отечественному музыканту, чтобы "пробиться в джазовую элиту", увы, нужно ехать туда, где эта элита обитает...
инструменталисты некоторые уезжают и вполне неплохо себя чувствуют - "пробиваются", а вот вокалистки (и вокалисты) - увы. не знаю почему... мое мнение - джаз внутренне, структурно противоположен вокалу по духу славянскому... да и русскому языку в целом. и тут надо не просто выучить английский язык, сделать его своим "культурно родным". малореальная задача в джазе. просто в эстраде - более возможно, и Регина Спектор тому подтверждением, а вот в джазе все сложнее намного.
я считаю, одна-единственная вокалистка была (и есть) в российском джазе, которая от природы чувствовала джазовую эстетику на 100% - это Валентина Пономарева. она, солистка цыганской песни в "Ромэн", естественно, не решилась делать на джазе карьеру, но ее записи свидетельствуют о выдающемся даре. даже такие старые записи, как этот советский диск (в начале идет классная фри-импровизация, а потом не менее классный джазовый мейнстрим) -
кстати, Пономарева издавала немало джазовых альбомов за рубежом (и выступала) - в основном в стиле свободной импровизации, так что можно считать, что она все-таки "пробилась"... просто у нас эти альбомы малоизвестны.
и да, конечно, еще была дочь Вагифа Мустафа-Заде Азиза, но она очень рано эмигрировала... не знаю, можно ли ее причислить к "отечественным", но к элите джаза - уж точно!
есть и другие, скажем так, неплохие отечественные джазовые вокалистки - Татьяна Комова, Анна Бутурлина, Анна Королева, Наталья Смирнова ...
но им далековато до "элиты", хотя они вполне джазовой стилистикой владеют. популярность джаза у нас невелика - приходится им и поп-музыку русскоязычную петь, и, как Королева, этникой заниматься (у нее хорошо получается).
а Долина... не хочу ни с кем ругаться и никого убеждать - но это ВООБЩЕ не джаз. голое копирование, механическое бездумное подражание стилю. туфта, короче.