Елена Екимова (Yelena Eckemoff) уехала из Москвы в Нью-Йорк в 1991 г.
она - выпускница Гнесинки, Московской консерватории, увлеклась джазом еще в СССР, постигала его самостоятельно, пыталась играть в российских составах, но нашла себя все же в США... и по-другому, кажется, не могло и быть - очень уж по духу музыки она - западный человек. я даже, честно скажу, удивлен был, послушав ее альбомы первый раз и сразу посмотрев видео - как-то не вязался этот образ типичной московской консерваторской дамы (а у нее внешне и даже в жестах и манерах именно такой образ) с той музыкой, которую она играет - очень современным упругим акустическим фьюжн... причем очень, очень высокого класса, и очень разнообразным.
знаю, что ее прослушивал и Манфред Айхер... примерялся издать на ЕСМ - но не сложилось. трудно сказать, почему, имхо ее композиции и саунд достаточно соответствуют духу ЕСМ. может быть, всё еще впереди.
а пока она успешно выступает, записывает свою музыку с разными составами - в число ее сайдменов входят прекрасные известные давно и всем джазмены - Питер Эрскин, Арильд Андерсен, Марк Фельдман, Торе Брунборг, Джо Локк, Йон Кристенсен, Марк Тернер, Крис Поттер, Дрю Гресс, Ману Каче... и всего у нее с 93 г. вышло уже 25 альбомов. большинство - достаточно разные, почти все - очень интересные. особенно последние десять-одиннадцать...
спешу порадовать поклонников творчества замечательного музыканта Джошуа Редмана...
последний проект одного из моих самых любимых современных саксофонистов называется Still Dreaming Quartet:A Tribute to Old and New Dreams, и является, как видно из названия, музыкальным посвящением проекту Чарли Хейдена "Old and New Dreams", который, в свою очередь, был фактически трибьютом всему творчеству Орнетта Коулмена...
неудивительно, что одна из свежих публикаций про новый проект Редмана называется "Joshua Redman's Tribute To A Tribute"...
такая музыкальная "перезагрузка" просто обязана стилистически быть близка к "оригиналу", но при этом одновременно находиться и внутри некоей новой джазовой парадигмы.
квартет Редмана делает и то и другое равно успешно... впрочем, не представляю, какая задумка Редмана может не удасться - такое впечатление, что этому музыканту подвластно ВСЁ в музыке... скажу дополнительно, что он - один из очень немногих джазменов, у которого мне практически в одинаковой степени нравятся абсолютно ВСЕ его альбомы и проекты.....
вот состав его Dreaming квартета:
Joshua Redman (tenor saxophone)
Ron Miles (cornet)
Scott Colley (bass)
Brian Blade (drums)
Говорить о музыке все равно,что танцевать об архитектуре. (Френк Заппа).Чем старше и мудрее человек,тем меньше ему хочется выяснять отношения.Хочется просто встать,пожелать всего хорошего и уйти.
знаю я этот альбом Джеймса давным-давно... тоже в свое время наивно удивлялся - как же так? а вот так! не у всех одинаковые пути в музыке.
и сравнивать Боба Джеймса и Яна Гарбарека имхо абсолютно некорректно.
Гарбарек у Айхера играл исключительно "за идею"... причем никогда не изменял самому себе и своей музыке. его поначалу джазовые критики и слушатели вообще "гнобили" заодно со всеми остальными проектами ЕСМ. (да и не только поначалу - где-то до начала 2000-х, поскольку эстетика ЕСМ принципиально противоположна эстетике straight-ahead джаза и непонимание между ними изначально предопределено. это сейчас лейбл ЕСМ уже лет десять полагается именно джазовыми критиками ведущим джазовым лейблом, а тогда такое было немыслимо...)
и альбом Esoteric Circle от Trypticon или Afric Pepperbird принципиально - идейно - ничем не отличается... ну, а потом началась элементарная эволюция музыканта. норвежский фольклор в джаз "внедрил" первым именно он.
Боб Джеймс, не имея такой возможности и такого таланта, просто стал сочинять и играть поп-джаз... поскольку альбомы типа Explosions не могли в те времена иметь логического (и финансового) продолжения.
впрочем, порой и во времена "Fourplay" Джеймс выпускает альбомы с серьезным джазом.
и не он один такой...
следом за hoochiemen хочу добавить немного информации о скрипачке/вокалистке/композиторе/импровизаторе Дженни Шейнман (Jenny Scheinman), которая за последние два десятилетия выросла из просто любопытного явления на новоджазовой сцене в выдающегося музыканта и выпустила много отличных альбомов, причем весьма разных.
первым ее "приметил" на этой самой джазовой сцене давно известный всем Билл Фризелл - он еще в 2002 г. пригласил ее в свою группу - и Дженни там "прижилась" и обосновалась надолго. она записывалась у Фризелла в девяти альбомах - и он уже сам с недавнего времени "взаимно" приглашается скрипачкой в ее собственные проекты и с удовольствием и прекрасным результатом в них участвует.
Дженни Шейнман, как и Фризелл, очень любит как современный импровизационный "абстрактный" джаз, так и американский фолк, блюз и кантри. ее альбомы даже можно условно "разделить" на "джазовые" и "фолк-проекты". попробую представить здесь фрагменты и из тех, и из других...
