Поговорим о классике.
|
Автор |
Сообщение |
penderecki
Ветеран
    
Откуда: Донецк
Сообщений: 367
Репутация: 88
|
RE: Поговорим о классике. / 21-01-2014 22:48
(21-01-2014 21:07)allfansy писал(а): Прослушал Второе фортепианное трио и Фортепианный квинтет Шостаковича...
(15-06-2013 16:03)penderecki писал(а): В музыкальном языке есть особое, замечательное свойство – настоящий талантливый мастер умеет с первых тактов мелодии, с «первых слов» музыкального произведения дать ту часть общего контура, которая как бы взывает к целому, или такую сжатую тему, которую только предстоит воссоздать перед слушателем исполнителю. Это умение целостного впечатления, наверное, и есть основной и важнейший признак великого музыканта. Вот почему, когда речь заходит о каком-либо важном, исторически значимом композиторе или музыкальном произведении, я сразу вспоминаю камерные сочинения Шостаковича. Помимо замечательной серии струнных квартетов, о которых уже писал (наверное, все же, недостаточно) в исполнении квартета им. Бетховена, есть еще, по крайней мере, два удивительных, неповторимых сочинения – Фортепианный квинтет и Второе фортепианное трио.
Удивительные по силе воздействия на слушателя музыкальные произведения написаны максимально простым и выразительным языком. В трио исполнителям и слушателю «прийдется пройти» через неторопливую нить раздумий, сдержанно-скорбные диалоги струнных и трагизм изломанных акцентов, создающих картину страшной фантасмагории. Смерть самого близкого друга (И. Соллертинского) послужило поводом к написанию трио. Этим сочинением Шостакович продолжил сложившуюся традицию. Чайковский посвятил свое Трио памяти Н.Рубинштейна, затем Рахманинов, памяти Чайковского. И, вот, теперь Шостакович. Образы разрушения зла и насилия всегда особенно удавались Шостаковичу; их композитор предпочитал радостной безмятежности, покою или светлой лирике. Но никогда прежде не отдавался Шостакович стихии зла столь полно, как в партитуре трио (и еще, Четырнадцатой симфонии). Это самое страшное, мрачное сочинение Шостаковича, Единственное, где нет ни примирения, ни просветления.
Мне не удалось найти ни одной внятной, запоминающейся, интересной и полностью раскрывающей смысл этого произведения, трактовки в исполнении зарубежных музыкантов (может плохо искал?). Вот список наиболее удачных, на мой взгляд, записей:
Д. Шостакович, Д. Ойстрах, М. Садло (1947),
Л. Оборин, Д. Ойстрах, С. Кнушевицкий (1960),
П. Серебряков, М. Вайман, М. Ростропович (1963),
С. Рихтер, О. Каган, Н. Гутман (1984)
Был крайне удивлен невнятной записью Е. Леонская, М. Копельман, В. Берлинский (1995). Сразу же удивляют чрезмерно акцентированные, сверхмедленные, маловыразительные темпы, из-за которых весь музыкальный материал трио превращается в какую-то «тягучую субстанцию», в которой слушатель просто тонет, теряя путеводную нить сути, смысла произведения. Более чем странное исполнение. При том, что запись Квинтета, с этого же диска, превосходна.
Классически ясный и уравновешенный квинтет вызывает, как совершенно обоснованно подмечено, образы музыки Баха. Музыка сочинения дает остро пережить ценность жизни, обогащает, учит новому. Она организовывает чувства и мысли слушателя. Это сочинение одна из жемчужин камерной музыки 20 в. записано в исполнении первоклассных музыкантов:
Д. Шостакович и квартет им. Бетховена (1940),
V. Rivkin and Stuyvesant Quartet (1941),
С. Рихтер и квартет им. Бородина (1983)
|
|
|
|
Сообщения в этой теме |
RE: Поговорим о классике. - penderecki - 21-01-2014 22:48
|
Пользователи просматривают эту тему:
|

|