Учителем мировых легенд джаза Джорджа Гершвина и будущего руководителя знаменитого оркеста Гленна Миллера был харьковчанин эмигрировавший в США - Иосиф Шиллингер. Иосиф Моисеевич Шилингер, также известный как Джозеф Шиллингер — советский и американский композитор, музыкальный педагог и музыковед, прежде всего известный своей системой музыкальной композиции Шиллингера.Шиллингер был теоретиком, чей новый подход к музыкальной композиции тесно связан с применением строго научных методов. Чувствуя, что все великие музыкальные произведения построены в соответствии с определенными принципами, Шиллингер систематизировал эти принципы, исходя из работ великих композиторов прошлого и настоящего времени. Он проанализировал также все возможности мелодии, гармонии, ритма, оркестровки, музыкальной формы и всех известных музыкальных стилей. Таким образом, он развил систему точных технических приёмов и методов для написания музыки в любом стиле и для любой звуковой и оркестровой комбинации. Сочинение музыки свелось к математическим формулам, музыкальные произведения оказалось возможным создавать при помощи новооткрытых формул, систематизированных моделей, диаграмм и логарифмической линейки. Однажды Шиллингер показал, как можно сконструировать полифоническую композицию в баховском стиле, прослеживая колебания кривой деловой активности, взятой из газеты «Нью-Йорк Таймс», чтобы затем перевести единицы этой диаграммы на язык соответствующих мелодических и гармонических интервалов.
Родился маэстро в Харькове 1 сентября 1895 года. Семья Шиллингеров жила в Шляпном переулке, в особняке, который стоял по соседству со зданием современного горисполкома Харькова. Кстати, мать Иосифа была известным в городе мастером шляпок.
Шиллингер очень рано, еще в 8 лет, начал писать музыку, поэтому выбор профессии был очевиден. В 1917 году он окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу композиции и дирижирования и вернулся в родной город, где получил должность профессора в Харьковской консерватории.
В это время Шиллингер уже увлекся музыкальными экспериментами, которые впоследствии оформились в его теорию. Преподавал композицию в Харькове с 1918 года, в 1919-22 годах руководил Украинским симфоническим оркестром там же, преобразованном им в Эстрадно-симфонический оркестр Украины, прообраз первого в мире симфоджаза.
В 1922 году Шиллингер переехал в Петроград, где познакомился с композиторами Дмитрием Шостаковичем и Львом Терменом. Последний создал первый в мире бесконтактный музыкальный синтезатор на основе электромагнитных излучений и назвал его терменвоксом (голос Термена). И именно для этого инструмента Шиллингер написал немало композиций.
Еще в России Иосиф начал работать над созданием собственной системы музыкальной композиции и импровизации, в основе которой была математика.
Шиллингер препарировал композиторскую технику, но его манера была несколько односторонней. Хотя он и учел много чего. Звуки и их сочетания подвергаются определенным математическим алгоритмам. Поэтому звуковые связи Шиллингер создавал, используя математические формулы, - отметил известный пианист, кандидат искусствоведения Харьковского национального университета искусств Сергей Давыдов.
В июле 1928 года Шиллингер получил заграничный паспорт СССР сроком на год и впоследствии уехал в США, забрав с собой партитуры музыкальных произведений и собственный архив.
Эмигрировав в США, Шиллингер перестал сочинять музыку, а весь свой талант направил на разработку собственной музыкальной теории. Чтобы заработать на жизнь, Иосиф преподавал. А поскольку Шиллингер свободно владел несколькими иностранными языками, то проблем с общением у него не возникало.
В 1932-1933 годах он читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, в 1934-1936 годах - в учительском колледже Колумбийского университета, а в 1936 году - в Нью-Йоркском университете.
С 1932 года по 1936 Шиллингер учил известного композитора Джорджа Гершвина. Об этом он рассказал в одном из писем к музыковеду Дэвиду Ивену. "Гершвин учился у меня в течение четырех с половиной лет, беря по три урока в неделю все это время. "Порги и Бесс" была написана полностью под моим руководством; это заняло полтора года, три урока в неделю (что равнялось в то время четырем с половиной часам в неделю). Он изучил все разделы моей теории композиции, то есть ритм, мелодию, гармонию, контрапункт, за исключением оркестровки", - отметил Шиллингер.
