1981 год. Впрочем, год мог быть и любым другим, но я начну именно с 81-го. Тогда в каждом киоске «Союзпечать» коих в моём городке было... три (или четыре? - вот уже и в памяти нет той уверенности)) лежали пластинки-миньоны с записями «звёзд» Болгарской эстрады: Бисера Кирова, Бедроса Киркорова и Лили Ивановой. Не скажу чтобы Бисер Киров или Бедрос Киркоров(папа Филиппа) пользовались заметным спросом, а вот Лили Иванова популярной была. Правда в основном благодаря лишь двум песням: «Ты мне песню подари» (А. Кальварский -И. Резник) и «Забудь обратную дорогу» (А. Гаргов - И. Резник). Позднее мне попадался и диск-гигант Лили Ивановой, но других песен подобного уровня и на «лонг-плее» не наблюдалось. Впрочем речь не о ней - вместо Лили Ивановой мог оказаться любой другой исполнитель или коллектив (и , в дальнейшем оказывался много раз). Просто получилось так, что первое услышанное мной из колонки выставленной в окно, ассоциируется именно с Лили Ивановой и её песней «Ты мне песню подари»(извиняюсь за тавтологию).
Фотографии с сервиса Яндекс. Картинка,
И даже тот проигрыватель и колонки помню прекрасно, как и их владельца (Валеру), поскольку жил он в соседнем доме. Проигрывателем был «Аккорд-201 стерео». Тот самый за 99 рублей с двумя колонками открытого типа на широкополосниках 4ГД. У меня тоже в то время был такой, но я не афишировал (тогда) этот факт и поэтому мне было удивительно, что выставленные в окошко колонки с далеко не самыми мощными динамиками (равно как и усилитель самого «Аккорда», с более чем скромной выходной мощностью) могут звучать ТАК громко. При этом как раз в помещении данный аппарат громкостью особо не удивлял. Скажу больше: в будущем я несколько раз ставил подобные эксперименты(именно эксперименты - хвастаться и(или) демонстрировать свои музыкальные вкусы в планы не входило) с более мощными проигрывателями/усилителями/магнитофонами и колонками начиная от «Веговских» 15АС-404 и заканчивая колонками из линейки 35АС (их я выставлял на крыльцо - в окно они не помещались). Так вот субъективно они звучали тише «аккордовских» «шириков». С тех пор я понял: указанная выходная мощность не говорит впрямую о том, как громко колонки могут звучать в реальности. Так что если в закрытом пространстве при одинаковом акустическом оформлении ещё можно предугадать, какие колонки окажутся громче, то на улице это уже не столь очевидно. И вообще репродуктор - «колокол» на столбе уделает по громкости любые колонки и, при этом, у него будут очень скромные характеристики по мощности( от 10 вт ) и по диапазону воспроизводимых частот( 500-3500 Гц). Но это не важно. Просто у уличного громкоговорителя и бытовых АС разные задачи и пути их решения.
Между прочим песни Лили Ивановой я лет тридцать потом не мог слушать и лишь по истечении этого срока меня немного «отпустило». А вот «Красные маки»(А. Хоралов) с песней «Чужая ты» (с пластинки «Если не расстанемся») так не напрягали. Хотя после Лили Ивановой это была вторая по частоте включений песня используемая доморощенным «ди-джеем-соседом» для «окультуривания» народных масс.
Вообще, прослушивание музыки процесс интимный я бы сказал. И желание делиться (даже идущее от чистого сердца) с другими любимой музыкой (без их согласия) - моветон. Но может тогда люди были другими и смотрели на это проще, а сейчас всё иначе? Да, иначе, но лишь в том, что в настоящее время колонки в окошке практически не встретишь, а большинство людей на улице слушают музыку в наушниках. Но, ещё совсем недавно, в общественном транспорте (в первую очередь в «маршрутках») некоторые водители не слишком-то интересовались музыкальными вкусами своих пассажиров и развозили их по домам под песни типа «Журавли летят над нашей зоной». А наглухо тонированные «девятки-десятки» бухающие так, что копёр, забивающий сваи на стройплощадке, замирает в изумлении? Их до сих пор полно. При этом ни одну такую «инсталляцию» к соревнованиям по автозвуку не допустят. Все ошибки, которые сделаны при реализации такого «проекта» - совершены. В этом нет сомнения. Настоящая автомобильная аудиосистема настроена и задемпфирована так, что при закрытых дверях и поднятых стёклах не слышно вообще ничего, но стоит лишь выпустить звук на свободу как звуковая волна сметает всё на своём пути.
Иллюстрация с сервиса Яндекс. Картинка,
Иллюстрация с сервиса Яндекс. Картинка,
А соседи, ведущие себя по-хамски. В каждом многоквартирном доме таковые находятся. Конечно они не слушают музыку с утра до вечера - это не меломаны. Они включают свои музыкальные центры как правило во время возлияний: праздничных и не очень. И ни о каких «по закону имею право до 23-00» речи не идёт. Это продолжается и после означенного времени. Кто-то может подумать что я бурчу по-стариковски, но нет - я лишь констатирую следствие прекрасно зная причины. Как знаю и то, что мои размышления никак не повлияют на природу этих вещей.
Кто-то может сказать что я, как автор, тоже что-то там демонстрирую. Да, отчасти так и есть. Но только разница в том, что мою демонстрацию можно не читать/слушать, и это как раз та возможность выбора, которой лишены те, кто вынужден впитывать то, что надиктовывается извне. Впрочем, в этой жизни нам часто извне надиктовывается не только что нам слушать, смотреть или читать, но и то, как нам жить вообще.
https://zen.yandex.ru/media/id/5d57b0d01...7f6fe342ae