Во-первых, отметим принципиальное совпадение во взглядах на Победу и её итоги. Тут нам судьи и гаранты - деды-фронтовики.
Имеют место непринципиальные расхождения культурологического характера во взглядах двух индивидуумов. Правильно?
Тогда попробуем разобраться, в чем же суть этого шедевра? И в чем суть спора?
Так в чём заключаются "разногласия"? - Является ли темой, смыслом "Сикстинской мадонны" именно "жертвенность", "личная жертва"?
Ну, слушайте, давайте все-таки поверим - хотя бы временно! хотя бы для того, чтобы на минуту остановить вакханалию "непредвзятых взглядов" на итоги Великой Отечественной! - поверим музейному работнику с многолетним стажем, интеллигентному человеку, со-учредителю (вместе с С.Рихтером Фестиваля "Декабрьские вечера") г-же Антоновой, трактующей смысл знаменитой работы Рафаэля именно так: это - явление Богородицы, несущей человечеству своего сына Иисуса. Думаю, о судьбе последнего лишний раз рассказывать не надо. Интересно, что не одна г-жа Антонова так считает.
Вот мнение историка искусства С.Стама: «...в глазах Сикстинской Мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг - отдать сына на смерть".
Тот же Стам излагает свой взгляд на образ младенца-Христа: "...его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом. И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.
Другие обращают внимание на образ ангелов над гробницей: "...их видимое равнодушие - символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах".
Думаю, именно поэтому Антонова в том памятном 45-м и связала эти два смысла: жертва Богоматери и жертва Матери человеческой.
Кстати, «Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжёлое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нём черты человечности с высшей религиозной идеальностью".
По-моему, очень уместные параллели. Возникшие к тому же в минуту искреннего восторга, в час возвращения шедевра человечеству, в год Великой Победы. Пронесённые через всю, богатую на события и другие шедевры мирового искусства жизнь Антоновой.
Ведь и знаменитый русский поэт Василий Жуковский, увидевший "Сикстинскую Мадонну" в 1821-м году в Дрезденской галерее, писал: «Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни… Вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею».
Бытует мнение, что эта строка "гений чистой красоты" перекочевала в стихотворение Пушкина именно из этого восторженного восклицания Жувковского.
В общем, как видите, заглядывать за горизонты устоявшихся предпочтений не только полезно, но ещё и интересно.
А вот другой ребёнок на руках взрослого человека. - Памятник советскому Солдату-Победителю в Трептов-парке.
Здесь совсем иная картина. Ребёнок прильнул к защитнику, мощная фигура которого, меч, растоптанный сивол насилия однозначно дают понять: жертв больше не будет. Здесь смысл иной - спасение, восстановленное спокойствие, надёжная защита. И два спокойных взгляда, устремлённых в будущее.