Продам ламповый активный кроссовер Luxman A2002 / 05-05-2016 22:00
Продам ламповый активный кроссовер Luxman A2002. Состояние коллекционное, есть оригинальная коробка, пенопласт, руководство по эксплуатации, гарантийные талоны. Правда, официальная гарантия закончилась, так как выпускался этот аппарат с 1975 по 1984 год в Японии. Аппарат девственно новый, не включался, в комплекте запечатанные платы и конденсаторы для настройки частот раздела. Как он дожил до наших дней в таком состоянии, - неизвестно, наверное, машина времени всё-таки существует.
Если Вы не знаете, для чего эта железяка, значит, она Вам, извините, скорее всего, и не нужна. Стоит она дорого, потребует, как минимум, ещё одного усилителя и комплекта межблочных и акустических проводов. Единственное преимущество, которое она даёт, - переход качества звучания Вашей системы на совершенно новый уровень. Если Вы знаете, для чего эта железяка и что она может, - берите, пока есть, в цене договоримся. Активные кроссоверы, тем более ламповые, на нашем рынке большая редкость. Тем более, в исполнении фирмы Luxman, славящейся своими усилителями с начала прошлого века. Кроссовер A2002 производился в 1975-1984 годах в Японии, в своё время завоевал несколько призовых мест в номинацииях «Продукт года» и нескольких других. Работает в двухполосной конфигурации, низкочастотный выход может быть стерео или моно. Построен на пяти лампах 12AU7 (Matsushita), отличающихся малым уровнем шумов и искажений. Разделительные фильтры построены на эксклюзивных слюдяных конденсаторах «Suchikon», в схеме полностью отсутствуют катушки индуктивности, что гарантирует высокое качество фильтрации и абсолютную прозрачность для звукового сигнала. Каждый канал усиления собран на отдельной плате с отдельным фильтром питания, что исключает перекрёстные помехи между каналами. В блоке питания большой экранированный трансформатор «Lux» и конденсаторы большой ёмкости фирмы «Nippon Chemi-Con». Частоты раздела регулируются двумя счетверёнными переключателями ALPS. Каждый регулятор может пошагово увеличить или уменьшить частоту раздела примерно в два раза от опорной частоты. В больших пределах опорные частоты раздела можно изменять с помощью сменных плат или перестановкой конденсаторов на них. Крутизна среза в каждой полосе переключаемая, 6 дБ/октаву или 12 дБ/октаву. В каждой из полос регулируется уровень громкости, отдельно правый и левый канал, при безвыходном положении кроссовер может использоваться, как предварительный усилитель.
Большинство моделей современной акустики имеет несколько динамиков, каждый из которых воспроизводит свою, узкую полосу частот. Это правильное решение, так как маленький динамик, по всем законам физики, не может качественно воспроизвести низкие частоты и наоборот, большой динамик не может качественно воспроизвести высокие частоты. Широкополосные динамики – яркий пример того, что законы физики не обманешь, «широкополосники» идеально звучат в своей полосе частот, но, чаще всего, имеют завал АЧХ в слышимой области и сверху, и снизу. При использовании нескольких динамиков появляется проблема, как разделить подводимый к ним сигнал по частоте, на несколько полос, с заданной частотой раздела и необходимой крутизной спада. Самое простое и дешёвое решение – пассивные фильтры в акустике, которые представляют собой набор конденсаторов и катушек индуктивности. Даже если используются самые качественные комплектующие, эти фильтры есть не что иное, как источник огромных проблем для сигнала, так называемое «бутылочное горлышко» всей системы. Усиливается неравномерность АЧХ, появляется переменная нелинейная индуктивность, нарушается согласование усилителя (особенно лампового) с нагрузкой, добавляются интермодуляционные и фазовые искажения, страдает микро и макродинамика. Тем более в современной акустике, которая проектируется талантливыми инженерами, но впоследствии производится не менее талантливыми маркетологами. Они, вместо качественных комплектующих для фильтров, ставят копеечные детали и на сэкономленные деньги обшивают акустику ценными породами дерева, - так требует современный рынок. Появляется закономерный вопрос, какой смысл в качественном источнике сигнала, качественном усилителе, дорогих акустических проводах, позолоченных терминалах, если после всего этого в пассивном фильтре стоит огромная катушка индуктивности с километрами проводов или дешёвый китайский конденсатор?
Единственный выход из этой ситуации – использование активных фильтров и многополосного усиления, так называемый активный биампинг. Почти все студийные мониторы, на которых контролируется качество сигнала в студиях звукозаписи, построены по такому принципу. С источника сигнала звук подаётся на активный фильтр, или активный кроссовер. Этот аппарат позволяет бережно, без катушек индуктивности в цепи сигнала, не нарушая фазовых характеристик сигнала, разделить его на несколько частотных полос. При этом появляется возможность плавно, в широких пределах менять частоту раздела, крутизну спада, уровень усиления в каждой из полос. Далее каждая из частотных полос усиливается своим усилителем, что кардинальным образом улучшает качество усиливаемого сигнала.
