Прежде чем продолжить историю этой замечательной группы, хочу сделать небольшое, т.с. “лирическое отступление”, которое позволит лучше понять, как работали музыканты в 70-е.

Для этого стоит взглянуть на хронологию выпуска пластинок Faces и сольных Рода Стюарта в записи которых все участники Faces принимали самое активное участие (Вуд еще и соавтор части материала). И при этом нужно помнить и о концертах. Так, например, в 1971 году их было более 120….

1970

Март – “First Step” – записан с августа 1969 по январь 1970

Июнь – “Gasoline Alley” (Rod Stewart solo) – записан в феврале - апреле 1970

1971

Февраль – “Long Player” – записан с сентября 1970 по январь 1971

Май – “Every Picture Tells a Story” (Rod Stewart solo) – записан в январе 1971

Ноябрь – “A Nod Is As Good As a Wink... to a Blind Horse”  - записан в марте – сентябре 1971

1972

Июль – “Never a Dull Moment” (Rod Stewart solo) – записан в марте – мае 1972

Октябрь – “The London Chuck Berry Sessions” (Kenney Jones + Ian McLagan - on side 1)

Концерты.. концерты… концерты…

1973

Март -  “Ooh La La” – записан с сентября 1972 по январь 1973

 

Посмотрели? В один и тот же 1971 год музыканты Faces записали два альбома и приняли участие в создании и продвижении сольного блокбастера Рода Стюарта “Every Picture Tells A Story” – поистине впечатляющее достижение! А теперь сравните с тем, что вы слышите сейчас – Супер-пупер гениальный музыкант ХХХХ записал новую песню, первую за прошедшие пару лет. Клип уже собрал надцать тысяч лайков на мордобуке и тытрубе. Это огромный успех… Вот и мне смешно.

Итак, в марте 1971 года Faces отправляются в студию, чтобы записать “A Nod Is As Good As a Wink... to a Blind Horse”. Скажу сразу, не стоит применять дословный перевод “Слепому коню что кивай, что подмигивай”, потому что мы имеем дело со старой английской пословицей, которая в нашем варианте может звучать как “Что в лоб, что по лбу”, “Как об стену горох”, “Немов пугою по воді”, “Що за рибу, що за рака”, “Не вмер Данило, так болячка задавила”.

Работа группы над третей пластинкой вновь представляет собой одну нескончаемую вечеринку: плакат, вложенный в конверт, украсили фото таблеток и голых фанаток в гостиничных номерах. Но в окружении Faces произошло нечто очень важное, что позволило им, не смотря на традиционный бардак, сделать колоссальный шаг вперед. Это нечто имеет конкретное имя – Глин Джонс. Глин Джонс, будучи беспристрастным участником процесса, не связанным ни с кем дружескими отношениями, смог обуздать непослушных участников группы и выстроить, наконец, нормальный рабочий процесс записи. Возможно, это был самый сложный его продукт, но очень легко понять, почему им потребовался такой человек как Джонс. По словам Йена МакЛэгана, Глин вытянул из Faces лучшее, на что они были способны! “Джонс был в отличие от нас реалистом и прагматиком. И благодаря ему из всего этого хаоса появляются первые свидетельства того, что Faces просто отличная группа и их музыка полна эмоций и искреннего очарования плохих парней”.  “Я определенно думаю, что мы чувствовали, что в этой пластинке кроется будущее группы”, говорил позже Рон Вуд. “Особенно на фоне успеха Рода, мы обязаны были выпустить что-то стоящее”.

Открывает пластинку средне-темповый хард-рок “Miss Judy’s Farm”, лирика которого лежит, если можно так сказать, где-то посередине между “Sex Farm” Spinal Tap и Дилановской “Maggie’s Farm.” Песня начинается несколько угрожающими рифами Ронни Вуда и завываниями Стюарта, затем вступает  электрическое пианино Яна МакЛэгана, а Стюарт поет: “У мисс Джуди был такой косоглазый пудель / Что я бы пнул его, если бы мне дали шанс”. При этом поет он так, словно изображает сексуальную рабыню.  В завершении безумный джем Вуда и МакЛэгана.

