Ну ребята...Джаз изначально как и вся этническая музыка исполнялся не грамотными в смысле музыкальной грамоты,исполнителями-самородками и всё это конечно имело импровизационное начало.В самом джазе и сейчас есть понятие "сэйшн",где музыканты зная тему и её гармонию(аккорды,аккомпанемент) могут постебаться,отдаваясь исключительно чувству "локтя".Но с тех пор,слава богу,много воды утекло,появились большые коллективы типа джаз-бенды,а с ними появилась необходимость упорядочить гармонию между целыми группами инструментов и создавать наконец целые оркестровые композиции при этом обьясняться на пальцах стало не возможным по этому пришлось учить ноты.Хоть всё ещё много легендарных музыкантов и небольшых составов продолжали музицировать не зная нотной грамоты.
Никто и никогда не отменял импровизации в джазе,но по выражению некоторых из вас джаз это одна большая ипровизация.Обычно задаётся какая либо тема(старая или очень навороченная,свежая,или наоборот простая как трусы)проигрывается несколько раз,если надо в унисон несколькими инструментами,а дальше развивается по всем писанным и не писанным правилам джазового искусства.
Если коллектив не большой и в нём гармонию(аккорды,аккомпанемент)"ведёт"один или пару инструментов(ф-но,гитара) с контрабасом,а он основа той самой гармонии,то они могут позволить себе лёгкий "гармонический" импровиз,в то время когда основные инструменты или один будут рассказывать нам какие они талантливые импровизаторы.Если тот или иной "аккомпаниатор" достоин симпровизировать соло-ему дадут возможность солисты взяв частично на себя функцию аккомпанемента и т.д.Но при этом сама композиция имеет очень строгие рамки и по возможности хорошо отрепетированная,наконец это слышно по конечному результату.
Если же речь идёт о большых составах,где партии разложены на первые,вторые тромбоны,на семейство саксофонов,труб и пр.,то партитура расписана в высшей степени точно и грамотно,накакой самодеятельности никто не допускает,иначе развалится коллектив,остальное- исключительно в отведённых для соло-импровизаций местах.
Ещё раз перенаправлю ролик с Вуди Харманом,обратите внимание какая дисциплина царит в коллективе,где и когда звучит соло,какая безупречная ансамблевая игра(играть вместе)и в каких темпах(первая и последняя вещи).
А так же ролик с Херби Хенкоком,маститейшим музыкантом и тут обратите внимание насколько НЕ помогло "чувство локтя",когда все решили симпровизировать,превратив известный Хамалеон в обычную "свадьбу".