У любого усилителя всегда есть две проблемы: большая амплитуда сигнала, и его (сигнала) высокая частота. При большой амплитуде выходное напряжение близко к своему пределу - напряжению питания. При этом перегиб амплитудной характеристики уже рядом и нелинейность большая. Значит и искажения заметно растут. На высоких частотах другая проблема: обычно частота первого полюса усилителей лежит где-то в диапазоне 100...1000 Гц, на более высоких частотах усиление падает, значит глубина ООС уменьшается и искажения опять-таки растут. Широкополосному усилителю, который воспроизводит весь диапазон от 20 Гц до 20 кГц, приходится тяжело - ведь ему надо бороться с этими двумя бедами одновременно! Потому что вместе с низкими частотами большой амплитуды, в сигнале содержатся и высокие частоты. И амплитуды всех их суммируются. Бедный усилитель изо всех сил пытается поддерживать высокое качество, но куда ему одному с ними двумя справиться! А в биампинге каждому усилителю достается только по одному противнику. Один усилитель сражается только лишь с большой амплитудой, ведь при частоте среза 3 кГц и фильтре 3-го порядка высоких частот ему не достается. А с относительно низкими он справляется легче. Другому усилителю достались только лишь высокие частоты, зато амплитуда сигнала там раз в 10 меньше. Поэтому искажения каждого из усилителей и становятся меньше. Кроме того, в одиночном широкополосном усилителе появляются многочисленные комбинационные частоты (из-за интермодуляционных искажений), причем в том числе и между самыми высокими и самыми низкими частотами сигнала. В результате спектр комбинационных искажений получается практически сплошной, как шум, и очень неприятный на слух. Если же усилители разделить, то в каждом из каналов присутствует не только меньшее количество частот сигнала, создающих взаимные комбинации, но и они "только свои" - только НЧ или только ВЧ. Самые высокие частоты с самыми низкими при этом никак не взаимодействуют, ведь они разделены по разным усилителям! Поэтому всяческих сочетаний интермодуляций гораздо меньше, амплитуда их меньше из-за возросшей линейности, и звук остаётся девственно чистым.
Следующий фактор, улучшающий звучание при активном биампинге, - это тот факт, что усилителю приходится работать на более "легкую" нагрузку. Если разделительные фильтры находятся в колонке, ее сопротивление приобретает более сложный реактивный характер из-за катушек и конденсаторов, составляющих фильтр (а еще в фильтре резонансы бывают!). И усилителю труднее работать на такую нагрузку. "Чистые" динамики тоже не сахар, но все же намного лучше. Особенно это заметно при использовании в биампинге или триампинге ламповых усилителей небольшой мощности, которые в такой конфигурации звучат совершенно божественно. Более того, суммарная выходная мощность таких усилителей получается немного больше. Допустим, максимальная мощность усилителя 10 Вт. Значит при "моноампинге" на колонке эти самые 10 Вт максимум и получаем (на самом деле чуть меньше из-за потерь в пассивном кроссовере). В биампинге два усилителя, а частота раздела кроссовера, допустим, 3 кГц. При такой частоте раздела на НЧ/СЧ составляющие приходится примерно 85% мощности сигнала. При "моноампинге" мощность усилителя делилась так: 8,5 Вт на НЧ и 1,5 Вт на ВЧ динамики. В биампинге НЧ усилитель отдает в НЧ динамик все свои 10 Вт. Теперь эти 10 Вт составляют 85% всего сигнала, а остальные 15% сигнала = 2 Вт в ВЧ динамик отдает другой усилитель. Таким образом, суммарная мощность двух усилителей теперь стала 12 Ватт, и это при значительном снижении искажений! Прирост вроде бы небольшой, но, зная, что в ламповом усилителе играет только «первый» ватт, существенный. Если есть несколько усилителей, появляется возможность комбинировать их наилучшим образом, например, поставить на воспроизведение низких частот мощный и динамичный транзисторный усилитель, оставив ламповому усилителю то, что он делает идеально – воспроизведение вокала и высоких частот.
Большое спасибо всем, кто смог дочитать этот опус до конца. Теперь Вы сможете объяснить соседу, зачем Вам жизненно необходима ещё одна дорогая железяка в стойке с аппаратурой. Ну, а если он не поймёт, всегда можно сказать, что он жлоб, ничего не понимающий в аудиофилии.
Технические характеристики:
Входное сопротивление 100 кОм
Выходное сопротивление 750 Ом
Рекомендуемое сопротивление нагрузки 30 кОм и более
Крутизна спада 6 дБ/октаву, 12 дБ/октаву
Максимальное входное напряжение 12 Вольт
Максимальное выходное напряжение 10 Вольт
Суммарные гармонические искажения 0,1% или менее (в момент выхода 1 Вольт)
Уровень шума 100 мкВ или менее
Вносимые потери 2 дБ
Регулировка уровня сигнала независимая по правому и левому каналу
Опорные частоты раздела от 125 Гц до 8 кГц
Диапазон регулировки частот раздела +5 шагов / -5 шагов
Размер одного шага 1/8 октавы от опорной частоты
Выходные разъёмы High, Low, Low (L+R)
Выходные разъёмы питания 3 линии общей мощностью 1 кВт
Используемые лампы 5 шт. 12AU7
Используемые диоды 4 шт. PA-1B, 1 шт. S1-RB40
Потребляемая мощность 35 Вт
Напряжение питания 100 Вольт
Габаритные размеры ширина 330 мм х высота 110 мм х глубина 305 мм
Вес 5,5 кг
(Отредактировал 24-07-2016 в 15:08 top321.)
|