Ему хватает смелости заявлять, что лучшее в джазе создано еще в первой половине прошлого века! Что и наэлектризованный джаз-рок, и развинченный фри-джаз, и всякие этно-, фанк- и прочие перверсии  джазом если и являются, то лишь отчасти. Что единственный путь вперед – это путь… назад, к творчеству Дюка Эллингтона, Луи Армстронга, Джелли «Ролла» Мортона.

Да кто он такой, чтобы вот так перечеркивать усилия сотен собратьев по жанру? Что он сам сделал для развития этого важнейшего из американских искусств? Как зовут этого «шоколадного зайца»?

Wynton Marsalis & Members of Jazz at Lincoln Center Orchestra - Comes Love

Уинтон Марсалис - трубач Божиею  милостью. Могучая ветвь на стволе яркой джазовой династии Марсалисов. Желанный партнер по сцене для многих и многих выдающихся музыкантов. Обладатель «Грэмми», Пулитцеровской премии, а также, пожалуй, самого длинного в истории грамзаписи списка официально изданных пластинок.

А ещё - руководитель практически государственного джазового оркестра Jazz at Lincoln Center Orchestra. Неофициальный «министр джаза» Америки. И всё же главное то, о чем действительно стоит говорить: Уинтон Марсалис – фантастически одарённый, смело мыслящий, обладающий тонким чувством стиля  музыкант-импровизатор. Хотя свернуть с этого светлого пути в гору популярности  его отговаривал… другой трубач, подлинный джазовый гений Майлз Дэвис!

Как-то раз, будучи в гостях у Марсалисов, тот увидел, что папа Уинтона, известный нью-орлеанский пианист Эллис Марсалис, подарил 6-летнему сыну трубу. Дэвис схватился за голову: пожалей малыша, Эллис! Ведь труба – чрезвычайно сложный инструмент! Однако Марсалис-старший только улыбнулся в ответ. – Так что не только милостью Божией, но и милостью папиной!

Wynton Marsalis - Bourbon Street Parade

…Уже через каких-то 15 лет Марсалис-младший, точнее, один из Марсалисов-младших, поскольку братьев в семье было пять, по своей популярности вплотную подобрался к Майлсу! И причины для этого были весьма веские!  - Многочисленные концерты, и гастроли, участие в международных джазовых фестивалях, пластинки, записанные Уинтоном, как в качестве приглашенного музыканта, так и в качестве лидера квартетов и квинтетов. Вспомним, пластинки «Straight Ahead» и «Keystone 3», созданные вместе с легендарным барабанщиком и душой ансамбля «The Jazz Messengers» Артом Блэйки…

Art Blakey&The Jazz Messengers with Wynton Marsalis - Fuller Love (1981 г). 

…вспомним и его собственные, ранние записи «Wynton Marsalis» и «Think of One», совершенно неожиданный, виртуозно сыгранный, блестящий «Carnaval» с музыкой Паганини и Римского-Корсакова.

Переслушаем и возникший как подражание квинтету Майлза Дэвиса и как развитие идей  великого джазового новатора альбом «Black Codes (From the Underground)».

Обратили на себя внимание критиков и слушателей и великолепно препарированные в конце 80-х несколько альбомов джазовых «стандартов», а также первые подходы Марсалиса к произведениям композиторов эпохи «барокко» - Баха, Гайдна, Перселла, Генделя. Критики, естественно, критиковали. Мнения слушателей разделились: поклонники джаза плевались и продавали купленные впопыхах пластинки, любители классической музыки недоумевали. Кажется, в восторге был только сам Уинтон и его ближайшие партнеры по классической сцене. 

J. S. Bach - Jauchzet Gott in Allen Landen' - Kathleen Battle & Wynton Marsalis

(Продолжение следует)