Поговорим о классике.
|
Автор |
Сообщение |
penderecki
Ветеран
Откуда: Донецк
Сообщений: 367
Репутация: 88
|
RE: Поговорим о классике. / 15-11-2013 22:27
Наконец-то появилась тема, где мы можем немного поспорить с уважаемым Андреем Стельмахом
В связи с тем, что Андрей в развернутой форме начал разбор сочинения именно с позиции композиторской технологии, считаю необходимым продолжить, хотя, лично мне было интересно узнать перврначальные мнения по поводу сочинения без "разбора полетов".
(15-11-2013 20:30)Андрей Стельмах писал(а): Возвращаясь к "Сонате №2" Д.Д. Шостаковича, мы видим, что никакой сонатной формы в ней нет. В данном сочинении представлены две темы (условно назову тема №1 и тема №2 ) . Если тема №1 , опираясь на свою красочность, яркость, интенсивность может называться ГЛАВНОЙ ТЕМОЙ, то тема №2 на роль ПОБОЧНОЙ ТЕМЫ - не тянет.
Да, Соната далеко не так проста, как может показаться на первый взгляд. Две темы действительно присутствуют и совсем не условно: первая - образ опасной настороженности, смутной неопределенной тревоги, вторая тема, так и хочется назвать ее "темой нашествия" - с остинатным ритмом механическая, маршеобразная. Другое дело, что средства и фактура для их выражения выбраны Шостаковичем довольно нетипично, слишком скупые и строгие краски, иногда глубоко трагические.
(15-11-2013 20:30)Андрей Стельмах писал(а): Все сочинение строится (в основном) на теме №1 , при этом , сама тема , несмотря на многочисленные проведения - так и не подверглась трансформации. Ни в тональном плане, ни в композиционном, ни в пианистическом. Поэтому , говорить про драматургию данного сочинения - лично мне весьма сложно. Три части Сонаты несколько разнородны и отличаются по музыкальному материалу, но это не означает отсутствия драматургии произведения в целом. Кажущаяся простота сочинения (имеется ввиду чисто пианистическая) еще больше выделяет богатство и глубину мысли композитора. Как это часто бывает у Шостаковича, музыка, даже если она имеет посвящение (как известно, Соната посвящена памяти Л. Николаева), не ограничивается только этим. Очень много личного в этом сочинении.
|
|
|
|
penderecki
Ветеран
Откуда: Донецк
Сообщений: 367
Репутация: 88
|
RE: Поговорим о классике. / 16-11-2013 18:33
Для полноты картины, думаю будет к месту, выдержка из замечательной монографии К. Мейера о Шостаковиче, которая касается истории создания Сонаты:
"…Вторая соната - глубоко драматичная музыка, полная виртуозного размаха, в чем-то родственная так называемым «военным» сонатам Прокофьева. Ее сочинение давалось Шостаковичу нелегко - возможно, сказался его отход от фортепианного творчества в последние годы. Сохранился необычный для Шостаковича черновик произведения, весь в перечеркиваниях и поправках, с недоконченной фугой, на основе которого можно проследить затруднения в творческом процессе…"
Действительно, очень не типично для Шостаковича, более того – чрезвычайная редкость. Ведь, как известно, масштабные сочинения (например, симфонии) в большинстве своем записывались начисто, без исправлений. А здесь, соната… И еще, мне непонятно это постоянное сравнение Второй Шостаковича с сонатами Прокофьева. Кроме время написания, их, на мой взгляд, больше ничего не объединяет. К тому же, чисто технически сочинение Шостаковича «проигрывает» сонатам Прокофьева. Сказались абсолютно невыигрышная пианистическая фактура и довольно сдержанная динамика Сонаты Шостаковича. Используемый в ней рациональный и даже, если можно так сказать, аскетический музыкальный материал. Но, все это касается только нот, и не может являться характеристикой высокого художественного уровня и силы эмоционального воздействия произведения в целом.
