Заглянем за горизонты устоявшихся предпочтений?
Автор Сообщение
Upgrader Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Москва
Сообщений: 5 725
Репутация: 341
RE: Заглянем за горизонты устоявшихся предпочтений? / 21-09-2016 00:15
Гленн Гульд о перспективах звукозаписи (апр, 1966 г):

- ... совершенно спонтанно, я высказал пред­положение, что публичный концерт — в той форме, в которой мы его знаем,— просуществует еще не более столетия, а электронные средства передачи информа­ции вскоре полностью возьмут на себя его функции.

...концерт — и как социальный институт, и как символ му­зыкального меркантилизма — в XXI веке заснет, наподобие какого-нибудь вулкана Тристан-да-Кунья. Причем это в равной мере коснется как слушателя, так и испол­нителя. Я также утверждаю, что именно благодаря исчезновению публичного концерта музыка сможет стать источни­ком гораздо более сильных впечатлений, чем сейчас. Уверен, что нынешнее моло­дое поколение, еще находящееся под воз­действием догматов школьного сольфед­жио, станет последним, выросшим с убеждением, будто концерт является той осью, вокруг которой вращается весь музыкальный мир...

...Если бы нам пришло в голову составить перечень наиболее характерных музы­кальных предпочтений нашего поколе­ния, то мы бы открыли, что почти каждый пункт в этом перечне может быть объяс­нен влиянием звукозаписи. Прежде всего, сегодняшний слушатель уже привык свя­зывать исполнение музыки со звучанием, наделенным такими характеристиками, которые еще два поколения назад не были доступны профессионалам и не были за­требованы аудиторией: я имею в виду такие новые акустические аспекты, как аналитическая ясность, „ощущение при­сутствия" (immediacy) и почти осязаемая близость звука...

... красноречиво сравнение между записями Г. фон Караяна, сделан­ными с оркестром „Филармония" для „EMI", и его же записями, сделанными с Берлинским филармоническим орке­стром для „DeutscheGrammophon". Бер­линские записи убеждают в том, что та­мошние звукорежиссеры сделали все возможное, чтобы воспроизвести обста­новку концертного зала. (Тут я вспоми­наю пластинку „Жизнь героя" , вышед­шую в 1959 году, с как бы отдаленным звучанием медных и почти неслышными ударными.) Напротив, в записях для „EMI" Караяну обеспечена акустика пусть и не совсем пригодная для камерной му­зыки, но все же выражающая ту филосо­фию звукозаписи, согласно которой в со­временных студиях бесполезно пытаться воспроизводить акустику концертного зала путем намеренного ограничения технических возможностей...

... очевидное свидетельство по­добного анахронизма мы обнаруживаем в некоторых записях концертов Святосла­ва Рихтера, сделанных в Восточной Европе. Я имею в виду, например, его великолеп­ное исполнение „Картинок с выставки" Мусоргского в Софии. Вот случай, когда несравненную интерпретацию великого артиста просто-напросто обкорнали звукорежиссеры, решившие, что их мик­рофоны должны оставаться абсолютно нейтральными к происходящему. Тут не при­менялось ни „вторжение" (intrusion), ни „препарирование" (dissection), ни „усиление" (amplification). В высшей степе­ни ясная игра Рихтера была испорчена своеобразным „бездельничаньем" звуко­режиссеров: нам оставили звук таким, ка­ким он мог бы быть услышан посетителя­ми галерки,— и это в лучшем случае!..

... В процессе студийного анализа, препарируя произведение самым тщательным и углубленным образом, исполнитель превращает его (на короткий период) в своего рода собственную жи­вую плоть, в собственное достояние. Потом он может заняться чем-то другим, перейти к удовлетворению иного любо­пытства. Записанное на пластинки сочи­нение уже не будет источником его ежедневных концертных забот. Его инди­видуальный взгляд на сочинение не будет искажен, например, слишком большим вниманием прессы, а его исполнение не окажется перегруженным „красивостя­ми", сделанными в угоду галерке, что поч­ти неизбежно происходит с пьесами, которые беспрестанно повторяются в концертном репертуаре...

... год назад, когда я записывал последние фуги из первого то­ма ХТК, я натолкнулся — в фуге ля ми­нор — на одну из знаменитых контра­пунктических „скачек с препятствиями". Речь идет о сочинении, которое труднее большинства других баховских фуг. Оно включает очень активное четырехголосие, расположенное в центре клавиатуры, в зо­не, где наиболее сложно выявить незави­симость различных голосов. Я сделал во­семь дублей записи этой фуги. Два из них, по мнению звукорежиссеров, были достаточно удачными. Оба этих дубля — шестой и восьмой по общему счету — были сделаны без склеек, что не должно удивлять, поскольку вся фуга длится чуть больше двух минут. Однако несколько недель спустя, прослушивая в монтажной результаты всей работы, мы обнаружили, попеременно включая шестой и восьмой дубли, что оба они наделены недостат­ком, о котором никто не помышлял в мо­мент записи, а именно монотонностью.
В каждом из этих дублей использова­лась различная фразировка темы, состоя­щей в данной фуге из 31 звука,— воль­ность, свойственная импровизационной свободе барокко. В шестом дубле тема была трактована legato, в торжественном и несколько помпезном духе; в восьмом же, напротив, тема исполнялась staccato и оставляла впечатление легкости и шут­ливости. Эта фуга столь плотно напичкана стреттами и другими разновидностями имитационной полифонии, что, в силу этого, артикуляция темы сама по себе оп­ределяет атмосферу всего сочинения. По трезвом размышлении мы решили, что ни тевтонская строгость шестого дубля, ни излишнее легкомыслие восьмого не могут полностью соответствовать нашим представлениям о характере фуги. Тут кто-то заметил, что, несмотря на разли­чие характера, оба дубля сыграны почти в одном темпе (что удивительно, посколь­ку общий темп зависит от избранного способа артикуляции). Мы решили обер­нуть это в свою пользу и создать интер­претацию, совмещающую оба варианта. Это не составило большой проблемы. Было ясно, что императивный характер шестого дубля абсолютно подходит для экспозиции и заключения фуги, тогда как брызжущий весельем характер восьмого хорошо отражает рельеф центральных модуляционных эпизодов. В итоге были сделаны две простые склейки для соеди­нения обоих дублей: первая в 14-м такте, а вторая — в момент возвращения основ­ной тональности (по-видимому, в 28-м так­те.— Пер.). Вследствие такого монтажа возникла гораздо более интересная интерпретация, чем любой из первона­чальных вариантов. Разумеется, никто в принципе не запрещал задумать нечто подобное заранее. Но маловероятно, чтобы необходимость такого „раздвое­ния" стилей стала очевидной во время сеансов записи или тем более в условиях концертного исполнения. Тогда как спокойное размышление после сеанса очень часто позволяет расширить горизонты того, что может прийти в голову во вре­мя самой игры.
...

(Отредактировал 21-09-2016 в 00:42 Upgrader.)
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: meloman1


Сообщения в этой теме
Меняя форматы - Upgrader - 22-01-2016, 11:46
RE: Заглянем за горизонты устоявшихся предпочтений? - Upgrader - 21-09-2016 00:15

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 18 Гость(ей)

Orion

Администрация форума | Статистика форума | Обратная связь | Вернуться к содержимому | Справка | Лёгкий режим | Список RSS