Новые сообщения форума
|
Музыка → Tom Waits. Великий и УжасныйTom Waits. Великий и Ужасный
«Я люблю прекрасную музыку, которая рассказывает о чудовищных вещах…»
«Мне нравятся ослы. Они очень себе на уме. Они никогда не будут слушать кого-то другого…»
«Я всегда боялся, что буду двадцать лет подряд хлопать мир по плечу, а когда он наконец обернется, забуду, что хотел ему сказать…» - Том Уэйтс
Сегодня разговор пойдет о музыканте, давно играющем и поющем настоящий, «сырой» электрический рок, но на которого джаз и блюз в итоге повлияли гораздо больше, чем все старые рок-н-роллы вместе взятые (хотя рос он как раз в эпоху расцвета рок-музыки). Впрочем, этот человек вообще никогда не обращал внимания ни на какие модные или даже просто актуальные тренды. Про того, кто явно движется наперекор устоявшимся вкусам, принято говорить: «Он идет (или плывет) против течения». Наш герой совсем не таков – он направляется не против и даже не поперек течения – он вообще не задумывается ни про какие течения – его интересует музыка как вещь в себе, как некий глобальный мировой звук. Впрочем, сам он расценивает собственный стиль, как «звучание уличного оркестра сумасшедших». И если существовал когда-нибудь самый-самый бескомпромиссный, самый радикально мыслящий, плюющий на любые условности музыкант, который, совершенно не стремясь к мировой известности, достиг ее помимо своего желания, то это именно он – обладатель наждачного голоса, древнего сурового хипстерского самовыражения и сентиментально-старомодной души – великий и ужасный, ностальгический и кошмарный Томас Алан Уэйтс!
Одна из популярнейших песен Уэйтса Cold Cold Ground – «Холодная, холодная земля» его «золотого» периода середины восьмидесятых… и, пожалуй, я не могу избежать соблазна всласть поцитировать ещё и слова из его песен - обычно эти слова или его собственного сочинения или авторства его жены – поэтессы и сценариста Кетлин Бреннан. А то, что я в итоге выбрал из многих вариантов – это переводы Сони Шефин, Анны Потловой, Максима Куваева и некоторых анонимов. Почти все тексты приведены не целиком, а фрагментами, уж больно они длинные. Кто заинтересуется и захочет найти эти переводы – почти все они есть в сети… разумеется, переводы очень разностилевые – есть и буквалистские, есть и достаточно вольные, я лишь постарался выбрать такие, что лучше отвечают духу оригинала. Итак, та самая только что прозвучавшая «Холодная, холодная земля»:
Дай мне винчестер, И весь арсенал, Снеси крышу сарая, Пошли всё к чертям, Пианино – лишь топливо, А Бродвей – мечта, Нас двоих пусть укроет Сырая земля. Забросай камнями Флюгерного петушка, Не говори с соседями, Пока смерть не пришла. Опасайся меня И собаки на поводке, Разбей все окна В этой сырой земле…
Занудно и хронологически рассказывать биографию Уэйтса вообще-то – дурацкая задача, так и хочется послать всех очень-очень далеко и дать типа «ценный совет» – послушать его музыку – и желательно побольше, побольше… и прочитать то, что о нем уже опубликовано хотя бы по-русски… а там и правда на удивление немало. Поэтому неизбежным решением становится следующее: будет много песен Уэйтса, много его собственных слов и текстов – а я слегка отхожу в сторону… ну что я такого ценного от себя могу сказать про этого человека, про его музыку, про его жизнь и его стремления, чего он сам не сказал (и тем более не спел) и чего не сказали о нем и его самом его друзья…. Здесь лучше всего опять же, как и в музыке, будет предоставить слово Тому: «Джим Джармуш однажды сказал мне: «Быстро, дешево и хорошо — из этих трех вещей нужно всегда выбирать две. Если быстро и дешево, это никогда не будет хорошо. Если это дешево и хорошо, никогда не получится быстро. А если это хорошо и быстро, никогда не выйдет дешево. Помни: из трех все равно придется всегда выбирать два»…. Шикарно, не правда ли? Уэйтс напичкан такими цитатами и всяческими энциклопедическими сведениями, равно как и дурацкими собственными розыгрышами просто как рождественский гусь – фаршем (выражение одного ехидного журналиста). В