't hear!
Найти все сообщения
 
Цитировать
penderecki Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Донецк
Сообщений: 367
Репутация: 88
RE: Поговорим о классике. / 11-01-2014 23:42
(11-01-2014 19:45)allfansy писал(а):  Я замел, что большие по форме произведения, такие как симфонии, концерты для инструментов, и т. д. могут подарить очень сильные эмоциональные переживания, могут вызывать большое чувство радости, вдохновения, и т. д., но музыка, которая дарит чувство глубокого покоя,чувство глубокого погружения — это, как правило, либо очень небольшие составы, скажем квартеты, а чаше всего, вообще один единственный инструмент.
Видите ли, здесь не все так просто. Конечно, небольшие инструментальные или вокальные составы (одним словом, камерная музыка) изначально предполагают более узкий, доверительный, можно сказать, интимный круг слушателей. Все это так, но -

(19-06-2013 14:03)penderecki писал(а):  Каждый человек на протяжении жизни по разному воспринимает любое произведение искусства, мало того, это отношение очень часто меняется, так как оно (искусство) апеллирует к чувствам, интеллекту и не может быть воспринято однозначно…
…Специфическая особенность музыки - способность формировать человеческую личность, передавая ей ценности, нормы идеалы, накопленные культурой и отвечающие общечеловеческим потребностям…
Другими словами, если у одного слушателя, скажем небольшая чисто инструментальная пьеса, вызывает, как вы выразились чувство покоя, погружения и т.д., то восприятие второго слушателя может отличаться, ведь очень часто (в так называемых произведениях "малой формы", раз уж я их взял для примера) наблюдается своего рода расслоение, т.н. фактурных планов, музыкальная тема более детализирована и развивается интенсивнее за счет небольшого отрезка времени всего сочинения. То же самое можно сказать и некоторых произведениях "крупной формы" - симфониях, концертах и др. Например, у меня Второй виолончельный концерт Шостаковича вызывает одновременно и сильные эмоциональные переживания, и глубокое погружение, и… много еще каких прямо противоположных чувств и эмоций.

(11-01-2014 19:45)allfansy писал(а):  Например, если взять сонаты Бетховена, то
Sonata No 8 "Pathetique"
- яркий пример произведения, которое вызывает очень глубокий покой…
Другое его произведение, известная «Лунная» соната - Adagio sostenuto...
Я не стал бы вырывать одну из частей произведения из общего контекста, ее анализировать, и на основании этого делать заключение о характере всего произведения. Это не верно. Композитор сочиняет музыкальное произведение как одно, нерушимое целое. Другими словами, художественное восприятие и прослушивание произведения возможно только в случае его полного, а не частичного анализа. Прослушав одну часть сонаты или концерта нельзя сказать, что это драматическое, лирическое или трагическое сочинение.
По Восьмой сонате Бетховена – если не ошибаюсь, в ней три части:
I. Grave — Allegro di molto e con brio
II. Adagio cantabile
III. Rondo, allegro
Вся соната глубоко трагична, с ее бурными страстями и мрачными диалогами. В ней, как и в сонатах №№ 5, 6, 7 выражено глубокое личное переживание и противоречия (как известно, именно во время сочинения этих произведений Бетховен глубоко осознал прогрессирующую потерю слуха). Первая часть стремительна, акцентирована и возбужденная. Вторая – с певучим Adagio сурового покоя, и третья – легкая, свободно льющаяся мелодия. В итоге, Патетическая соната, по своему, героична и мужественна, все конфликты разрешаются в спокойном русле.