|
|
|
|
penderecki
Ветеран
Откуда: Донецк
Сообщений: 367
Репутация: 88
|
RE: Поговорим о классике. / 25-11-2013 00:37
Как неоднократно отмечали исследователи музыки Бетховена, его сочинения для струнного трио стоят несколько в стороне от его же знаменитых квартетов и фортепианных трио. Эти произведения (всего композитором написано пять сочинений подобного рода, в том числе Серенада для скрипки, альта и виолончели) практически не исполняются и, что естественно, не известны широкому кругу любителей музыки. А между тем, творческие находки, впервые встречающиеся в этих сочинениях, Бетховен будет использовать много позднее, лишь немного переосмысливая их. И если с наиболее полной и удовлетворительной трактовкой трио для себя я давно уже определился (записи в исполнении Когана - Баршая - Ростроповича), то с Серенадой дело обстояло сложнее. Несмотря на то, что в данном сочинении Бетховен не ставил перед собой задачи воплощения какой-то масштабной идеи, Серенада по большому счету развлекательная музыка. Тем не менее, наблюдается достаточно новая трактовка формы сочинения – нет привычного чередования частей, да и сама музыка, иногда выходящая за рамки идиллической уравновешенности и гармоничности.
Такое сочинение Бетховена, как Серенада для скрипки, альта и виолончели позволяет существование различных, иногда прямо противоположных трактовок. Из наиболее интересных, на мой взгляд, такие записи. Мутер - Джюранна – Ростропович, знаменитые исполнители своеобразно трактуют произведение (не как монолитное целое, а как отдельные фрагменты) все же каждый перетягивает "одеяло" на себя и иногда в ущерб общему замыслу. Следующий состав считается образцовым и их трактовка Серенады, чуть ли не эталонной. Хейфец – Примроз – Пятигорский, звездное трио, исполнившее массу камерной музыки и обладающее удивительным чувством ансамблевого чутья, и неповторимыми сольными возможностями. И, наконец, трио в составе Гольдберг – Хиндемит - Фойерман. Данным исполнителям в своей трактовке удалось достичь удивительной интонации, душевного тона и обаятельной простоты, певучести тона. Это как раз тот случай, когда техническое мастерство (а оно конечно же присутствует) отходит на второй план, когда именно Музыкальность исполнения и цельность замысла играют первоочередную, определяющую роль. К тому же запись, сделанная этими исполнителями – первая существующая запись Серенады (1939), по моему мнению уверенно можно сказать, что исполнители с точностью и уверенностью продемонстрировали блеск и тонкие краски, живого чувства красоты стиля раннего Бетховена.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
penderecki
Ветеран
Откуда: Донецк
Сообщений: 367
Репутация: 88
|
RE: Поговорим о классике. / 29-11-2013 23:23
Почему же, сказанное касается как раз исполнителей. У каждого знаменитого музыканта бывают далеко не лучшие исполнения. Ведь разговор идет именно об интерпретации, а не о качестве записи.
Противостояние, возникшее в процессе записи, между Рихтером и Ойстрахом с одной стороны и Ростроповичем с Караяном с другой, не могло не сказаться на общей картине исполнения. Вся музыка превратилась в своеобразную пародию с чрезмерно роскошным аккомпанементом игравшего оркестра. Без уверенности в партнерах, которая так необходима, никто из артистов не внес в исполнение личного отношения. Даже всегда сдержанный Ойстрах бурно выражал свое недовольство по поводу темпов, избранных Караяном. "Ужасная запись" - сказал как-то Рихтер. Все ноты на месте и каждая из них бессмысленна. Впрочем, история эта известна и пересказывать ее смысла нет.
В итоге, повторюсь - абсолютно пустая и невероятно унылая запись.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | leon |
|
petr.solo1223
Специалист
Откуда: Город -герой Харьков
Сообщений: 20 646
Репутация: 909
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Пользователи просматривают эту тему: 4 Гость(ей)
|
|