Стыдно признаться, но только сегодня открыл для себя великолепные альбомы Miles Davis . Настоятельно рекомендую к прослушиванию всем, кто ещё их не слушал.(подозреваю, что таких мало)
Альбомы Pangaea
и Agharta
Эти альбомы были записаны во время живого выступления в феврале 1975 в Osaka Festival Hall в Японии. Примечателен тот факт, что оба этих альбома, считающихся едва ли не самыми лучшими живыми электрическими исполнениями Дэвиса, были записаны в один день — Agharta днем и Pangaea вечером. Из них двоих Agharta все же стоит особняком. Коллектив Дэвиса — саксофонист Sonny Fortune, лид-гитарист Pete Cosey и ритм-гитарист Reggie Lucas, басист Michael Henderson, ударник Al Foster, и перкуссионист James Mtume был той закаленной командой, которая участвовала в записи радикально звучащей музыки альбома 1972 года — On the Corner, что не могло не сказаться в конечном итоге. Три композиции, занимающие 2 CD и четыре стороны LP, составляют содержимое Agharta. Первая из них "Prelude" — длится более получаса, затем "Maiysha" из Get up With It и "Interlude", которая плавно перетекает в "Theme From Jack Johnson". Музыка здесь практически лишена мелодичности и созвучия, она с головой погружает в кипящую смесь настойчиво звучащих риффов и хитросплетенного многозвучия, задавая глубокий, подобный культу вуду, фанковский ритм для солистов, позоляя им подолгу солировать и перекликаться друг с другом. Передовой в то время коллектив Дэвиса никогда не был более взыскательным и свободным чем здесь. Ощущение динамизма в этом живом выступлении Дэвиса, порождаемое рваной тональностью, настроением, своеобразием и яркими красками, вызываемыми взаимодействием музыкантов — беспрецендентно, даже по сравнению с командами Колтрейна и Билла Эванса, хотя такие сравнения неуместны — это все равно, что сравнивать яблоко с апельсином — каждый хорош по-своему. Вдохновленный харизмой Дэвиса, солированием Форчуна и Кози, чей дар гитариста, к сожалению, не был столь подобающе оценен и признан как, к примеру, дар Хендрикса, а также перкуссионным неистовством Мтуме, высочайший уровень музыкального исполнения Agharta настолько хорош, что совладать с собой буквально невозможно. Когда примерно с 12 минуты "Prelude" Кози начинает свое соло, слушатели оказываются настигнуты врасплох прямо-таки Хендиковской энергией и чистым электрическим безумием, рвущимися наружу из динамиков, грозя разнести их в щепки. Когда же остальные музыканты в ответ на этот порыв отвечают столь же мощно, кажется что аппаратуре окнчательно не сдобровать. Пожалуй это самые пронзительные ноты, которые были когда-либо записаны. К счастью, так как это всего лишь первая композиция выступления, Дэвис может постепенно сбавлять темп то там то здесь сводя его практически на нет и наводя на мысль, что даже он не был готов предвидеть такой полет импровизации до самого начала выступления (обратите внимание на середину "Maiysha" и вторую треть "Jack Johnson", чтобы услышать нечто на самом деле удивительное и бросающее в дрожь). Второй альбом Pangaea также необычаен, но и он не может сравниться с Agharta по тому месту, которое тот занимает в анналах современной музыки. Двух мнений быть не может — это величайший альбом электрического фанк-рокового джаза из когда-либо записанных.