(11-01-2014 19:45)allfansy писал(а):  ...Подобные произведения я стараюсь слушать как можно реже, хочу чтобы при очередном прослушивании сохранялась новизна, не хочу, чтобы они стали, как обычный хит, который звучит со всех радиоприемников...
Впечатление от любого произведения искусства имеет свойство притупляться со временем. И если такое положение вещей еще можно применить к воздействию искусств, "пользующихся" словом, изображением, жестом и т.д., то к выразительности и художественному воздействию инструментальной музыки, искусству бессловесному, невещественному, нужно подходить только с позиции интерпретации. В силу большого воздействия на психику, акцент при восприятии музыки может быть большим, и удовольствие после многократного прослушивания одного и того же сочинения, несмотря на то, что ничего нового при этом может и не появляться. Часто такому слушателю хочется культивировать в себе именно то эмоциональное состояние, которое он испытывал ранее, при том же произведении. Так как чисто инструментальное произведение, как правило, не навязывает определенных конкретных образов – позволяет слушателю свободные ассоциации, имеет право на жизнь утверждение, что уже много раз прослушанное сочинение позволяет получить больше новой информации, эмоций и т.д., чем раньше.
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: Grotesk77
allfansy Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Симферополь
Сообщений: 99
Репутация: 55
RE: Поговорим о классике. / 12-01-2014 00:17
(11-01-2014 23:42)penderecki писал(а):  ...........
По Восьмой сонате Бетховена – если не ошибаюсь, в ней три части:
I. Grave — Allegro di molto e con brio
II. Adagio cantabile
III. Rondo, allegro
Вся соната глубоко трагична, с ее бурными страстями и мрачными диалогами. В ней, как и в сонатах №№ 5, 6, 7 выражено глубокое личное переживание и противоречия (как известно, именно во время сочинения этих произведений Бетховен глубоко осознал прогрессирующую потерю слуха). Первая часть стремительна, акцентирована и возбужденная. Вторая – с певучим Adagio сурового покоя, и третья – легкая, свободно льющаяся мелодия. В итоге, Патетическая соната, по своему, героична и мужественна, все конфликты разрешаются в спокойном русле.
Спасибо большое.
Именно о такой информации я и спрашивал.

Какие еще произведения для небольших составов или отдельных инструментов вы можете порекомендовать к прослушиванию? Какие произведения вызвали у Вас чувство «подъема», но «подъема» не эмоционального, не чувства «ох, сейчас разгуляюсь», а именно чувства глубокого покоя и любви, любви, которая «светить всем, как солнце».

Вполне возможно и для больших составов есть что-то подобное, если есть, то хотелось бы тоже услышать.

Тема ожила. А вы говорили, никто не слушает классику Wink
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: Андрей Стельмах
petr.solo1223 Не на форуме
Специалист
*****

Откуда: Город -герой Харьков
Сообщений: 20 646
Репутация: 909
RE: Поговорим о классике. / 12-01-2014 00:55
(12-01-2014 00:17)allfansy писал(а):  Какие еще произведения для небольших составов или отдельных инструментов вы можете порекомендовать к прослушиванию? Какие произведения вызвали у Вас чувство «подъема», но «подъема» не эмоционального, не чувства «ох, сейчас разгуляюсь», а именно чувства глубокого покоя и любви, любви, которая «светить всем, как солнце».

Вполне возможно и для больших составов есть что-то подобное, если есть, то хотелось бы тоже услышать.
Органная музыка Баха, Вагнер ,Хольст, Дебюсси. А Чайковский,Рахманинов вызывает очень обширную гамму переживаний, и всегда разных,но покоя и умиротворённости точно нет,эмоциональный и духовный подъём -да.
Найти все сообщения
 
Цитировать
penderecki Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Донецк
Сообщений: 367
Репутация: 88
RE: Поговорим о классике. / 12-01-2014 00:59
Ох, неблагодарное это дело - советовать Улыбка
К сожалению, я вряд ли помогу в той мере в какой вы расчитываете. Как я уже писал для меня практически не разделимы разного рода эмоции при прослушивании. По мере развертывания произведения они сменяют друг друга, переплетаются и т.д.
Рискну назвать несколько: И.С. Бах - Партита для флейты соло (исп. Рампаль), его же произведения для фортепиано (прелюдии и фуги, партиты, фантазии. Исп. Фейнберг, Рихтер); Гендель - сюиты для фортепиано; Равель - цикл "Отражения"; Дебюсси - прелюдии; Шостакович - квартеты №№ 7, 13, 15, альтовая соната...
Найти все сообщения
 
Цитировать
allfansy Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Симферополь
Сообщений: 99
Репутация: 55
RE: Поговорим о классике. / 12-01-2014 12:41
Вот и прекрасно.
Вы советуйте, а люди уже сами определятся при прослушивании, какие чувства у них вызывает то или иное произведение.
Из перечисленного Вами списка композиторов, я многих слушал, давно правда это уже было, помню только что большинство произведений мне понравилось, наверное, нужно будет освежить память и переслушать еще раз. Вот только хотелось бы послушать и что-то совершенное новое для меня, то, чего я еще, вообще, не слышал. Например, благодаря Вам я узнал такое имя, как Гершвин, т.ч. Ваши писательские труды не проходят даром. У меня уже накопился достаточно длинный список того, что я собираюсь послушать.
Люди читают форум, делают для себя заметки, пусть и не всегда отвечают.