его ранних интервью махровые выдумки так густо были перемешаны с реальными фактами, что до сих пор и о нем и о его жене ходят самые разнообразные легенды, не имеющие ничего общего с действительностью. Например, что Том родился на заднем сиденье такси, когда его мать везли в больницу…. Или что его жена Кэтлин когда-то была парикмахершей у оперной супердивы Имы Сумак… и так далее – читайте интервью с Томом и сами узнаете. По мере приобретения опыта и известности Уэйтс с некоторым ужасом обнаружил, что начинает повторяться в своём творчестве, и это ему страшно не понравилось. Однако артист быстро нашел выход, благодаря которому его альбомы после конца 70-х почти не похожи друг на друга. Что это за метод? Сам Уэйтс выражался так: «Руки — они как собаки, идущие в те же места, в которых они уже были. Следует быть осторожным, когда игра перестаёт происходить в голове, и начинает переходить в пальцы. Нужно безжалостно отбивать у пальцев их привычки, иначе музыкальные исследования будут закончены, и начнётся игра только стандартной приятной музыки. Я пытаюсь преодолеть привычки, играя на незнакомых мне инструментах, таких как фагот или вотерфон».
А как здорово Уэйтс изменился за время своей известности, лучше всего наблюдать по его музыке. Предыдущая песня была середины 80-х, а сейчас можно будет увидеть и услышать состоявшуюся на американском телешоу уже в 2011 г. премьеру песни Raised Right Man с последнего альбома Уэйтса Bad As Me… кстати, что касается телесъемок его музыки, Том в последнее время вообще предпочитает именно такие мероприятия – тут и достаточно камерная любимая им обстановка, и народу в итоге много видит. О чем же он поет в этой песне? Как обычно, без поллитры в его текстах не разберешься, и перевод я не нашел, но, хотя бы припев у нее таков:
«Не хватает вдохновлённых подходящих мужей чтоб защищать счастливых непоседливых жен… - не хватает!»
Отлично было сказано про альбом Уэйтса Bad As Me в обзоре на блестящем, но безвременно почившем в свое время чуть ли не единственном внятном культурном российском портале OpenSpace – «Это просто чуть больше десятка довольно коротких, внятных, прямолинейных песен от сытого, но вечно недовольного и влюбленного мужчины, который уже состарился настолько, что ему не надо жонглировать инструментами или строить из себя оракула из преисподней»… Но гораздо лучше сказал, разумеется, сам автор в одном из своих интервью: – Кое-кто из критиков написал, что песни вашего нового альбома звучат, как из брюха раненного зверя. Вы правда этого добивались? – Удивительно, но до них это всё-таки дошло…
А кто только не сыграл с ним в этом проекте – примчались по первому же зову и музыканты-приятели, и музыканты-поклонники великого и ужасного – гитаристы Кит Ричардс из Роллинг Стоунз и Дэвид Хидальго из Лос Лобос, лучший белый блюзовый гармошечник Чарли Масселуайт, басисты Лес Клейпул из «Примуса» и Фли из «Ред Хот Чилли Пепперз»… и, конечно же давний друг Уэйтса культовый гитарист современности Марк Рибо … да и еще человек пятнадцать – всех не упомянуть. Создается впечатление, что сейчас Тому вообще не надо самому думать о подборе состава – сыграть вместе с ним просто выстраивается очередь из настоящих звезд всех жанров. Но так было далеко не всегда… ой, страшно представить даже, что приходилось испытывать нашему герою в начале своей карьеры… причем довольно долго. Уэйтс начал выступать публично со своими собственными песнями где-то в самом конце 60-х, и упорно настаивал на своем собственном образе, настоявшемся на диковатой для тогдашнего забойного рок-н-ролльного времени смеси старого ритм-энд-блюза, Фрэнка Синатры, Луи Армстронга и стихов Чарльза Буковски. Сказать, что его плохо воспринимала публика первые лет 10 его выступлений – это вообще ничего не сказать. С того времени он возненавидел большие залы с истеричной публикой… как говорит сам Том: «Слабо вдохновляет, когда ты выходишь на разогрев перед Фрэнком Заппой, и пять тысяч подростков в хоккейном зале орут тебе: «Убирайся отсюда, ты, дерьмо!»».
