Как Советские Инженеры Создавали 100АС-060 "Электроника" / 02-09-2022 10:56
И так, история появления Советских акустических систем 100АС-060 "Электроника" началась еще в далеком 1977 году. Именно тогда в Западной Германии проводилась международная конференция, где одним из участников был наш соотечественник, высокопоставленный член ЦК КПСС и наряду с этим ярый поклонник качественной музыки.
На фуршете в заключение конференции его внимание привлекла акустическая система, «живая» музыка из которой сопровождала конференцию с самого начала. Это были легендарные - Fisher 1200 Studio Standard.
Немного предыстории
Идеальный звук- термин очень растянутый на сегодняшний день. Лично я бы отнес к идеальным излучателям лишь "электростатики". Однако изобрели их несколько позже, лишь в 80-х годах прошлого столетия.
В 1976 году в Осаке (Япония) проходила всемирная выставка. Там была представлена поистину революционная акустическая система, работающая в поршневом режиме во всём диапазоне частот.
Низкочастотный излучатель "Fisher STE-1200"
В поршневом режиме скорость распространения радиальных изгибных волн настолько велика, что диффузор не может подвергаться деформациям во время "работы". Акустические системы с подобными излучателями обладали ровной АЧХ ( 35Гц-35кГц ±1,5 дБ ) и нелинейными искажениями ниже в 1000 раз слышимого порога.
Над разработкой новой технологии трудились лучшие специалисты лидеров Hi-Fi индустрии того времени: Sanyo (ее подразделение OTTO), Sony, Yamaxa и Wilson.
Рекламный плакат
Революционная акустическая система была представлена под маркой Fisher. Терпящая не лучшие времена компания была куплена концерном Sanyo. Выпуск новых АС должен был возродить легендарный бренд. Для внутреннего рынка акустика называлась "OTTO SX-P1" а для Европы и США- "Fisher 1200 Studio Standard (STE 1200)".
Продолжение
Наш делегат решил не оставлять без внимания столь интересный экземпляр. На интерес нашего соотечественника, представитель из Англии отпустил шутку, вроде того, что в Советском Союзе кроме подводных лодок и ракет ничего не умеют делать...
После окончания конференции, в Советский Союз вместе с делегацией прибыл еще и подарок от немецких друзей - Fisher 1200 Studio Standard.
На очередном докладе ЦК партии о развитии товаров народного потребления было сказано, что к следующему съезду ЦП КПСС будут представлены новые отечественные акустические системы высшего класса сложности, работающие в поршневом режиме. Fisher 1200 Studio Standard тем временем уже был разобран до винтика и досконально изучен.
Задание было поручено ведущим КБ и радиотехническим предприятиям Министерства электронной промышленности Советского Союза.
Однако, несмотря на затраченные усилия, нашим инженерам не получалось изготовить даже опытный образец. Руководители, несмотря на возможность потерять свои рабочие места, в один голос заявили что Советская промышленность не располагает такими технологиями. Шутка английского делегата действительно начала смахивать на правду.
Фото из "Позитрона". Люди в белых халатах заняты какой-то очень серьезной работой
Тогда проект решили передать на НПО «Торий» , располагавшийся в г.Москва. В то время они занимались выпуском комплектующих для подводных лодок (надеюсь Вы начали понимать всю серьезность ситуации). К концу 1980 года создаются опытные образцы, а уже через два года запускается серийное производство акустических систем под названием "Электроника" 100АС-060.
С затратами не считались, экономии не было никакой. Как пример, звуковая катушка и магнитная система излучателя проектировались с учетом возможных влияний звеньев фильтров на параметры Тиля-Смолла.
Один только диффузор низкочастотного излучателя изготавливали на прецизионном оборудовании, где никелевый сплав напылялся на специальную поролоновую форму. Далее форму помещали в высокотемпературную печь, где до определенной структуры вспенивался никель. После вручную наклеивали алюминиевую фольгу на основание из никеля.
Структура диффузора из вспененного никеля
Купол среднечастотного излучателя наращивали пластами сапфира на алюминиевой основе в специальной камере.
Высокочастотный излучатель имел кольцую диафрагму с тонкими прорезями, которые нарезались с помощью лазера. Катушка наматывалась алюминиевым проводом и крепилась к диафрагме по бескаркасной технологии.
10 ГДВ-01 (ГД-01-1000 «Торий»)
Электрические фильтры с линейной фазой не только разделяли частоты для излучателей, но и компенсировали реактивное сопротивление головок во время проигрывания.
Для вибродемпфирования пятислойных стенок корпуса АС в опытных образцах применялись те же материалы, что и в атомных подводных лодках!
100 АС-060 «Электроника»
На 100 АС дело не закончилось. Далее было налажено производство еще 7 моделей АС, среди которых самую большую популярность получила 75АС-065. Основным минусом всех следующих моделей было использование тех же НЧ-СЧ излучателей. Естественно, уменьшение корпуса (объема) никак не могло положительно сказаться на звучании.
Сложный процесс производства и высокий процент брака наложил свой отпечаток. Акустика выпускалась небольшими партиями: около 1 000 экземпляров в год. Розничная стоимость одной 100АС была 520 рублей, а затраты на изготовление были больше почти два раза. Разницу в цене предприятию компенсировало государство. Естественно, никакого резона от такого производства предприятию не было.
Фрагмент из паспорта устройства
После начала выпуска серийных образцов, были проведены сравнительные субъективные экспертизы совместно с Ленинградским Домом радио и фирмой "Мелодия". В прослушивании принимали участие наши лучшие звукорежиссеры и инженеры. Для сравнения были отобраны лучшие зарубежные АС того времени ( Onkyo, Yamaha, JBL, Wilson, Sony, Diatone, Tannoy, Kef, Technics и др.).
Что интересно, оригинальных АС Fisher на прослушивании не было. В ходе сравнения, наша "Электроника" показала вполне приличные результаты. Разработчики праздновали самую настоящую победу!
Звучание охарактеризовали как чёткое, детальное и динамичное. Кроме того, отмечалась хорошо прорисованная сцена и натуральная подача. Стенд состоял из ламповой усилительной аппаратуры. В качестве источника использовалась катушечная дека и виниловый проигрыватель.
И кстати, Fisher на прослушивании отсутствовал неспроста. К концу 70-х годов их производство было полностью прекращено, а идея не получила продолжения. Современный рынок не может потерпеть убытки от изготовления столь сложных и затратных устройств. Задумка не оправдала ожиданий и производство было свёрнуто.
|