 

Все продолжается грязными шутками «You’re So Rude», которую поет Ронни Лейн. Это потрясающая и забавная история о возбужденной молодой паре, которая отправляется навестить свою семью и находит дом пустым: “Странно, похоже, что в нем нет никого / Они все уехали, чтобы увидеть мою тетушку Рене”.  Они тут же решают воспользоваться возможностью для быстрого секса, но их грубо прерывают вернувшиеся:  “Что это за шум? / Почему они вернулись так скоро? / Быстро поправь свое помятое платье / Чтобы они ни о чем не догадались / Я намочу свои носки / Мы притворимся, что просто  попали под дождь”. Одна эта фраза Лейна, “я намочу свои носки”, не менее замечательна, чем гитара Вуда,  фортепианное буги-вуги и фанковый орган Маклагэна, и красивая гармоника в конце.

Обычно принято считать, что единственная баллада на пластинке "Debris". Но это не так. Стюарт радует нас еще в медленной “Love Lives Here” с как всегда превосходной гитарной работой Вуда и очень симпатичным органным аккомпанементом МакЛэгана. Скорее всего, ее не часто вспоминают потому, что она излишне плаксивая.

“Love Lives Here” продолжает блюзовая “Last Orders Please”, история случайно встретившихся  двух старых любовников: “Так-так, привет, как дела? / Не ожидал увидеть тебя здесь, но не показывай, что мы знакомы / Никто не должен этого заметить / Почему? Иначе я расплачусь”. Ее вновь поет Лейн. Вообще на этой пластинке он поет чаще, чем на любой другой. И как всегда волнующее honky-tonk фортепиано МакЛэгана и свежая и потрясающая слайд-гитара Вуда.

Следующая “Stay With Me”. И это не просто лучшая песня пластинки. Это возможно одна из самих ярких и взрывных рок-песен вообще. Гитара Вуда это просто 8-е Чудо света, она словно уносит песню ввысь подобно реактивному истребителю. С электропиано МакЛэгана и мощными барабанами Кенни Джонса, поддерживающими обычно добродушного Стюарта, на сей раз зло поющего о любовном приключении на одну ночь с ”Иезавелью средних лет”. Лирика песни саркастична, даже женоненавистническая где-то в духе того времени: “Утром, не говори, что ты любишь меня / Иначе я выкину тебя за дверь”, и “Не нужно меня много уговаривать / Я не хочу казаться унижающими / Но с таким лицом / У тебя нет причин веселиться”  и бессмертными “Sit down / Get up / Get out”. Любая среднестатистическая феминистка возненавидит их. А песня приближается к своему концу с невероятным увеличением скорости и уровня громкости гитары Вуда и фортепиано МакЛэгана. Становясь быстрее и громче с каждым повтором, пока Стюарт не завершит ее фирменным “Woooo!” Это конечно не панк, но у песни, словно написанной Игги Попом, есть та же самая прямолинейность и гнев, не говоря уже о риффе, который Стив Джонс с радостью назвал бы своим собственным.

Вторую сторону открывает безумно красивая "Debris" Ронни Лейна. Это горькая мелодия о прощании открывается счетом Лейна “1-2-3-4”, за которым следует гитара Вуда, и Лейн поет: “Я оставил тебя на обломках / На воскресном блошином рынке”… Все время звучит необычайно красивая гитара Вуда, прежде чем вступает хор: “О, ты был моим героем / Как ты, мой хороший друг? / Я был там и вернулся / И знаю, как все далеко в прошлом”. Лейн поет песню говором истинного кокни. “В “Debris” поется о моем старике-отце Стэне Лейне, бывшем дальнобойщике. Блошиный рынок, о котором идет речь, это убогий Клаб-Роу, что рядом Петтикоут-Лейн. Люди приходили туда со всяким им не нужным барахлом. Каждое воскресенье отец тащил меня туда с собой и часами ковырялся во всем этом дерьме. Лишь в Нью-Йорке я понял, как мне всего этого не хватает ”.

