Сегодня я хочу рассказать вам об удивительном джазмене – у него никогда не было своего собственного постоянного состава, но он записал за всю свою карьеру больше 140 альбомов именно как лидер бэнда;   он один из немногих живущих и активно работающих сегодня музыкантов, который имеет в активе записи на ВСЕХ аудио (и видео) форматах, которые только выходили в ХХ веке – пластинках моно и стерео на 78, 45 и 33 оборота, магнитофонных и видеокассетах, компакт-дисках; DVD… он – в душе джазовый авангардист – ничего не делал в угоду популярности, и тем не менее, никогда не прерывал своей успешной карьеры – даже в самые неблагоприятные для чистого джаза времена – и если посмотреть на даты выхода его альбомов, то начиная с 1953 у него практически не было ни одного года без изданных записей, а в самые критические 70-е, когда многие поклонники жанра начинали подумывать, что джазу приходит конец, у него вышло аж двадцать собственных дисков!

Кониц никогда не был популярен чисто коммерчески, но уже несчетное количество раз признавался лучшим альт-саксофонистом джаза в мире, и в США, и в Европе… (последний раз совсем недавно – в 2010 г)… а мировая джазовая пресса метко окрестила его «интернациональным  джазовым  коммивояжером  импровизации».

Да, сегодня мы будем слушать джазмена, который находится на сцене уже непрерывно семьдесят два года, но его творческие кондиции не потеряли ни йоты своей загадочной креативности – и этого музыканта зовут Ли Кониц.

 

Эта запись, такая почти архивная с сегодняшней точки зрения, была сделана в 1981 году. Коница уже тогда можно было считать ветераном джазовой сцены – но, глядя на этого моложавого музыканта, мало кто из тогдашних слушателей подозревал, что саксофонист на самом деле старше большинства его тогдашних известных коллег. А Майлс Дэвис, ровесник Коница, в то время выглядел по сравнению с ним уже почти патриархом.

Ли Кониц совершил свой первый выход на профессиональную сцену аж в 1945 году. Он сразу же выделился из ряда своих коллег тем фактом, что не подпал под влияние грандиозного таланта Чарли Паркера, блиставшего тогда среди альт-саксофонистов. Сейчас довольно трудно это себе представить, но в те времена Паркер был просто богом и идолом тогдашних молодых саксофонистов. Джазменов-сверстников, полностью избежавших его влияния, можно было по пальцам пересчитать, и Ли Кониц как раз оказался в их числе. Да, пожалуй, сегодня можно уверенно сказать, что он оказался и среди самых талантливых. Знаете, удерживаться на одном творческом и исполнительском уровне семьдесят лет подряд – без перерыва, причем абсолютно бескомпромиссно, не сворачивая никуда с намеченного пути – такое удавалось в современном джазе немногим. 

Немецкий исследователь и теоретик джаза Иоахим Берендт напрямую считает, что вся эволюция современного альт-саксофона началась с этих двух - с Чарли Паркера и Ли Коница. Да, Паркер известен гораздо больше Коница, но причины тут не только в музыке, а еще, конечно, и в образе жизни, который вел Паркер, и который стоил той самой жизни как ему, так и многим другим талантам. Паркер был яркой кометой на джазовом небосклоне, которая стремительно ворвалась в музыкальную жизнь, заставила всех обратить на себя внимание – и сгорела в одночасье… так же быстро, как и вспыхнула… а Ли Кониц больше под стать новой планете – его воздействие на джаз не такое ослепительное, но зато постоянное и неизменное.

Уже в 40-е годы молодой джазмен понял, что меньше всего ему хочется на всю жизнь, как он сам выражался, «попасться в мышеловку одних и тех же приемов». Кониц формально считается одним из основоположников стиля «кул», это верно, но его, с сегодняшней точки зрения, нельзя четко «приписать» ни к одному джазовому направлению ХХ века – он всегда сам по себе, он – 100% индивидуалист в музыке. 

Наверное, поэтому Ли Кониц так и не стремился за все эти годы собрать свою постоянную группу, а вместо этого ездил по миру и сотрудничал с огромным количеством джазменов. Он один из первых еще в 60-е годы ввел в джаз формат дуэта – чаще всего с пианистом, но и не только – он переиграл за свою карьеру в дуэтах с самыми разными инструменталистами. Вообще в джазе мало есть таких с одной стороны конкретных индивидуалистов, но с другой стороны – прекрасно адаптирующихся к любому составу музыкантов.

Посмотрите и послушайте изумительный пример – на мой взгляд одну из лучших поздних концертных записей Ли Коница с довольно большим уже сложившимся сторонним составом – это будет мероприятие с фестиваля 2002 г., проходившее в парижском клубе New Morning. Играет чисто французский квинтет вместе с Ли Коницем, причем вся музыка – сочинения американского саксофониста. Взаимопонимание и исполнение – просто исключительные… я бы сказал - до чрезвычайности.

 

Ли Кониц очень много идей почерпнул у полузабытого сейчас слепого джазового композитора и пианиста Ленни Тристано, у которого он сначала учился музыке, а позже в его ансамбле саксофонист играл в конце 40-х и 50-х годах. Тристано проповедовал очень высоколобый философско-импровизационный джаз, в котором больше значения придавалось не свингу и не гармоническим изыскам, а свободному от всех условностей полету импровизационной мысли, но еще и углублению в почти академические принципы композиции и исполнения.