В феврале 1936 года Гершвин подарил учителю партитуру своей оперы "Порги и Бесс", которая принесла автору мировую славу, с надписью на опубликованной там собственной фотографии: "Иосифу Шиллингеру: в знак уважения к его огромному учительскому таланту и с наилучшими пожеланиями. Джордж Гершвин". Американские искусствоведы считают, что Гершвин написал по вдохновению только одну композицию из этой оперы - знаменитую "Summer time", а все остальные произведения были просчитаны по шиллингеровскому методу.
Отпечаток влияния Шиллингера в музыке Гершвина замечается в грамотности, продуманности, которые связаны с мелодичными и гармоничными концепциями, присутствует музыкальная фабула. Ученик хорошо перенял систему своего педагога. У Гленна Миллера тоже прослеживается влияние Шиллингера, но в меньшей степени, чем у Гершвина, - отметил Сергей Давыдов.
Как бы то ни было, а одно из самых известных джазовых произведений мира "Серенаду лунного света" Гленн Миллер написал как упражнение по системе Шиллингера.
В июле 1936 Шиллингер наконец получает американское гражданство. На то время он уже окончательно перестал писать музыку. "Я здесь так много успел в смысле моей личной эволюции, что даже перерос музыку как таковую", - пояснил Шиллингер.
Он все чаще интересовался смежными с музыкой проектами. Например, в апреле 1940 Шиллингер написал работу для студии Уолта Диснея о координации между визуальными, слуховыми и сюжетными элементами. К сожалению, проект остался нереализованным. Но его эскиз до сих пор хранится в библиотеке консерватории Пибоди в Балтиморе.
А еще, работая над собственной физико-математической теорией музыкальной композиции, Шиллингер размышлял над проектом электронного музыкального инструмента, фактически предсказал появление компьютерных технологий написания музыки.
"Конечной целью занятий является построение синтетической машины, способной складывать произведения высшего порядка и притом с большей степенью совершенства, чем это доступно живым композиторам. Машине будет задаваться только общая физико-математическая идея, а исполнение будет происходить автоматически", - написал Шиллингер в письме.
Возможно, он сделал бы синтезатор, но преждевременно умер в 1943 году от рака. Теория Шиллингера, которая изложена в двух огромных томах (1640 страниц) "Системы музыкальной композиции Шиллингера" и "Математические основы искусств", была опубликована уже после его смерти.(с)
Russian Joseph Schillinger's influence as Gershwin's teacher of composition (1932–1936) was substantial in providing him with a method of composition. There has been some disagreement about the nature of Schillinger's influence on Gershwin. After the posthumous success of Porgy and Bess, Schillinger claimed he had a large and direct influence in overseeing the creation of the opera; Ira completely denied that his brother had any such assistance for this work. A third account of Gershwin's musical relationship with his teacher was written by Gershwin's close friend Vernon Duke, also a Schillinger student, in an article for the Musical Quarterly in 1947
GERSHWIN, SCHILLINGER, AND DUKELSKY: SOME REMINISCENCES
Musical Quarterly (1947) http://mq.oxfordjournals.org/content/XXX...2.full.pdf
ничего КОНКРЕТНОГО во всех этих источниках по поводу "Порги и Бесс" нет.
только голословные утверждения.
зато отлично известно и задокументировано и много раз об этом писали, что основную начальную работу над оперой Гершвин провел летом 1934 г., безвылазно несколько месяцев подряд живя вместе со своим двоюродным братом на маленьком острове у берегов штата Южная Каролина, общаясь с местными неграми и даже участвуя в их песнопениях.
и их там навещали и Айра Гершвин, и ДюБоз Хейуорд...
то есть, говоря по поводу фейка, я не имел в виду, что сам Шиллингер и учеба Гершвина у него выдуманы - вовсе нет, об этом писал еще в 56 г. исследователь жизни Гершвина американский музыковед Д.Юэн - его книга "Дж.Гершвин - путь к славе" у меня есть в русском переводе...
почитайте сами, если добудете... я перепечатывать оттуда фрагменты не буду - слишком длинно... но автор пишет и о претензиях самого Шиллингера и о заявлениях его общества - и достаточно убедительно все это опровергает.
да, Гершвин получил в целом некий творческий толчок от методов Шиллингера - но никакого конкретного, тематического вклада Шиллингер в "Порги и Бесс" не внес. главной помощью Шиллингера в работе над оперой был его чисто технический вклад в составление партитуры...
кстати, известный американский композитор-авангардист Генри Кауэлл тоже был в свое время преподавателем у Гершвина и восхищался его способностью импровизировать на любые темы... Гершвин очень любил впитывать в себя разные новые знания, но при этом работал он исключительно в СВОЕМ стиле - легко узнаваемом... в котором и написана "Порги и Бесс".