Пожалуйста, делитесь Вашими знаниями и дальше. Happy0144
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: penderecki
penderecki Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Донецк
Сообщений: 367
Репутация: 88
RE: Поговорим о классике. / 12-01-2014 19:48
Часто возвращаясь к прослушиванию уже давно известных (казалось бы "до дыр") произведений, невольно ловишь себя на мысли, что ценность их не только в стройности и цельности замысла, или великолепном исполнительском составе, или... Не проходящая со временем ценность их в человечности, нравственных идеалах, способности донести до слушателя целый комплекс положительных эмоций.
Одним из таких произведений является удивительное по силе воздействия сочинение О. Мессиана Квартет для фортепиано, скрипки, виолончели и кларнета (более известный как Квартет на конец времени). В наиболее проникновенной и выдающейся записи Квартета принимало участие два участника одного из так любимых мной французских струнных трио первой половины 20 в. Trio Pasquier. Вот полный состав исполнителей, сделавших записи в 1956 и 1969: О. Мессиан, фортепиано / Ж. Паскье, скрипка / Э. Паскье, виолончель / А. Васселер, кларнет.
В тяжелое военное время судьба свела виолончелиста трио Этьена Паскье с французским композитором Оливье Мессианом. Познакомились они в 1941 году в немецком концентрационном лагере. Как известно, именно там Мессиан, выпросив нотную бумагу у немецкого офицера, большого любителя музыки, написал свой знаменитый Квартет на конец времени. Конечно, создание музыки за колючей проволокой явление очень редкое, но самое интересное, что произведение впервые было там же и исполнено. Необычный состав ансамбля был продиктован наличием в лагере имеющихся музыкальных инструментов. В 30 градусный мороз, на расстроенных инструментах (с западающими клапанами у кларнета и расстроенном фортепиано) премьера состоялась перед несколькими сотнями военнопленных, прекрасно понявших скрытую программу произведения. Как впоследствии вспоминал Мессиан: «Никогда меня не слушали с таким вниманием».
Все восемь частей произведения - картины-символы, исходя из их названия. Первая часть с названием "Литургия кристалла" - образ первозданного, чистого мира. Вторая - "Вокализ ангела, который возвещает о конце света". Его появление показано громовыми ударами всех инструментов ансамбля. Третья часть - "Бездна птиц", проникновенное соло кларнета, одно из самых сильных мест в Квартете. Четвертая часть "Интермедия", Пятая - "Хвала вечности", удивительный по красоте дуэт виолончели и фортепиано. Шестая - "Танец ярости семи труб", сигналы Страшного суда, Седьмая часть имеет название "Хаос небесных радуг", резкое звучание всех инструментов квартета и молящие соло отдельных инструментов. И, наконец, финал - "Хвала бессмертию", музыка растворяется, уходит в "неземные выси", что по авторскому представлению выражает вознесение человека к богу. Но в гораздо в большей степени она возносит к возвышенным идеалам, к миру чувств и страстей. Финал не может и не должен восприниматься как конец бытия, скорее наоборот - вселяет веру в жизнь.
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: VictorV , leon , FiLiN
allfansy Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Симферополь
Сообщений: 99
Репутация: 55
RE: Поговорим о классике. / 12-01-2014 21:49
(11-01-2014 23:42)penderecki писал(а):  ............
Например, у меня Второй виолончельный концерт Шостаковича вызывает одновременно и сильные эмоциональные переживания, и глубокое погружение, и… много еще каких прямо противоположных чувств и эмоций.
Прослушал Второй виолончельный концерт Шостаковича.
С Шостаковичем у меня первое знакомство произошло достаточно давно, не помню, что это было, помню, что какая-то симфония, которая произвела на меня сильное гнетущее чувство. С тех я к музыке Шостаковича не возвращался.
Это — вторая попытка послушать и понять его музыку. Общий тон этого концерта оставляет ощущение полной и глубокой обреченности с некоторыми попытками «поднять голову и бороться», иногда даже успешными попытками противостоять общему гнетущему настроению. Во время II Allegretto возникла стойкая ассоциация с толпой ехидных чиновников (эдаких серых крыс), которых становится все больше и больше и которые заполняют собой все мыслимые области жизни.
В общем, музыка не жизнеутверждающая, а иллюстрирующая ситуацию в стране во время жизни композитора. Рекомендовать такую музыку людям со слабой психикой уж точно не стоит, иная metal-команда оставляет больше положительных эмоций, чем это произведение.
Но в целом — очень интересно. Постараюсь, по возможности послушать его другие произведения, то что вы рекомендовали.