Faces лишний раз показывают какой прекрасной группой они были. Все свои самые приятные мелодичные песни они создавали гораздо ближе к рок-канонам нежели те же The Rolling Stones и даже The Beatles. “Angie” по сравнению с  "Debris" полна ложного пафоса, в "Debris"  лично я чувствую более искреннюю грусть и радость. Короче говоря, у парней в Faces, и особенно у Ронни Лейна, была душа, и никакая другая группа его эпохи не могла сравниться с ними, когда дело доходило до написания песен.

За "Debris" следует “Memphis” кавер на “Memphis Tennessee” Чак Берри. Версия Faces настолько проста, что мгновенно забывается. Ее единственное преимущество над прочими вариантами - длинное гитарное соло Вуда в конце, а также honky-tonk фортепиано МакЛэгана. И все могло закончится на этой нерадостной ноте. Но за “Memphis” следует великая “Too Bad”, которая вновь представляет нам захватывающий юмор Faces в его лучшем виде и в придачу к нему отличный рок. Песня о том, как накрылась какая-то «невинная» вечеринка. Она начинается хлопками, к которым присоединяется фортепьяно МакЛэгана и совершенно уникально звучащая гитара Вуда, после чего подрагивающий голос Стюарта начинает свой ироничный рассказ: “Какое оскорбление / Когда тебе указывают на дверь / До того как ты смог погладить ножки / Заинтересовавшей тебя цветной королеве / Прислонившейся к кухонной двери / Но нас с друзьями уже выталкивал / Дворецкий в котором росту больше двенадцати футов / Хорошо, дайте же мне все объяснить / Ведь мы ни в чем не виноваты/ Просто нас не поняли из-за акцента”. Группа отклоняется от мелодии, а Стюарт и Лейн неуклюже оправдываются: ”Мы всего лишь хотели пообщаться / О, как же стыдно / Когда тебя обвиняют напрасно”. Но, похоже, только они знают лучше всех, что тем, кто остался на вечеринке, после нее не поздоровится.

Альбом завершает “That’s All You Need”, среднетемповая рок композиция с превосходной слайд-гитарой Вуда, рассказывающая печальную историю брата Стюарта: “Сядье прямо, если найдется минута для меня / Я поведаю тебе историю, которая разобьет твое сердце / Она о проблеме с моим худеньким братом с его скрипкой / IQ – это все что тебе нужно, чтобы ее понять”. Он становится успешным, в то время как Стюарт “без гроша в кармане”, но однажды ночью он появляется и заявляет: “Парень, городская вонь пытается убить меня / Мои глаза мутнеют, Господи, я стремительно старею”. В этом месте великий гитарист Вуд врубает овердрайв, до тех пор пока Стюарт не возвратится с рефреном “That’s All You Need”… барабаны… прерывистые риффы Вуда, и песня постепенно затухает.

Американский и английский вариант по оформлению и в этот раз чуть отличаются друг от друга.

Пластинка была очень тепло принята. Она практически сразу добралась до 2-го места в Британии 6-го в США, в феврале 1972 года она получила Золотой сертификат в США. Кроме того Faces получили еще и долгожданный хит-сингл “Stay With Me”, который стал 26-м в США и 2-м в Англии. Но нужно понимать, что не смотря на великолепный материал, своим успехом она во многом обязана сольнику Рода Стюарта “Every Picture Tells a Story” (№ 1 в США и Великобритании).

Группа вступала в 1972 год полная сил и надежд. Весь следующий год они проведут в гастролях, наслаждаясь в полной мере заслуженным успехом. На концертах они с удовольствием будут играть не только свой репертуар, но и песни из сольников Стюарта. И к концу 1972 года во это самое совмещение творчества группы Faces и сольных хитов Рода разрушит дружбу собутыльников… но к моменту выхода  “A Nod Is As Good As A Wink… To A Blind Horse” все шло просто превосходно.

Продолжение следует…