Давайте тогда определимся,что такое импровизация и насколько импровизация возможна в рамках исполняемой пьессы у джазменов.Возможно мы сейчас рассуждаем немного о разных вещах.Если не учитывать авангардный джаз,где всё развивается по другим законам,то в исполнении традиционного джаза,который охватывает все стили,(кроме авангардного) всегда имеется "канва"-то есть основная мелодия, вокруг которой строится всё остальное музыкальное действо.Можно обозначить основную мелодию десятью нотами и вокруг этих десяти нот устроить обыгрыш,импровизируя со всей мощью своего музыкального интелекта,изредка возвращаясь к обозначенной теме.
Когда музыкант один,то бишь-"соло"-такой "праздник жизни" для него обычное дело.Техника и знание композиции позволяют такому выдающемуся музыканту творить чудеса импровизации.
Но если это игра в ансамбле,то такая игра невозможна без предварительной репетиции,или "прикидки".Дело в том,что в каждый определённый период времени при ансамблевой игре, извлечёные в этот момент ноты, должны образовывать аккорд. Для великих музыкантов,которые на сцене десятки лет,такое -обычное дело.Все свои ипровизационные ходы они знают назубок и играют в любимых тональностях.Вы понимаете,что я хочу сказать?-любая импровизация-это заранее подготовленное и отточенное до автоматизма музыкальное действо. Подготовка к исполнению такой импровизации длится годами.