Но Уэйтс даже в такое мрачное время не допустил ни одного-единственного творческого компромисса – он делал только то, что он сам хотел делать и плевал на мнение публики, как она плевала на его. Честно говоря, я удивляюсь, как это с ним вообще в 71 году подписал контракт довольно крупный по тем меркам лейбл Asylum. Однако он в итоге не только заключил контракт, но и выпустил в 70-х целых шесть альбомов совершенно немодной тогда музыки… но все-таки времена эти были несколько иные и многие продюсеры умели смотреть далеко вперед. Хотя общее невеселое настроение тогдашнего Уэйтса, несомненно, повлияло на его собственные сочинения. О чем он пел в своих песнях 70-х? …ну вот, например, типичная тогдашняя вещь Fumbling With The Blues... что там за лирика такая, ну-ка, ну-ка…
В пятницу чуток заела грусть, Вечный проигрыш, побед я не дождусь, А кабаки так сушат душу и кладут лицом об стол, Выбор есть, но он один лишь из двух зол
А я встречал женщин, и я смотрел им вслед, По грошу спустят любовь, и их нет, Нельзя любить тех, кто безжалостно жесток, Твою любовь зачмырят и отвалят, будь спок!
И внешне, и в голосе, и в текстах и в музыке Том Уэйтс менялся каждое десятилетие, но вот его взаимоотношения с коммерческой стороной шоу-бизнеса всегда оставались и неизменно остаются, мягко выражаясь, никакими. Он повторяет во всех интервью следующую тираду: «На сегодня высочайшей, блин, «наградой» для артиста, которую наша культура способна ему преподнести, является право появиться в рекламе — мурлыкать какую-то чушь с капота нового автомобиля или напялив на руку новые никому не нужные часы. Подобную ублюдочную «честь» я всегда отметаю — непреклонно и молниеносно». И еще журналистам Уэйтс говорит, что выпускает пластинки просто так, для себя. «Если бы я хотел заработать, я бы нашел много других, более надежных способов». И это так и есть – в итоге певец больше отсудил у разных компаний за незаконное использование его образа для рекламы, чем заработал на своих альбомах. Для современного музыканта это прозвучит дико, но Том Уэйтс на самом деле категорически против использования и своей музыки и своего образа для любой рекламы. Вы можете не верить и усмехаться, но старина Том просто-напросто не любит ненужной, лишней, неправильной славы. Он никогда не дает концерты ни на стадионах, ни в очень больших залах… да он вообще практически почти не концертирует по сравнению с другими артистами, обладающими его известностью.
Когда в начале нулевых в Лондоне был после многолетнего перерыва объявлен один-единственный концерт Уэйтса – в трехтысячном зале – самом знаменитом из среднего размера залов – Хаммерсмит Одеон, то одних только предварительных заявок на билеты поступило почти сто тысяч!.. и что бы вы думали – никаких дополнительных мероприятий не последовало… ну подумайте сами – что сделал бы любой нормальный музыкант в таком случае – настриг бы бабок за две-три недели сплошных концертов столько, что мама не горюй, и никому бы и в голову не пришло его осуждать… а Том попросту проигнорировал всю эту шумиху вокруг своей персоны. Поэтому спекулянты перепродавали билеты на тот его единственный концерт за девятьсот фунтов при начальной цене в сто фунтов. Увы, это изнаночная сторона такой принципиальности музыканта, и от нее тоже никуда не денешься. Конечно, можно понять и поклонников, которые десятилетиями не могут попасть на концерт любимого исполнителя, но ведь подобная принципиальность певца не может не восхитить. В общем, в итоге фанаты его прощают – а что им остаётся делать – и довольствуются альбомами и видео. Количество бутлегов с видеозаписями концертов Уэйтса последних трех десятилетий ставит абсолютный рекорд среди всех современных музыкантов – это количество просто равняется числу ВСЕХ его концертов. А свое отношение к бизнесу и продажности современного мира певец не преминул высказать и в песнях… например в God’s Away On Business – «Бог уехал в командировку»… он поет…
