Заглянем за горизонты устоявшихся предпочтений?
Автор Сообщение
Upgrader Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Москва
Сообщений: 5 725
Репутация: 341
RE: Заглянем за горизонты устоявшихся предпочтений? / 29-01-2016 23:41
В своих воспоминаниях Ромен Роллан, сам неплохой пианист интересно говорит о музыке, о своем погружении в неё. В частности о беседах со своим преподавателем маркизом Брейпоном:

- В Париже Вы не найдете такого преподавателя, который Вам нужен. ...прежде всего слушайте оркестровое исполнение бетховенских симфоний!.. Займитесь самообразованием. Возьмите одно, два, три произведения. Покопайтесь в них, вскройте до конца их содержание, поймите их, овладейте ими!

Думаю, этот простой совет может пригодится тем, кто делает первые шаги в классике.
Роллан одновременно критикует своего преподавателя и восхищается им:

- ...В "Патетической" сонате он видел лишь женщину, которая в грозу спешит настичь своего возлюбленного, - потом религиозный по настроению эпизод, когда неверный любовник вторгается к ней, нарушая безмятежность её молитвы, и, наконец, полное блаженство обоих возлюбленных. Марких был одержим полной уверенностью в непогрешимости своего толкования. Но если он заблуждался в выводах, то основные положения, из которых он исходил, были для меня откровением. Брейпон открыл мне глаза на самое главное, самое существенное, что только и позволяет проникнуть в суть великих произведений музыки: закон внутреннего единства, господствующего в любом из сколь-нибудь значительных музыкальных построений. Любое из них с начала и до конца ( я говорю о произведениях великих классиков - могучих властителей дум) проникнуто основной мыслью, которую надо раскрыть, ибо ей подчинено все произведение в целом. Всякая попытка истолковать произведение, анализируя частности: игру света и тени, пианистические эффекты и контрасты, - заранее обречена на провал; такое истолкование будет дробным, поверхностным, бессвязным и независимо от того, насколько оно блестяще, холодным... Произведение подлинного классика - это целостный организм с прочной основой, его естественное и логическое развитие не терпит никаких пустот, никакого разрыва смысловой нити - нити жизни - ибо малейший разрыв этой нити - смерть.

...Господин Брейпон одну за другой проигрывает для меня, у себя в комнате, сонаты Бетховена и Моцарта. Не смотря на весьма несовершенную технику, он позволяет понять всю прелесть произведений, которыми восхищаются уже только в силу привычки, в сущности, не постигая их до конца.
Я, впрочем, не разделяю его стремления драматизировать музыку и свести смысл бетховенских сонат к довольно пошлым эпизодам. Тут он настоящий француз: ему нужны наглядные картинки, ему чужд немецкий идеализм, который, подобно гомеровским богам, часто окутывается облаком символов.
...Для хорошего исполнения нужно, - говорит господин Брейпон, - соблюдать четыре следующих правила ( в порядке их значимости):
1) фразировка ( но всегда с соблюдением ритма);
2) единство темпа, его равномерность, отчетливость;
3) нюансы;
4) правильность темпа.
Во Франции же придерживаюттся вот такой последовательности:
1) правильность (предполагаемая) темпа;
2)нюансы;
3) фразировка;
4) четвертое условие - отсутствует!
Первое, что вам говорят во Франции, критикуя исполнение: он играет не в том темпе. А ведь Бетховен никогда дважды не играл один и тот же отрывок в одном и том же темпе...
(Отредактировал 30-01-2016 в 00:02 Upgrader.)
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: meloman1


Сообщения в этой теме
Меняя форматы - Upgrader - 22-01-2016, 11:46
RE: Заглянем за горизонты устоявшихся предпочтений? - Upgrader - 29-01-2016 23:41

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 3 Гость(ей)

Orion

Администрация форума | Статистика форума | Обратная связь | Вернуться к содержимому | Справка | Лёгкий режим | Список RSS