Принято считать, что основных вкусовых составляющих четыре: горькая, кислая, солёная и сладкая. Однако японцы убеждены, что существует и пятый элемент, который они называют «умами» - тот самый, что придает блюдам приятную пикантность. А вспомнились эти кулинарные нюансы потому, что среди японской аудиотехники тоже порой попадаются компоненты с дополнительным оттенком в звучании. И вот вам два свежих примера.

 

В Японии немало компаний, производящих весьма продвинутую аудиотехнику, которая практически неизвестна за пределами страны. Rasteme - один из таких экзотических брэндов. Он специализируется на различном цифровом и усилительном оборудовании для небольших профессиональных или домашних студий. Эта техника больше напоминает лабораторные приборы, чем привычные компоненты Hi-Fi. Некоторые устройства вообще выполнены вне каких-либо общепринятых габаритных стандартов или эстетических принципов - чистый функционал и ничего более.

Взгляните, к примеру, на USB-усилитель Rasteme TRU22E. По размерам он едва крупнее прилагаемого к нему 12-вольтового блока питания. В миниатюрном, но крепком корпусе из алюминиевого профиля заключены цифро-аналоговый конвертор с оптическим TOSLink и USB-входом, простейший селектор, блок индикации с цветным OLED-дисплеем, цифровой регулятор громкости без потери качества (технология SVM) с вращающимся энкодером, который заодно служит навигатором по меню, а также импульсный усилитель 2 х 20 Вт с выходом на стереотелефоны.

 

Несмотря на игрушечную внешность и скромные характеристики, к TRU22E прилагается пульт ДУ, а дисплей может отображать уровень цифрового или выходного сигнала и разрядность обрабатываемых цифровых данных. Серьёзность усилителя подчеркивает и вид задней панели, где нашлось место для полноценных акустических терминалов, дополнительного USB-гнезда для обновления прошивки и сервисных микропереключателей. Назначение устройства очевидно: снимаем по «цифре» сигнал напрямую с компьютера или ноутбука, качественно конвертируем в аналог, усиливаем и подаём на акустику или стереотелефоны.

 

Звучит TRU22E при подключении колонок гораздо динамичнее и увереннее, чем можно ожидать. Запас по усилению, конечно, невелик, саунд гарантированно сохраняет чистоту при увеличении громкости лишь до 85%, и при достижении уровня в 90 — 92% в нём становятся заметны искажения. Однако при работе с акустикой чувствительностью под 90 дБ, расположенной в ближнем поле, на недостаток звукового давления не пожалуешься. Особенно впечатляет чёткость нижнего и среднего регистров. Ритмические линии не замылены, присутствует внятная атака на ударных, басовые послезвучия не скупы на гармоники и точны. Немного смущают лишь пронзительные нотки в тональном балансе и агрессивно-металлический «привкус» в верхнем регистре, который и придаёт воспроизведению некую терпкую пикантность.

Но это совсем не тот сухой, замороженный и агрессивный звук, лишённый важных деталей, который обычно демонстрируют недорогие усилители схожей идеологии с широтно-импульсной модуляцией. Звуковая сигнатура у TRU22E мягче и богаче. И хотя верхний регистр у него не так воздушен, как у традиционных усилителей класса АВ, и разделение стереопространства на планы не слишком явное, аппарат не отбивает желания слушать музыку. Слабоват как по уровню, так и по качеству звучания оказался лишь телефонный выход у TRU22E. С высокоомными телефонами звучание не слишком динамично, лишено цельности, детали в нём завуалированы.

 

Другой аппарат, с которым мы познакомились - USB-ЦАП Rasteme UDAC192H, - тоже рассчитан на работу с компьютером, но адресован куда более требовательным аудиофилам. Как и в случае с усилителем, корпус его сделан из алюминия в «приборном» стиле. Однако он уже соответствует форм-фактору микрокомпонентов (ширина лицевой панели составляет половину от стандартных 42 - 43 см), а верхняя крышка имеет сетчатые прорези для охлаждения. OLED-дисплей, регулирование громкости и система управления в UDAC192H реализованы в нём точно так же, как и в вышеупомянутом усилителе. Но особенно впечатляет вид задней панели.

 

Она не оставляет сомнений, что аппарат сделан на самом высоком уровне - это видно даже по качеству используемых гнёзд и разъёмов. Помимо увеличенного числа цифровых входов, конвертор также имеет цифровые выходы, а аналоговые представлены в балансном и линейном вариантах. Цифровой тракт UDAC192H обслуживает два независимых тактовых генератора. Один используется под частоты дискретизации 44,1, 88,2 и 176,4 кГц, второй - под 48, 96 и 192 кГц. Обработку и конвертацию осуществляет современный 32-битовый преобразователь Burr-Brown PCM5102.

Так вышло, что субъективный тест японского конвертора фактически совпал со сравнительным прослушиванием CD-проигрывателя Parasound и редакционного Bryston (материал - в этом же номере) и проходил в той же системе. Но даже после «старших братьев» UDAC192H произвёл сильное впечатление. Сначала я подал на него сигнал обычной разрядности, используя один из проигрывателей в качестве транспорта. Далее выяснилось, что японскому конвертору немного не хватает основательности проработки самого нижнего регистра, чтобы быть на одном уровне с референсными CD-источниками.

 

Но, пожалуй, это и единственное, в чём можно почувствовать разницу. Я ожидал, что у конвертора ценой в несколько раз меньше будет хуже и деталировка, и гармоническое разрешение в средней полосе, и фокусировка образов в звуковой сцене, но как раз в этих аспектах «японец» не дал серьёзных поводов для критики. А в верхнем диапазоне он даже оказался предпочтительнее «взрослых» проигрывателей - дисканты были нейтральными, идеально чистыми и в высшей степени колоритными. Не возникало ощущения, что UDAC192H навязывает верхам свою трактовку - каждый инструмент или источник с высоким спектром воспроизводился аутентично, по-своему.

 

Когда же я переключил его на USB и стал проигрывать с ноутбука 24-битовые файлы VAW и FLAC, тут же убедился, что главный конёк конвертора - HD-аудио. Тут же изменилась сцена. Не потеряв нисколько в точности локализации и верности разделения по планам, она прибавила в масштабности, образы стали ещё более конкретными, появилось впечатление, будто звуковая атмосфера разошлась по всей комнате прослушивания, а не была зажата в стереобазе. Так же резко улучшилась и детализация, притом это проявилось не в количестве нюансов, а в естественности и ясности их передачи.

 

И пусть не прибавилось фундаментальности, и не изменился градус общего тонального баланса (средний регистр так и остался прохладным), звучание стало на порядок информативнее, в нём появилась та самая приятная пикантность, которая, наверное, и называется пятым вкусом. Особенно это чувствовалось на симфонической музыке. Вдруг стал окончательно ясен масштаб концертного зала. От сцены повеяло «деревом», «бархатом», «канифолью»… Притом повеяло настолько живо, что захотелось убрать кавычки в предыдущем предложении.

 

Автор: web