Заглянем за горизонты устоявшихся предпочтений?
|
Автор |
Сообщение |
Upgrader
Ветеран
Откуда: Москва
Сообщений: 5 725
Репутация: 341
|
RE: Заглянем за горизонты устоявшихся предпочтений? / 09-09-2016 10:54
(09-09-2016 08:41)penderecki писал(а): ...И если такое положение вещей еще можно применить к воздействию искусств, "пользующихся" словом, изображением, жестом и т.д., то к выразительности и художественному воздействию инструментальной музыки, искусству бессловесному, невещественному, нужно подходить только с позиции интерпретации.
...
Так вышло, что для меня, в большинстве своем, Музыка "живет"в старых записях. Трудно несколькими предложениями дать оценку существованию такого факта. В первую очередь здесь имеет быть место подлинная художественность и артистизм исполнения, которые достигаются тогда, когда музыка близка внутреннему миру исполнителей, как будто бы они сочиняют ее здесь и сейчас, духовная и эмоциональная сущность музыкантов словно обнажена. На старых записях, при всех свойственным им погрешностям, присутствует желание не "показать себя" и свой технический арсенал (который, конечно, имеет место)... Под впечатлением посещения Дома-музея К.С.Станиславского (см. выше) принялся перечитывать его труды. И знаете, его суждения о театральном "искусстве переживания" во многом перекликаются с темой нашего обсуждения:
"... Бывали минуты, когда я приходил к заключению, что мне надо уйти из школы.
Вот почему сегодня, при встрече с Торцовым на уроке, я возобновил свои расспросы. Мне хотелось сделать общий вывод из всего, что было сказано на предыдущих уроках. В конце концов я пришел к заключению, что моя игра является смесью самого лучшего, что есть в нашем деле, то есть моментов вдохновения, с самым худшим, то есть ломанием.
- Это еще не самое плохое, - успокаивал меня Торцов, - То, что делали другие, еще хуже.Ваше дилетантство излечимо, а ошибки других являются сознательным принципом, который далеко не всегда удается изменить или вырвать с корнями из артиста.
- Чти же это?
- Эксплуатация искусства.
- В чем она заключается? - допрашивали ученики.
- Хотя бы в том, что делала Вельяминова.
- Я?! - привскочила Вельяминова с места от неожиданности. - Что же я делала?
- Показывали нам свои ручки, ножки и всю себя, благо со сцены их лучше можно разглядеть,- отвечал Аркадий Николаевич.
- Я? Ручки, ножки? - недоумевала бедная наша красавица.
- Да, именно: ножки и ручки.
- Ужасно, страшно, странно,- твердила Вельяминова.- Я же делала и я же ничего не знаю'
- Так всегда бывает с привычками, которые въедаются.
- Почему же меня так хвалили?
- Потому что у вас красивые ножки и ручки.
- А что же плохо?
- Плохо то, что вы кокетничали с зрительным залом, а не играли Катарину. Ведь Шекспир не для того писал "Укрощение строптивой", чтоб ученица Вельяминова показывала зрителям свою ножку со сцены и кокетничала со своими поклонниками, - у Шекспира была другая цель, которая осталась вам чуждой, а нам - неизвестной.
К сожалению, наше искусство очень часто эксплуатируют для совершенно чуждых ему целей. Вы - для того, чтобы показывать красоту, другие - для создания себе популярности, внешнего успеха или карьеры. В нашем деле это обычные явления, от которых я спешу вас удержать. Помните крепко то, что я вам сейчас скажу: театр, благодаря своей публичности и показной стороне спектакля, становится обоюдоострым оружием. С одной стороны, он несет важную общественную миссию, а с другой - поощряет тех, кто хочет эксплуатировать наше искусство и создавать себе карьеру. Эти люди пользуются непониманием одних, извращенным вкусом других, они прибегают к протекции, к интригам и к прочим средствам, не имеющим отношения к творчеству. Эксплуататоры являются злейшими врагами искусства. Надо бороться с ними самым решительным образом, а если это не удастся, то изгонять с подмостков- Поэтому,- снова обратился он к Вельяминовой,- решите однажды и навсегда - пришли ли вы служить и приносить жертвы искусству или эксплуатировать его для своих личных целей?
- Однако, - продолжал Торцов, обращаясь ко всем, - разделять искусство на категории можно лишь в теории. Действительность же и практика не считаются с рубриками. Они перемешивают все направления. В самом деле, мы нередко видим, как большие артисты, по человеческой слабости, унижаются до ремесла, а ремесленники минутами возвышаются до подлинного искусства". (К.С.Станиславский. "Работа актера над собой")
Интересно, что в этом самом Доме-музее Станиславский работал с оперными певцами, передавая им секреты актерского мастерства. Да, для работы на оперной сцене надо быть еще и актёром. Но хорошим актером надо быть, усаживаясь за клавиши рояля или беря в руки скрипку.
Также очень полезен для понимания, например, фортепианной сонаты, рассказ автора книги о постановке и - что не менее важно - о снятии ударений со слов.
" Прежде, чем научиться ставить ударения (в словах в предложении), вам нужно научиться снимать их... там, где они не нужны. Это - целое искусство, и очень трудное. Оно во-первых освобождает речь от неправильных ударений...На очищенной таким образом почве легче распределить одни правильные акцентуации..."
И еще: "... Суетливость тяжелит речь. Облегчает же её спокойствие и выдержка".
Не правда ли, как много "неправильных ударений" и суетливости в интерпретациях многих современных исполнителей? И как много "спокойствия и выдержки" в подходе к произведению, например, Святослава Рихтера!
(Может быть поэтому мы отдаем предпочтение и киноактерам "старой школы" перед "медиаперсонами" из современных телесериалов?)
(Отредактировал 09-09-2016 в 11:45 Upgrader.)
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Сообщения в этой теме |
RE: Заглянем за горизонты устоявшихся предпочтений? - Upgrader - 09-09-2016 10:54
|
Пользователи просматривают эту тему: 9 Гость(ей)
|
|