Ричард Третий - Richard III (1995)
kinopoisk.ru/film/3506/
Вот уже года три, как неспешно пересматриваю экранизации английского классика. Это, конечно, не так круто как читать запоем в оригинале , но на мой взгляд - читать Уильяма, нашего, Шекспира - всё равно что танцевать про архитектуру. Пьесы для того и создавались, чтобы их смотреть. К тому же, чего от чопорных и консервативных англичан не ожидаешь, очень часто режиссеры настолько вольно распоряжаются временем и пространством, что не перестаешь удивляться. Более смелые постановки были разве что у Куросавы (очень рекомендую «Ран» (Король Лир) и «Трон в Крови» (Макбет) - японская самобытность и сюжеты Шекспира образовали гремучую эстетическую смесь, хоть раз, но попробовать это блюдо стоит). В общем, приобщаться к великому вовсе не скучно, а совсем наоборот.
К слову о вольностях. После просмотра неоднозначного во всех смыслах «Кориолана» Рэйфа Файнса, где шекспировские диалоги сопровождались стрельбой из танков и автоматических винтовок в стиле Call Of Duty, я отложил эту постановку «Ричард Третий» в долгий ящик. Даже не всматривался в кадры, не читал рецензии, просто увидел на постере, что все снова перенесено в наши дни и как-то внутренне напрягся. Как оказалось - совершенно напрасно.
Да, здесь также события из Темных Веков перенесены в новое время, но время не менее тёмное и тревожное - в тридцатые годы XX-го века. Из-за чего, на мой взгляд, смотрится намного органичнее и естественнее через чур смелого эксперимента Файнса (Волан-де-Морт), у которого в происходящей на экране суете постоянно терялся, собственно, Шекспир. К тому же сама пьеса подана в адаптированном варианте, благодаря чему не возникает диссонанс между происходящим на экране и диалогам/монологами пятисотлетней давности.
Собственно, о сюжете писать глупо. Актерский состав безупречен - Иэн Маккеллен (Гендальф), Джим Бродбенд, Найджел Хоторн (великолепный сэр Хамфри из «Да, Господин Министр»), Роберт Дауни-мл («Железный Человек»), Мэгги Смитт (профессор Минерва МакГонаггал и вообще почетная old lady английского кинематографа), Кристина Скотт-Томас, Аннетт Бенинг и другие...
Обычно подобные экранизации не особо рекомендую. Все-таки несколько часов рифмованных диалогов - это на любителя. Но вот этот фильм отлично смотрится и без предварительной подготовки. Я бы даже сказал - с него можно начинать, а уже войдя во вкус переходить к Бране, Гринуэю, Теймор... чтобы однажды открыть для себя Козинцева и признать, что не одного лишь Шерлока Холмса мы экранизировали лучше всех в мире.