Поговорим о классике.
|
Автор |
Сообщение |
penderecki
Ветеран
    
Откуда: Донецк
Сообщений: 367
Репутация: 88
|
RE: Поговорим о классике. / 28-05-2013 20:34
Что мне разглядывать, и когда, мое личное дело! Или для этого нужно ваше разрешение? Что за бред.
И не нужно "перегружать и представлять". Существует масса посредственных и единицы первокласных исполнителей. И если разговор зашел об исполнении музыки Вивальди, так и напишите, пожалуйста, личные впечатления об этом, конкретном, исполнении.
А теперь, по теме.
Давно хотелось написать несколько строк об одном из любимых, открытых заново пианистов (еще одна страсть, по мимо камерных ансамблей). Если в 19 в. еще можно было говорить, что (к примеру) Лист единственный пианист, то обозначить этим прилагательным кого нибудь сейчас не представляется возможным. Вкус вступает в свои права, и вкусов стало настолько больше и настолько больше их разнообразий, насколько больше стало пианистов по сравнению с временем минувшим.
Одним из интереснейших музыкантов, чье творчество, настолько оригинальное, необычное, неповторимое, для меня является имя необоснованно забытого пианиста и композитора, гордость пианистического искусства середины века. Самуил Евгеньевич Фейнберг (1890-1962)
После многократных прослушиваний большого количества записей первоклассных пианистов прошлого, мне так и не удалось найти сочетание в одном человеке тонкости и глубины проникновения в сущность музыки, сокровенные ее тайны, беспредельную любовь к музыке, чистоту служения ей и незыблемым принципам настоящего искусства – верности красоте, ценностям жизни и огромной убедительности (необходимости) именно такой трактовки. В искусстве Фейнберга, к счастью, все это гармонично сочетается.
С первого же знакомства с записями пианиста, меня покорило, сразило наповал совершенство и своеобразие исполнения, прекрасный звук рояля, «оживление, материализация звука » и какое-то запредельное погружение в музыку, все это завораживает, создает атмосферу естественности, глубокой заинтересованности, вплоть до мельчайших деталей, при темпераментности, безупречном вкусе и способности «пламенеть в музыке». Необычайная смена динамики, соразмерность и стройность формы исполняемого произведения только подчеркивают его индивидуальность (сонаты Бетховена, сочинения Шумана и Скрябина). На начальном этапе становления Фейнберга как пианиста (намеренно не поднимаю вопросы его композиторского творчества – слишком большой объем информации и уложиться в одно сообщение не представляется возможным) современников настораживала чрезмерная экспрессивность игры, ее смелость и оригинальность. Прошло время, и выразительность, проникновенность, индивидуальность трактовок сочинений (несмотря на откровенную, необоснованную травлю 30х-40 г.) только еще больше доказали свою необходимость, правильность и жизнеспособность. Исполнительское искусство Фейнберга встречает горячее признание. Впервые исполняются сочинения Александрова, Прокофьева, Мясковского, Кршенека, Веберна, Шенберга и др. Молодой Шостакович в письме к Оборину в 1924 г. пишет: «Завтра в Малом зале дает концерт Фейнберг. Играет сонаты Прокофьева, Скрябина, сонату Фейнберга. Интересная программа. Кроме того, на мой взгляд, замечательный пианист. Все наши музыканты его ругают. У него одно огромное качество: звучит рояль. У него звучит даже Бетховен…»
Центральная линия творчества пианиста Фейнберга – музыка Баха. Изумительные по красоте интерпретации его сочинений одни из самых ярких примеров творческих откровений пианиста. Удивительная, всепобеждающая вера музыканта в силу, способность МУЗЫКИ творить чудеса, воистину не знает примеров. Еще на выпускном экзамене консерватории по Хорошо темперированному клавиру Баха, Фейнберг приготовил все 48 прелюдий и фуг наизусть! Случаев такой феноменальной памяти, до этого (и, наверное, нашего) времени, история знает мало (Таузиг играл их все, и мог транспонировать в любую тональность, кроме него Каун, и это, пожалуй, все).
В 1961 г. семидесятилетним музыкантом сделана запись ХТК Баха. Без преувелечения, это шедевр исполнительского мастерства. Здесь, и в изумительных собственных переложениях хоральных прелюдий, особенно в Концерте BWV 593 (по Вивальди) еще больше раскрываются импульсивные, своеобразные и высокохудожественные черты исполнительской интерпретации Фейнберга. Здесь генезис творчества пианиста – изумительное соединение аналитического ума и оригинальности, гибкость исполнительского «аппарата». Фейнберг никогда не смешивает голоса, не теряет темы, голосоведение безукоризненно, неповторимо. Не побоюсь этого слова, это самая выдающаяся интерпретация из известных мне. Несмотря на оригинальность и своеобразие трактовок таких знаковых исполнителей музыки Баха как Ландовская, Тьюрек, Гульд, и даже Рихтер – исполнение Фейнберга стоит обособленно. Это действительно исторически выдающееся исполнение, поражающее чувством колорита, прозрачностью звучания, поразительной убежденностью и оригинальностью исполнительских приемов.
Чистота служения музыке естественное состоянием пианиста. Никогда не было даже малейших уступок вкусу публики, это не было высокомерием или снобизмом. В этом, наверное, одна из причин его ограниченной популярности. Но здесь же и залог его неувядаемой свежести, возвышенности, выразительности и молодости. Когда исполнитель страстно убежден, что ответственность художника перед искусством, его творчество все преодолеет: скромность помножена на веру в себя, на силу человека, творит «беспощадный суд».
|
|
|
|
Выразили согласие: | ШЕРЕХ , Андрей Стельмах , yahennadiy , petr.solo1223 , VictorV , romera , Grotesk77 , FiLiN , Ineey , chol55 , oilman , Upgrader , meloman1 |
|
Сообщения в этой теме |
RE: Поговорим о классике. - penderecki - 28-05-2013 20:34
|
Пользователи просматривают эту тему:
|

|