В любом случае обсуждение той или иной музыки продуктивно строить на следующих принципах:
1. Уважение ко вкусам меломана, к его личному мнению. Правда, частенько бывает, что мнение это не сформулировано детально. Прост о нравится, и всё! И все попытки задать уточняющие вопросы пресекаются на корню... Всё же лучше, когда мнение зачинателя обсуждения или восхищённого слушателя более или менее детализировано. Потому что полемизировать междометиями - дело бесперспективное. Когда кончаются междометия, в ход идёт мат. - Проверено.
2. Уважение ко вкусам оппонентов, к их опыту и мнениям. При этом также желательно, чтобы выступления или возражения сопровождались некими фактами или мнениями, основанными на личном опыте прослушивания.
3. О музыке, об исполнителях и сочинителях спорить полезно. При этом не надо клеймить страстный обмен мнениями как "спор о вкусах" и тут же загонять дискуссию в тупик известной сентенцией "о вкусах не спорят".
4. Хорошо, если каждый из участников дискуссии понимает, что ему есть к чему стремиться, что постигать и чему учиться у оппонентов или единомышленников.
5. Музыка, коллекция - это путь, "дорожной карты" к которому не существуют. Этот путь преодолевается методом проб, ошибок и счастливых моментов. И естественно, на этом пути меломана ждут и попутчики на один перегон, и встречные прохожие. И если сам меломан не отпетый молчун, то обмена репликами не избежать.
Кстати, этим солнечным августовским утром, после мощного ночного дождя, на даче слушаю оперу Пёрселла "Дидона и Эней" с участием великолепной Джэнет Бэйкер. (Decca, 1963 г). - И это прекрасно! И в первую очередь прекрасен сам музыкальный материал. И есть смысл обсуждать не только искусство Бэйкер.
Композитор и либреттист сочинили эту оперу в 1689-м году специально для пансиона, в котором учились только девочки. Основой для либретто послужила эпическая "Энеида" Вергилия.
Интересно, что при жизни композитора опера была поставлена лишь однажды! К выпуску тех самых учениц пансиона.
"Дидона и Эней" вернулись к европейской публике лишь в конце девятнадцатого века, уже как классическое оперное произведение и первая великая опера, сочинённая англичанином.
Произведение действительно замечательное. Но нет смысла противопоставлять его какому-либо другому. "Травиате", например, которую я слушал вчера...
Ладно, пойду, переверну пластинку. И сварю ещё одну чашку кофе.