Я продам твое сердце старьёвщику, детка, Хоть за бакс, хоть за бакс. Если ищешь, кто вытащит тебя из канавы – Тебе не повезло, нет, не повезло! Всегда есть бесплатный сыр – В мышеловке, детка! И это сделка, это сделка… А Бог уехал, Бог уехал, Бог уехал – по делам, по делам. А Бог уехал, Бог уехал, Бог уехал – по делам, по делам
Лейблы, с которыми великий и ужасный Уэйтс подписывал контракты, менялись, скажем так, весьма прихотливо. Фолковый Asylum сменился ярким независимым Island Rec., на котором вместе с Томом издавались Боб Марли и U2, а затем в 99 г. певец совершенно неожиданно для себя самого после долгого перерыва в выходе альбомов с новыми песнями подписал контракт … с молодежным панк-лейблом Epitaph. Их главными звездами была американская группа Offspring – казалось бы, ну куда в эту компанию пихаться Уэйтсу – но он впихнулся, нисколько не пожалел и остаётся вместе с лейблом до сего времени. Певец говорил: «Меня подкупило их доверие ко мне – они даже не спросили, что за музыку я хочу записывать – без всякого прослушивания мы на автостоянке подписали контракт и ребята сразу меня спросили – когда я в студию-то собираюсь. Клёвые чуваки…». Надо сказать, после выхода альбома 99 г. MuleVariations и особенно после того, как он получил Грэмми как лучший фолк-альбом (чему сам автор был несказанно удивлён), продюсеры лейбла сделали стремительный практический вывод – основали дочернюю фирмочку ANTI-records, для начала перевели туда Уэйтса, и теперь в списке их артистов, привлеченных именем Тома, находятся и Ник Кейв, и Кейт Буш, и Марианна Фейтфул, и Трики… короче говоря, свято место рядом с Уэйтсом пусто точно не бывает. Кстати, по поводу названия альбома… опять передаю слово Тому: «Жена называет меня ослом. Однажды она сказала: «Я вышла замуж не за человека, а за осла». А я подумал: «Хорошее название для альбома». Вот вам и «Вариации для мула»…
Полагаю, многие поклонники певца заметили, что его записи, мягко говоря, не блещут чистотой и яркостью звучания – Уэйтс, напротив, стремится к тому, чтобы звучать, образно выражаясь, «как в ванной»! И это не просто прикольная метафора – в случае альбома Mule Variations это чистая правда – вокальные партии многих песен из альбома действительно были записаны самим Томом на портативный магнитофон… в его собственной ванной – видите ли, там, по его мнению, самая лучшая акустика в мире! Конечно, он потом пытался воспроизвести любимое звучание голоса и в студии, но ничего не вышло – и звукоинженеры лейбла ничем не смогли помочь – пусть даже студия и находилась в сельской местности и была переделана из старой птицефермы. Кстати, студия располагалась на окраине городка Севастополь в Южной Калифорнии и имела «громкое» название Prairie Sun Recording Studio. Сельская местность очаровывает Уэйтса – он и сам давно живет вне города, и в студии ему очень нравилось – он создал там во время работы над альбомом такую близкую ему атмосферу, которую гитарист Марк Рибо описывал как «тотальный рок-н-ролл после захвата Америки маленькой африканской республикой»… впрочем, даже тексты песен с альбома вполне соответствуют данному меткому образу:
Церковь не посещаю, В молитве не гну колен, Из Библии не читаю, Путь мой иной совсем.
Но знаю, Иисус меня любит, Может, даже больше других, По субботам я таю в экстазе В кондитерской тетушки Ли.
О, Шоколадный Иисус! Дарит тепло и свет... Мой Шоколадный Иисус, Другого в этом мире нет.
Теперь мне никто не нужен, Плевал я на всех вокруг, Лишь этот славный парниша Мой единственный брат и друг.
А за окном светило жарит, загоняет в тень, Ты Спасителя скорее в целлофан одень, Он растает, будет липким, но не паникуй, Ты на хлеб его намажь и жуй, жуй, жуй!!!
О, Шоколадный Иисус! С тобою мне так хорошо! Мой Шоколадный Иисус! И больше ничего.
