из книги Сергея Довлатова и Марианны Волковой «Не только Бродский» ...
Цитата:Долгие годы считалось, что Альфреда Шнитке недооценивают отечественные музыкальные власти. Что, в общем-то, соответствовало действительности. Так, его не отпустили в Австрию читать курс современной музыки.
Затем произошла такая история. Гидон Кремер поехал на Запад. Точнее, в Германию. Играл там скрипичный концерт Бетховена. Причем с каденциями Альфреда Шнитке.
Что такое каденции, знают не все. Это виртуозные миниатюры, что-то вроде связок между частями произведения, которые дописываются интерпретаторами композитора.
По традиции их сочиняют в манере девятнадцатого столетия. У Шнитке же отношения с традициями напряженные. В результате, каденции его прозвучали несколько экстравагантно. Даже консервативные немецкие критики пришли от них в ужас. Чего же тогда было ждать от советских критиков?!..
История на этом не кончается. Воронежский симфонический оркестр должен был исполнять какое-то произведение Шнитке. Начальство дало согласие. Но тут взбунтовались... рядовые музыканты. Обратились в горком партии. Заявили, что это «сумбур вместо музыки». Низкопоклонство перед Западом. И так далее. В результате, исполнение музыки Шнитке было запрещено.
Короче говоря, существует, разумеется, такая проблема — «Художник и власть». Но есть и другая, более серьезная проблема — «Художник и толпа».
и вторая история:
Цитата: Ростропович собирался на гастроли в Швецию. Хотел, чтобы с ним поехала жена. Начальство возражало.
Ростропович начал ходить по инстанциям. На каком-то этапе ему посоветовали:
— Напишите докладную. «Ввиду неважного здоровья прошу, чтобы меня сопровождала жена». Ну, что-то в этом духе.
Ростропович взял лист бумаги и написал:
«Ввиду безукоризненного здоровья прошу, чтобы меня сопровождала жена».
И для убедительности прибавил — «Галина Вишневская».
Это подействовало даже на советских чиновников.
ну и музыка для иллюстрации - Ростропович с Лондонским симф. оркестром играет второй виолончельный концерт Шнитке. дирижер - Сейдзи Одзава.
кстати, Ростропович исполнял Шнитке даже... на фортепиано!
в следующем фрагменте он играет на рояле в составе оркестра "Интермеццо-танго" из оперы Шнитке "Жизнь с идиотом" 1992 г.