особого внимания заслуживают альбомы Шейнман, выходящие на зорновском лейбле Tzadik - это нечто!! (в нижеизложенных примерах - второй).
- и сравнивать Боба Джеймса и Яна Гарбарека имхо абсолютно некорректно.
Я сравниваю не Гарбарека и Джеймса, а Гарбарековский - Esoteric Circle на Fredoom и его (унылый, нью эйджевский /IMHO!) Visible World на ЕСM.
А так, оба они хорошие музыканты, каждый в своём ключе!
вы путаете нью-эйдж и эмбиент (в случае Гарбарека - джазово-фолковый эмбиент).
я сам терпеть не могу любой нью-эйдж, но постоянно сталкиваюсь с мнениями, подобными вашему... а ведь нью-эйдж и эмбиент отличаются примерно так же, как Басков и Паваротти....
вполне допускаю, что вы, привыкнув к активному динамичному джазу, просто не хотите "впускать" в себя саунд позднего Гарбарека, но прошу мне элементарно поверить (поскольку доказать не смогу), что он не имеет с нью-эйджем ничего общего.
впрочем, вашу ошибку повторяли даже многие профессиональные джазовые критики... это всего лишь из-за недостаточно широкого кругозора. это то же самое, что всю жизнь слушать только традиционную классику, а потом вдруг услышать современный минимализм... будет когнитивный диссонанс.
попробую все же растолковать как я слышу.
нью-эйдж - музыка ПРИНЦИПИАЛЬНО внутренне БЕСКОНФЛИКТНАЯ И НЕ ТЕРПЯЩАЯ МАЛЕЙШИХ ДИССОНАНСОВ. в ней нет РАЗВИТИЯ, а есть только "убаюкивание" звуками. то есть это музыкальная жвачка, пригодная разве что для психотерапевтической "обработки" невротиков - следить в этой музыке попросту не за чем.
эмбиент же музыка внутренне драматичная и полная неожиданностей. просто из нее "выкинули" много разных нот и бОльшую часть яркой динамики... а оставили только самое необходимое, чтобы слушатель мог сосредоточиться на главном... основном. эмбиент просто не хочет усложнять... и эмбиент может быть фактически "приложен" почти к любому стилю.
Да, вы правы это эмбиент, бес попутал!
Гарбарека слушал с начала 90х и до нулевых. Потом как то настроение пропало,
хотя есть практически весь и на Lp и CD.
не обнаружил, чтобы кто-то здесь представлял этого музыканта, поэтому сделаю сам...
молодой израильский гитарист Gilad Hekselman учится и работает в Нью-Йорке с 2004 г.
у него вышло уже пять альбомов под его именем и, на мой взгляд, Гилад в настоящее время - один из самых интересных и перспективных "набирающих обороты" джазовых гитаристов.
в рубрике Rising Star пула критиков журнала ДаунБит 2017 г. у него нынче первое место среди гитаристов... вполне заслуженно. с маститыми пока еще ему не очень тягаться, но он уверенно наращивает творческий потенциал...
единственное, чего имхо ему нужно "подтянуть", так это сформировать более четкий собственный стиль.
играет он просто здорово, но местами (далеко не всегда) до боли напоминает то Метини, то Фризелла.
не подражает им, но именно напоминает... думаю, с возрастом это должно у него пройти. музыкант превосходный.
ежели прослушивать и выкладывать ВСЁ что выходит из джаз-блюза нового... пусть даже просто любопытного, а не самого интересного - придется ТОЛЬКО этим здесь и заниматься...
но еще ж как-то надо существовать на работе, дома и в обществе, блин!
вот если б можно было время прикупать... для личного пользования - это был бы самый востребованный товар на всём белом свете.
я, когда занимался писательством-журналистикой, даже собирался фантастический роман написать на такую тему... план-конспект начал составлять... интересная задача между прочим - всё увязать.
но нет времени - хронически - к сожалению.
особенно как устроился в 2003 на работу с полным рабочим днем.................
Это точно. Из примерно десятка (может и больше) новинок джаза заинтересовал именно этот альбом, остальные не тОркнули. Что касается нескольких подряд альбомов в блюзе - о да, это самое интересное у меня за последнее время, просто появилось время поделиться.
Здесь есть интересные рекомендации летнего джаза , можно найти на любой вкус - Старье и новье
Тони Аллен хорош... но лично мне в данном его альбоме не хватает изобретательности чисто в музыкальном материале.
причем сам-то он играет замечательно - я когда послушал несколько вещей, то вдруг через какое-то время обнаружил, что сосредоточился именно на партии ударных с контрабасом - там есть во что вникнуть и именно там происходит вся музыка в этом альбоме. а вот духовые... ну, просто как-то особо нечего там слушать. во многом стандартно и шаблонно как-то. имхо.
...........................................................................
а вот кто мне нравится с каждым годом все больше и больше, так это Стив Коулмен... его проект 2015 г. Synovial Joints был почти шедевром джазовой фантазии и к тому же композиции, вот и новый альбом проекта Steve Coleman's Natal Eclipse - 'Morphogenesis' (что как раз фигурирует по вышеприведенной ссылке на летние обзоры) - великолепен... я заслушался, аж не мог оторваться...
роскошный джаз... для меня в такой музыке заключается сама суть... сам принцип почти всего современного джаза.
композиционно и импровизационно просто безупречно!
интерес не спадает ни на секунду.... буквально.