Слушал вот это издание:
   
Найти все сообщения
 
Цитировать
penderecki Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Донецк
Сообщений: 367
Репутация: 88
RE: Поговорим о классике. / 13-01-2014 20:46
В специальной литературе, посвященной творчеству Шостаковича (и в первую очередь подробной объемной двухтомной монографии Хентовой, книге Михеева, монографии Мейера и в большинстве других) по неизвестным, по крайней мере мне, причинам Концерту практически не уделено должного внимания. Сочинение упоминается вскользь, информации минимум и вся она довольно поверхностного вида. Я, конечно, не могу претендовать на глубокий анализ всего произведения, но некоторые мысли по этому поводу выскажу.
Много необычного и загадочного в этом сочинении. Сама структура концерта, идейный смысл и обилие использованных цитат и аллюзий выделяют его на фоне не только остальных произведений этого периода, но и всего творчества в целом. Одиннадцатый квартет как и Второй концерт для виолончели знаменуют своим появлением поздний период творчества Шостаковича. Со слов автора, у этого произведения много общего с Четырнадцатой симфонией. И действительно, здесь композитор откровенно, открыто говорит о своем прошлом, обращается к своей судьбе на фоне беспредельного исступления и отчаяния. Но не только это входит в круг образных идей Концерта, они намного шире. Человек, а если еще точнее – финал человеческой судьбы - это именно тот стержень и смысловой центр сочинения. Как это часто бывает у Шостаковича, чувства максимально предельно обнажены. Благодаря образности музыкального мышления, броским (иногда в нарочито крикливом, плакатном звучании деревянных и медных инструментов), изобретательным средствам и четкой музыкальной драматургии Концерт является самым значительным инструментальным сочинением. Наиболее покоряющей силы воздействия удается достичь тогда, когда удается создать особый вид звучания солирующего инструмента (кроме этого, в некоторых квартетах, Первом скрипичном концерте) который по теплоте и эмоциональной выразительности наиболее приближен к человеческому голосу.
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: VictorV , FiLiN
михайлович Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Geheimnis
Сообщений: 407
Репутация: 144
RE: Поговорим о классике. / 13-01-2014 21:13
Очень познавательная и глубокомысленная лекция о классической музыке , может для кого-то это станет своего рода открытием. https://www.youtube.com/watch?v=QZLRAC4uMuY Лекцию читает профессор Московской консерватории Вячеслав Вячеславович Медушевский
(Отредактировал 13-01-2014 в 21:16 михайлович.)
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: leon
allfansy Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Симферополь
Сообщений: 99
Репутация: 55
RE: Поговорим о классике. / 14-01-2014 00:25
(13-01-2014 20:46)penderecki писал(а):  Но не только это входит в круг образных идей Концерта, они намного шире. Человек, а если еще точнее – финал человеческой судьбы - это именно тот стержень и смысловой центр сочинения.
Честно говоря, вот этого я не уловил вообще. Наверное, нужно послушать еще раз, а может и несколько.
И какой же по мнению Шостаковича финал человеческой судьбы? Он имеет в виду отдельного индивидуума или же все человечество в целом?
Не знаю, как по-мне, но после первого прослушивания возникает ощущение, что финал этой самой души получается явно катастрофичным, беспросветным.
Поправьте меня, я могу ошибаться.
Найти все сообщения
 
Цитировать


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 11 Гость(ей)

Orion

Администрация форума | Статистика форума | Обратная связь | Вернуться к содержимому | Справка | Лёгкий режим | Список RSS