Ох, столько всего разного надо бы сказать об Уэйтсе… но это просто невозможно сделать сразу. Он записывает не только авангардный рок, но работает и с современными академическими композиторами – кто слышал потрясающий альбом английского композитора Гэвина Брайарса (Gavin Bryars) Jesus Blood Never Failed Me Yet, сквозь который «красной нитью» проходит вокал Уэйтса, тот понимает, что я имею в виду. А ведь Том еще и киношный и театральный и композитор и актер, причем список известных режиссеров, с которыми он работал, выглядит более чем внушительно – Френсис Форд Коппола, Терри Гиллиам, Джим Джармуш, Роберто Бениньи, Эктор Бабенко и прочая, и прочая… на его плечах лежит творческий груз участия в более, чем тридцати фильмах, из которых по крайней мере десять – классика мирового кино вроде «Вне закона», «Коттон-клуб», «Король-рыбак», «Дракула», «Воображариум доктора Парнаса» и других. Причем он не только играл роли – в некоторых фильмах, естественно, звучат и его песни и просто его музыка – вы будете смеяться, но в число этих фильмов входит, например, «Шрек-2»! Но про эту деятельность Уэйтса должна быть отдельная статья – с фрагментами из лент – там есть что посмотреть… а мы сейчас все же слушаем музыку Тома.
Кстати, а как вообще люди узнают про музыку Тома? Она довольно редко попадала в радио- и телеэфир на Западе и вообще никогда – у нас, она слишком непривычна для большинства, предпочитающего мейнстрим, и вообще далека от принципов современных масс-медиа, она распространяется по принципу не настоящего, а «сарафанного радио» – как подпольная брошюра – от друга к другу; от парня к девушке и наоборот; от отца к сыну, от преподавателя к студенту, – фактически распространение его музыки является чем-то вроде «всемирного заговора Тома». Впечатления и воспоминания поклонников, впервые его услышавших, можно обнаружить в Сети… и вот откуда они впервые узнали о его музыке и что они об этом думают: «...в пятом или шестом классе, когда наш учитель каждый день перед приходом учеников слушал Вопе Маchine... …от бывшего парня, и это наверняка лучшее из того, что он мне дал... …от шведской девчонки, которая ехала через Омаху с моей двоюродной сестрой... …в продвинутом классе по истории... …в Трондхейме, Норвегия, когда был там по студенческому обмену... …из отцовской коллекции... …от девушки, в которую я влюбился на первом курсе художественного колледжа в Майами, я был бедным голодным студентом актерского отделения, она – балериной, наступила мне на сердце и расплющила его о бежевый ковер, которым был застелен пол в общежитии. И все-таки слава богу, что она у меня была...». В песнях Тома Уэйтса есть две темы, которыми он живет постоянно – это любовь и смерть… вечные, неподвластные времени понятия. И вы нигде больше не найдете артиста, который настолько погружается в своих героев – когда он поет, полностью исчезает персона певца и остается только персонаж из песни – и не поверить ему просто невозможно. Причем это ощущение как бы не зависит от того, видим ли мы певца во время исполнения или только слушаем его – даже одного звука самого по себе вполне достаточно… но уж когда добавляется и визуальный образ – ну тут уж всё! …как говорится – хоть святых выноси.
Сильный ливень бомбит Старик какой-то храпит Теперь я прилег, чтоб уснуть С улиц слышен сирены путь Мои мечты состоят из хрома Никогда не вернуть мне дома Во сне умереть бы давно Точно, как Мерилин Монро Я бы выбросил джинсы свои – Под дождём бы росли они…
Жена, соавтор и лучший друг Тома Кэтлин Бреннан говорит, что его песни можно разделить на две большие почти равные части – грустно-сентиментальные и мрачно-монументальные. Думается, она права. Из собственного опыта и из отзывов на альбомы Уэйтса могу даже сказать, что фанаты певца тоже примерно делятся на поклонников в основном либо первой части его творчества, либо второй. Объединить их вместе призван разве что уникальный голос Тома, слушая который на любой песне, порой возникает ощущение, что вот-вот случится что-то ужасное – с такой неимоверной видимой воочию отдачей он работает на сцене – но, слава богу, все обходилось до сих пор.
