Одну из разгадок "секрета 60-х", а также "секрета обаяния винила" лично я нахожу в высказывании известного продюсера Джорджа Мартина, который говорил примерно следующее (За дословность не ручаюсь, но в целом верно. Будьте внимательны, это очень важно!):
- Сначала нашей задачей, как продюсеров и звукорежиссеров, было "зафиксировать звук" таким, какой он есть. Буквально с фотографической точностью. Далее, с развитием звукозаписывающей аппаратуры и технологий мы стали "рисовать" звуковые картины (- Конец цитаты).
На мой взгляд, здесь и проходит водораздел между "романтическим периодом рока 60-х" и тем, что случилось с рок-музыкой позже. Т.е. примерно по тому времени, когда музыканты научились "писать звуковые полотна" при помощи многодорожечных магнитофонов. И, пожалуй, первым это сделал Лес Пол.
Вот он, второй главный герой 60-х! Многодорожечный магнитофон! Сперва двух, затем трёхдорожечный, четырёх-, восьми-, шестнадцати-, двадцати четырёх... И т.д.
При этом первой "героиней" рассматриваемого периода была, естественно, электро-гитара.
Водораздел в музыке 60-х проходит там, где появились композиции, которые уже невозможно было сыграть "один-в-один" на концерте.
В разговоре о 60-х уместно было бы вспомнить, кроме Леса Пола, первым наложившего запись своей гитары на запись... своей же гитары и вокал Мэри Форд на вокал ...Мэри Форд, и таких "первопроходцев звука", как Джордж Мартин и Фил Спектор, с его знаменитой "стеной звука"!
После фантастических записей Битлз (Например, Day in the Life) стало ясно, что многие "студийные" хиты совершенно невозможно воспроизвести на сцене.