Да, для своего времени это был чересчур революционный подход, и Тристано в итоге потерял и первоначальную популярность и возможность записываться, и уже больше занимался преподаванием, чем исполнительством. Однако в начале своей карьеры он умудрился своими идеями повлиять на таких полярно настроенных джазовых личностей, как и Ли Кониц и Чарли Паркер. Удивительно, оба они восхищались музыкой Тристано, но каждый делал свои собственные, абсолютно ничего общего не имеющие друг с другом выводы. Причем еще каждый из них и поиграл вместе с Тристано – а Ли Кониц и несколько альбомов совместных записал! 

Ли Кониц в итоге ощутил, что полный отказ от таких глубинных, основополагающих джазовых элементов, как свинг, как импровизация по гармонии, это не его путь, но он заодно и увидел, что традиционные давно сложившиеся джазовые методы тоже в итоге ведут в творческий тупик… и понял, что ему требуется разработать свое собственное вИдение импровизации в джазе. Музыканту это удалось. Современные джазовые исследователи говорят о нем, что он добился уникального результата – импровизации Коница являются в бОльшей степени некими медитациями на тему импровизации – они развиваются ступенчато, последовательно, завлекая и музыканта и слушателя на все более сложные и изысканные высокие уровни развития мелодии и гармонии. Ли Кониц нашел настоящий баланс между музыкальной гармонией и спонтанным хаосом – его мелодические медитации одновременно и изысканно красивы…, но и непросты – они затягивают… заставляют вслушиваться… следить за развитием. 

Ведь основные претензии, которые простой слушатель чаще всего предъявляет к свободной импровизации… к фри-джазу, заключаются в том, что фри-джаз очень в редкие моменты дает ощущения настоящей гармонии, слияния в музыке интеллектуального и прекрасного. Ли Кониц преодолел эту дилемму – что бы он ни исполнял… стандарты, или свои сочинения, или солируя в роли сайдмена в чужих составах, он прежде всего стремится к тому, чтобы все услышали в импровизации мелодию, а не хаос – но услышали ее в каждое следующее мгновение в некоем новом виде – на новом уровне.

И теперь для вас очередной пример – исполнение давнего-давнего песенного эвергрина Body And Soul квартетом Кониц-Фризелл-Пикок-Бэрон образца 2011 г. – года, следующего за «звездным» для Коница, последнего на сегодняшний день из тех, когда он был признан лучшим альт-саксофонистом и джазовыми критиками, и поставлен на очень высокие места в слушательских чартах.

 

Ли Кониц всегда представлял себя эдаким музыкальным путешественником… он говорит: «Еще до того, как я начал играть у Ленни Тристано и поехал в первые гастроли, я уже твердо знал, что буду профессиональным гастролером-джазменом и стану давать столько концертов, сколько появится для этого возможностей. Я почти никогда не отказывался от предложений поучаствовать в том или ином составе… вам может показаться это странным, но мне просто нравится играть все время с разными людьми».

Его приглашали и приглашают в свою компанию джазмены самых разных стилей, но если в молодости он порой стеснялся играть с теми мастерами, к манере которых он рисковал не приспособиться, то уже в зрелом возрасте Кониц обнаружил, что ему, в общем-то, уже все равно, с кем выходить на сцену. Другое дело, что он достиг таких высот в искусстве импровизации, когда многие другие музыканты обнаружили, что могут сильно проиграть на его фоне.

Ли Кониц убежден в том, что главное для джазмена – не зацикливаться на какой-то найденной им удачной «фишке», а стараться разобраться во всех существующих стилях, понять сильные стороны как можно бОльшего числа великих музыкантов. Он сам провел многие месяцы в 50-е годы, слушая и снимая на слух соло – кого бы вы думали – да, именно Чарли Паркера… но вовсе не для того, чтобы научиться копировать его стиль, как это тогда было модно. Он хотел понять, что именно необходимо делать и чувствовать, чтобы играть как Паркер, и когда разобрался, то вдруг оказалось, что его собственное музыкальное чутье темпа и ритма стало лучше – а его личному стилю это не помешало. Кониц утверждает, что чем больше вы разберете «по косточкам» музыку других музыкантов, тем больше стимулов будет у вас для своей собственной новой, непохожей ни на кого музыки. Могу только представить себе, сколько сил и времени отнимает такой творческий способ самосовершенствования – понятное дело, такой путь не для каждого. 

У достаточно трезвого, рассудочного, интеллектуального подхода Ли Коница к музыке есть еще одна немаловажная положительная сторона. Он ведь принадлежит к тому поколению джазменов, которое было в изрядной своей части буквально «выбито» из жизни пристрастием к наркотикам и алкоголю. И наш герой избежал серьезной опасности – он никогда не сидел на игле, не «дружил с бутылкой» и вообще в жизни не употреблял ничего серьезнее марихуаны. Да и то увлечение «травкой» осталось далеко в прошлом.

Сегодня ему 89, он перенес операцию на сердце еще в начале нового тысячелетия, но находится в отличной форме и продолжает выступать, ездить на гастроли… и ему уже недалеко до рекордов Бенни Картера, Дэйва Брубека, Хэнка Джонса, Юсефа Латифа, которые полноценно выступали до 90 с лишним лет. Сейчас у вас будет возможность посмотреть фрагмент недавнего концерта Ли Коница и оценить его кондиции – думаю, у него все же есть шанс поставить новый рекорд музыкального долголетия. Во всяком случае, на завершение своей карьеры он пока даже не намекает. Итак, в финале повествования вы можете посмотреть и послушать один из "полупостоянных" последних составов Ли Коница под названием "Lee Konitz New Quartet", на концерте в немецком Бургхаузене в 2012 г.