Имя Томаша Станько, одного из ведущих музыкантов немецкого звукозаписывающего лейбла ЕСМ в особом представлении не нуждается, но коротенько напомню. Свое музыкальное образование Станько начал с обучения игре на фортепиано в начальной школе, а закончил дипломом Государственной высшей музыкальной школы в Кракове по классу трубы. В 1962 году вместе с контрабасистом Яцеком Осташевским, пианистом Адамом Маковичем и барабанщиком Виктором Перельмуттером создал группу Jazz Darings, которая считается одной из первой представительниц фри-джаза в Европе.

В 1967 году Стань создаёт свою группу - Tomasz Stańko Quartet, в состав которого вошли Януш Муняк - саксофон, флейта, басисты - Ян Гончарчик и Бронислав Суханек и Януш Стефанский - ударные, через год  к группе присоединился саксофонист и скрипач Збигнев Сейферт и группа преобразовалась в квинтет. Tomasz Stańko Quintet записал три диска «Music for K.» (1970), «Jazz Message from Poland» (1972) и «Purple Sun» (1973).  Это был период импровизации и увлечения электроникой.

В 90-х Томаш Станько вернулся в акустический джаз и записал с Джоном Кристенсеном и Арильдом Андерсеном альбом «Bluish», и с Бобо Стенсоном, Андерсом Джормином и Тони Окслеем альбом «Bosonossa and other Ballads». Последние годы Станько концертирует и записывается для компании ECM Records с молодыми музыкантами из Simple Acoustic Trio, которое переросло в Marcin Wasilewski Trio (Марчин Василевский - фортепиано, Славомир Куркевич - контрабас, Михал Миськевич - ударные).

 
В 2013 году Томаш Станько закончил работу над диском «Вислава», к созданию которого его вдохновила поэзия Виславы Шимборской, а также место «неисчерпаемого восхищения, встреч и экспериментов» - город Нью-Йорк. Именно там, в июне 2012 года были записаны произведения из этого альбома. 
 
Диск открывается и заканчивается произведением «Вислава» - оно было размещено в двух версиях, потому что музыканты не смогли принять решения, какая из них лучше. Но благодаря этому можно послушать две разные интерпретации той же композиции, это поможет лучше почувствовать, какие эмоции стоят за каждым звуком, и интерпретировать аккорды.

В 2014 году Станько получил премию «Паспорт Политики» как творец культуры. В этот же день в Париже Академия джаза во главе с Франсуа Лашармом присудила ему Премию европейского музыканта года - Prix du Musicien Européen - за творческие достижения. В этом же году Станько стал лауреатом одной из трех почетных наград Preis der deutschen Schallplattenkritik (PdSK), признаваемых независимой ассоциацией, состоящей из более 140 музыкальных журналистов из Германии, Австрии и Швейцарии. Это были сухие факты из биографии. Но далеко не все знают, что Станько на мировой джазовой сцене личность одиозная и довольно противоречивая.

Важная составляющая артистического образа Томаша Станько ‒ его откровенные рассказы об увлечении наркотиками и психотическом опыте, который едва не привел музыканта к гибели. Более того, к отчаянию борцов с наркотиками Станько часто вспоминает свое наркоманское прошлое как время творческого всплеска и успешного решения личных проблем. Вот что он сам рассказывает о себе.

«Сейчас я намного лучше, чем до того, как начал употреблять наркотики. Это точно. Я сильнее. Я отделался от всей этой ненужной гиперчувствительности. Как? В результате употребления всех этих ядов. Но дело не в наркотиках. Отказ от них ‒ вот что делает нас сильнее».

В 1992 году, после многих лет пьянства и наркотического угара, Станько решил завязать раз и навсегда. И завязал.


«Все было очевидно. Я никогда не думал, что для меня будет обычными состоянием быть под кайфом. Я думал скорее так: “Я молод, поэтому я под кайфом, но однажды я вырасту”. И это сработало. Я решил, что момент настал, что грядут тяжелые времена, что я никогда не смогу вернуться из турне и останусь не у дел на несколько месяцев, как при коммунизме. При той системе никто особо не работал, все были хиппи».

Мужество мужчины в том и заключается, что однажды проснувшись, ты говоришь себе - Эй, чувак, а не кажется ли тебе, что ты уже вырос и сформировался и тебе для того чтобы доказать себе, что у тебя есть яйца тебе больше не нужна эта хрень. Соберись и делай то что у тебя получается лучше всего. Этому миру нужны не "зависимые" лузеры, а нужны чистые и крепкие мужчины, способные что то изменить и создать.

И у Станько получилось. Он относится к тем музыкантам, которые не являясь техническими виртуозами инструмента смогли понять и передать слушателю всю внутреннюю суть джаза. Просто послушайте и подумайте обо всём этом.