Вкратце расскажу что это такое. Обычно это двух микрофонная запись, предназначенная для прослушивания
исключительно в наушниках. Можно конечно и на АС, если очень хочется, однако, такого эффекта (см. ниже) достигнуто не будет.
Почти всегда бинаурал пишется на два разнесённых микрофона. При воспроизведении дорожка от каждого микрофона подаётся в отдельное ухо. Вместе эти дорожки создают у слушателя кажущееся объёмное звуковое поле.
Реализм записи зависит от того,
что находится между микрофонами, т.е. обеспечивает фазовый сдвиг и корректировку АЧХ в каждом канале (подробнее о том, как мы слышим - И. Алдошина "Основы психоакустики"). В самом простом случае между микрофонами находится воздушный зазор, равный расстоянию между ушами, т.е. среднестатистическому диаметру головы, тогда запись имеет определённый объём, но не более тогою.
Наиболее впечатляющий результат можно получить поместив между микрофонами макет головы, т.н. dummy head. Микрофоны при этом должны быть помещены в каналы искусственных ушей. Этим, правда, почти ни кто не заморачивается - просто ставят на место ушей. Причём, в идеале, это должна быть модель головы слушателя. Но, т.к. запись одна, а слушателей много, маем, те, що маем.
Ещё более впечатляющий результат получается при дополнительной цифровой обработке сигнала. Алгоритмы такой обработки являются предметом ноу-хау фирм, разработавших их.
Небольшая демонстрашка, что бы ощутить разницу в принципах записи:
http://vimeo.com/26721017
Пару слов о наушниках. Как показывает практика, хуже всего бинауральные записи звучат в закрытых наушниках - они сжимают переднюю сферу пространства. Тоже относится и к классической ортодинамике, которая является по сути полуоткрытым типом наушников. В затычках никогда не слушал - не знаю. Самыми удачными для бинаурала, по моему мнению, являются открытые наушники, которые и на обычных (стерео) записях дают широкую сцену. Хоть и глупо советовать послушать электростаты, но могу констатировать факт: наиболее реалистично играют пространство вокруг слушателя именно они.
Где собственно взять такие записи?
Т.к. сам принцип такой записи ничуть не младше обычного стерео, то бывает, что прослушивание давно знакомых дисков в наушниках может приподнести сюрприз.
На пример, я умилялся, когда читал где то в сети мнение супер-пупер гуру аудиофила о том, что раньше то вот "Файнал Кат" был ого-го, а теперь совсем фу. При этом он перечислял свои компоненты за много килобаксов (это добавляло кармы в его гурность) и рассуждал о сцене, которой на АС там отродясь не было.
Всё верно. Если кто не в курсе, берём
«The Final Cut» Pink Floyd, одеваем наушники и прёмся от сцены и пролетающих
над головой ракет и прочих вкусностей.
Также не могу пройти мимо двух CD наушниковых фирм. Это
Ultrasone Audio CD и
The space-sound-CD от
Stax. Очень показательные диски. Ссылки не выкладываю, т.к. они постоянно мигрируют. В принципе их можно легко нагуглить.
Ну, а далее я предлагаю делиться ссылками на бинаурал в сети. Выкладываем только
прямые ссылки на конкретное произведение. Ещё предлагаю не загаживать тему и приводить ссылки
только на музыку. ЗД-демострашек в сети и так без труда можно нарыть.
http://vimeo.com/16723979#at=0
http://vimeo.com/16683597#at=0
http://vimeo.com/16608752#at=0
http://vimeo.com/3965608
http://vimeo.com/41893025
http://vimeo.com/41131317
http://vimeo.com/41131316
http://vimeo.com/41131315
http://vimeo.com/33613607
http://vimeo.com/608133
http://vimeo.com/869386