По поводу голоса устроители лондонского концерта, о котором я уже упоминал раньше, даже в свое время затеяли специальный конкурс с розыгрышем билетов на мероприятие. Надо было не более чем в 20 словах образно описать рычание Уэйтса, прислать письмо на адрес организаторов и победитель мог попасть на концерт. Организаторы рассчитывали получить немало писем… но уж не столько, сколько пришло – больше пятнадцати тысяч! В итоге они так и не смогли выбрать одно лучшее описание и наградили билетами сразу десять победителей. Вот один пример из десятки: «Скрип ржавой карусели ветреной ночью в богом забытом приморском городке». Кстати, вы можете спросить, каким образом все же Уэйтс довольно долгое время зарабатывал себе на жизнь с сидящей дома женой и тремя детьми, если он давал и дает совсем мало концертов и из всех его альбомов в чарты Биллборда попало лишь несколько… А ларчик просто открывался – оказывается, Том – весьма успешный в современном музыкальном мире композитор и автор-песенник. Его песни исполняли и записывали самые известные поп- и рок-музыканты – начиная с Eagles и Рода Стюарта до Брюса Спрингстина, Пола Янга, Норы Джонс и группы Ramones. Дошло и до того, что целый альбом песен Уэйтса записала в 2006 г. актриса, суперзвезда Голливуда Скарлетт Йоханссон. Я его не слышал и даже вообразить не могу, чего она там намурлыкала. Но в любом случае, все эти чужие римейки плюс музыка для кино исправно приносили и приносят Уэйтсу вполне достаточный доход… а стать миллионером он вовсе не стремится… хотя, положа руку на сердце, вполне мог бы, даже не привлекая ненавистную рекламу. Однако у самого Тома другое мнение о том, зачем он все время сочиняет музыку… одним из его постоянных высказываний является следующее: «Единственной причиной, по которой стоит писать новые песни, является то, что ты в конце концов устаешь от старых» – и я здесь с ним полностью согласен! Я сам ведь тоже все время ищу новую и новую музыку не потому, что старая – плохая… вовсе нет, просто от нее рано или поздно наступает некоторая усталость…
Да уж, болтать о Уэйтсе можно часами, но в определенный момент наступает пора это занятие прекращать. У меня нет любимых песен этого музыканта – я люблю их ВСЕ… но зато есть любимое высказывание, поэтому хочу закончить этим высказыванием и, естественно, песней. Уэйтс обожает говорить парадоксами – сам того не замечая – и порой эти полушутливые-полусерьезные слова «выливаются» почти в бессмертные афоризмы. Вот например, в такие: «…я ненавижу только одно – когда хреново играют блюграсс. Сильнее этого я ненавижу только другое – когда блюграсс играют хорошо». Надеюсь, вы поняли, что это вообще на фиг ни про какой не «блюграсс»… Ну и теперь в завершение послушайте и посмотрите что? … естественно, песню о любви – настоящую жестокую песню о поломанной любви –
Она забрала все деньги И моего лучшего друга. Все знают эту историю, Но я расскажу ее снова. У меня гордости нет И нет стыда. Пусть прольется дождь…прольется дождь!
С тех пор, как ты ушла, В душе поселилась боль. Я всего лишь еще один печальный Гость на это темной земле. Я хочу поверить: Милость на свете есть. Пусть прольется дождь… прольется дождь!
Одинокая ночь Безмолвно объяла мир. Мне нужен грома хлыст И бурь истошные вопли. Я не Авель, всего лишь Каин. Разверзнитесь, Небеса. Пусть прольется дождь… прольется дождь!
Я был близок к Небесам, Но рухнул у врат. Они точат свои ножи На моих ошибках. То, что она сделала Словами не описать. Просто пусть прольется дождь… прольется дождь!
Без ее любви, Без этого поцелуя Пламя Ада – Пустяк. Во мне выгорает вся эта боль – Разверзнитесь, Небеса. Пусть прольется дождь… прольется дождь!
Я рожден для проблем, Рожден для судьбы. Дал обещание, Которого не избежать. Это старый добрый мир… Но все изменилось. Пусть прольется дождь, Пусть прольется дождь, Пусть прольется дождь!!!
Редактор: gene_d
2017-02-07 18:29:44
|