Electrocompaniet
Страна: Норвегия
Компания Electrocompaniet начала свою историю в 70-х годах прошлого века в Норвегии, что само по себе необычно — в то время страну нельзя было отнести к центрам развитой электронной промышленности, особенно в области звуковоспроизведения. Но факт остается фактом, усилители Electrocompaniet нашли свое место не только в домашних системах, но и в студиях звукозаписи. Нам довелось побывать на производстве и в лабораториях фирмы среди скалистых фьордов Норвегии.
В истории производителя были разные периоды, успешные и не очень, но то, что начало происходить с компанией с 2002 года, точно можно назвать историей необычной. Как правило, компании такого уровня покупаются исключительно исходя из коммерческой выгоды, однако Микаль Дреггевик, управляющий директор и нынешний владелец Electrocompaniet, купил предприятие, руководствуясь не только цифрами.
Он с молодых ногтей увлекался музыкой и качественным звуком, а усилитель Electrocompaniet был настоящей мечтой юного аудиофила, а позже — первым в жизни большим самостоятельным приобретением, сделанным в 15 лет. К моменту покупки компании Electrocompaniet в 2002 году Микаль уже владел компанией Westcontrol, специализировавшейся на электронных разработках, изготовлении плат и комплектующих, в том числе для авиации и военной техники. Со сменой владельца у компании Electrocompaniet начался новый этап развития.
Было перестроено все — производство, техническая база, увеличен штат разработчиков, изменились схемы продаж и логистики. Но неизменным и особо охраняемым осталось собственное звучание и индивидуальный почерк техники Electrocompaniet.
Сейчас компания развивается очень активно, появляются новые модели в линейке, планируется расширение производственных мощностей. Недавно была приобретена американская фирма, ранее занимавшаяся разработками для Pioneer, Krell, Harman/Kardon, и теперь она станет еще одним подразделением Electrocompaniet.
Основное производство расположено в небольшом норвежском городке Тау — здесь изготавливают большую часть «начинки» для аудиотехники, здесь же происходит сборка и находится штаб-квартира разработчиков. Производство плат, пайка, контроль качества (которому уделяется большое внимание на предприятии) автоматизированы.
Применяются все те же подходы, которые используются при производстве плат и компонентов военного назначения. Сборка происходит здесь же, на отдельной линии, но уже вручную. Изготавливаемая продукция подвергается подробным контрольным измерениям и перед окончательной сборкой работает в течение суток на контрольном стенде. В производственном процессе уделяется внимание даже таким незначительным мелочам, как полная чистка аппаратов от следов прикосновений, и это, конечно, объяснимо в отношении лицевых панелей, но для внутренней начинки неожиданно.
Кроме завода в Тау, у компании есть несколько производственных площадок в разных городах Норвегии — во-первых, предприятие, изготавливающее акустические системы, а во-вторых, завод по производству продукции военного назначения, но эта площадка точно не входила в план нашей поездки.
Конечно, не обошлось дело без знакомства с новинками и прослушивания.
В ближайшее время на рынке появятся новый ЦАП, интегральный усилитель со встроенным ЦАПом и стримером, чуть позже — медиаплеер, а в недалеком будущем у нас есть большие шансы увидеть проигрыватель винила производства Electrocompaniet. Сейчас в разработке находится больше 10 различных устройств, какие-то еще на стадии проработки идеи, какие-то близки к завершению, а какие-то в ближайшие месяцы уже появятся в продаже.
Новый ЦАП ECD 2 имеет схему, построенную по принципу «двойного моно», раздельное питание для разных участков тракта, балансную коммутацию, цифровую регулировку громкости, а также возможность принимать сигнал до 24 бит/192 кГц по USB. Вдобавок ко всему разработчики заявляют исключительно достойные характеристики джиттера, соотношения сигнала и шума и очень низкий уровень искажений.
Новый интегральный усилитель ECI 6 имеет две модификации и построен на базе ECI 5 MK2. При этом к проверенной временем аналоговой части добавлен цифровой модуль с возможностью подключения по USB, построенный на базе нового ЦАПа (версия S), а также стример с поддержкой LAN и Wi-Fi (версия DS).
К усилителю выпущен новый пульт дистанционного управления, снабженный экраном и позволяющий управлять воспроизведением музыки с сервера, различных устройств или управлять потоками интернет-радио. Пульт получился очень простой и исключительно удобный — это мне довелось проверить на практике.
Медиасервер, который должен пойти в серию чуть позже, умеет все, что можно ожидать от подобного устройства, — воспроизведение аудио и HD-видео, возможность делать рипы дисков с аудиофильским качеством, используя систему коррекции ошибок, удобный интерфейс для организации коллекции, возможность реализации мульти-рума, построенная на ip-протоколе, возможность управления с планшетных устройств, встроенный предусилитель и аналоговые выходы, в том числе 7.1, коммутация по USB, HDMI, поддержка LAN и Wi-Fi. Список функций и возможностей очень обширный, и все это дополнится соответствующим качеством, свойственным технике класса Hi-End.
Еще одна новость касается дизайна аппаратов, который оставался неизменным много лет, — разработчики решили немного изменить лицевые панели, которые теперь станут уже. Но тем, у кого в системе есть техника Electrocompaniet, беспокоиться не стоит — замена будет происходить постепенно, к тому, же можно всегда заказать любой аппарат и в прежнем дизайне. Также появится возможность заказывать сменные комплекты передней отделки — панель, кнопки и винты не в традиционной черно-золотой гамме, а в черно-серебристом варианте.
Отдельное аудиофильское удовольствие я получил от прослушивания акустики Nordic Tone — единственной модели в каталоге производителя. Проект Nordic Tone разрабатывался много лет, количество проб и экспериментов, которые были проведены в процессе, впечатляет. Но только относительно недавно разработчики решили, что конструкция приобрела полностью законченный вид.
Небольшая внешне акустика имеет внушительный вес за счет того, что изготовлены из литого алюминия. Внутренняя конструкция сложна, и на изготовление каждой пары уходит немало времени — это и отливка алюминиевых деталей, и полировка и сборка частей, и склейка (да, именно склейка) деталей корпуса, и установка распорок, растяжек и сложной системы внутреннего демпфирования.
В трехполосной конструкции использованы норвежские динамики Seas и датские ScanSpeak. Акустика, которую мы слушали в связке с моноблоками Nemo, верхними предусилителем и проигрывателем и кабельной обвязкой Black Magic, создает точный, аккуратный аналитичный звук при высочайшем внимании к деталям и отличной динамике. Помимо этого, акустика дает замечательное пространственное отображение звука и прекрасную проработку планов и образов.
В целом работа компании и техника оставляют очень хорошие эмоции и впечатления. Никакого намека на тот упадок, на который жалуются нередко производители Hi-End. У предприятия отличная производственная база, команда увлеченных специалистов и внимательное отношение к деталям на всех этапах, а также бережное отношение к традициям собственного звучания и поиск новых решений. Все это, достойное внимания и уважения, на выходе и дает слушателям хорошую технику и хороший звук.