.....
(24-07-2016 20:23)Gizer писал(а): женя опять сел в лужу.
а вы хоть вообще знаете в подробностях, кто такой Гершвин??
(24-07-2016 20:39)gene_d писал(а): зато отлично известно и задокументировано и много раз об этом писали, что основную начальную работу над оперой Гершвин провел летом 1934 г., безвылазно несколько месяцев подряд живя вместе со своим двоюродным братом на маленьком острове у берегов штата Южная Каролина, общаясь с местными неграми и даже участвуя в их песнопениях.
и их там навещали и Айра Гершвин, и ДюБоз Хейуорд...
Доподлинно известно кому? Вам лично или его брату Айре и соавтору Хейуорду?
Признать, что кто-то еще причастен к написанию материала - это означает признать и его авторские права и делиться гонораром всю оставшуюся жизнь...
А вот что доподлинно известно, так это то, что Джордж в период с 1932 по 1936 учился у Шиллингера, и платил ему за это деньги.
Как можно учиться 4 года и в этот же период написать что бы то ни было без влияния учителя?
(24-07-2016 19:01)petr.solo1223 писал(а): Американские искусствоведы считают, что Гершвин написал по вдохновению только одну композицию из этой оперы - знаменитую "Summer time", а все остальные произведения были просчитаны по шиллингеровскому методу.
"Summertime" на основе спиричуэл "Sometimes I Feel Like A Motherless Child" (например, Carlo Bohlander, Karl-Heinz Holder. - JAZZFUHRER SACH TEIL, 1980, EDITION PETERS, LEIPZIG, p. 297), о чем, кстати, напомнила Billie Holiday (или Ella Fitzgerald?) в одной из записей.
Петр, а Вы сами прочитали, что там написано??
именно то, о чем я и говорил и почти буквально то, что пишет Д.Юэн в своей книге о Гершвине - а именно, что "учеба у Шиллингера послужила исключительно расширению музыкальных горизонтов композитора, но никакого прямого музыкального влияния ни на "Порги и Бесс", ни на другие произведения не имела"...
(24-07-2016 21:18)JohnZepp писал(а): Как можно учиться 4 года и в этот же период написать что бы то ни было без влияния учителя?
сколько угодно!
я уже говорил, что Гершвин долго учился и у Генри Кауэлла, но никаким авангардистом от этого не стал...
а Дэйв Брубек был долгим учеником Дариуса Мийо...
ученик, попавший под ПРЯМОЕ влияние учителя - плохой ученик!!
А я хочу вам рассказать ещё одну ( похоже маловероятную) историю о Великих.
У нас в Белой Церкви есть свой Джаз-клуб и ему уже более тридцати лет.
Так вот мне рассказывал его председатель Саша Дмитренко, что он слышал версию о том, что Бенни Гудмэн родился именно в нашем городе.
Ну понятно, что это выглядит как местечковый провинциальный патриотизм.
Саша эту информацию получил в общении то ли с Баташовым то ли Переверзевым в Москве. А те в свою очередь лично это узнали от самого Гудмэна,когда он приезжал в 1962 году в Москву.
Родители Гудмэна посчитали, что "ребёнку лучше, если он родился в Штатах".....
======================================================
Прошу помидорами в меня не бросать, это всего лишь версия.
помидорами бросать не будем, но повеселимся...
это выходит как, родители Гудмена, уехав из Польши в США в конце 19-го века, спустя пятнадцать лет вернулись тайком на родину... в провинцию, чтобы родить Бенни и тут же вернуться в Чикаго!?
блеск!
не думаю, что умнейший Переверзев мог в такое поверить.... а баек разных-всевозможных в советское время про джаз (от полного информационного вакуума) было вдосталь!! эт точно....
1-й форт. Рахманинова - консерваторское, ученическое произведение и есть.
а Гершвин, когда сочинял ПиБ, был уже сложившейся личностью и композитором со своими устоявшимися взглядами и манерой.
кстати, несмотря на некую внешнюю подражательность ранних произведений Рахманинова, никому ж в голову не приходит утверждать, что якобы "Рахманинов воспользовался наработками ПИЧ"... как это фактически происходит в истории с Гершвиным и Шиллингером.
Про Гершвина я понял это несколько иначе. Ученик овладевший теорией учителя. И ПиБ является практической реализацией этой теории, но никакого композиторского влияния Шиллингера в нём нет,это самостоятельное творческое произведение Гершвина.