давненько не подымали тему.
в своих психоакустических экспериментах выяснил что восприятие НЧ звуковых волн человеком. происходит в несколько этапов.
но прежде о их распространении в комнате.
НЧ звуковая волна - имеет способность сжимать воздух только до определённой упругости за единицу времени. создавая определённую динамическую плотность воздуха в НЧ спектра ДД.
надеюсь никто ведь не забыл что музыка - это играющий воздух в комнате
.
Так вот эта плотность а НЧ спектре в комнате не равномерно распределяется. И главный этому фактор скоростные характеристики уплотнения - по сути прямой компрессии воздуха на своём пути.
В результате переотражений и поглошений бас создаёт зоны повышенного давления (резонирующие зоны) по народному стояки.
Где на определённой частоте идет наложение переотраженных давлений.
Основная тому причина это непоспевание хода диффузора за музыкальным сигналом. Попросту недостаточный контроль хода. - это не дефект динамиков или даже НЧ секций или сабов. а попросту конструктивные технические ограничения. как механические так и электрические (динамиков) . Это главный недостаток крупных длинноходов. Хотя признаться в последнее время идет серьёзная успешная борьба на этом фронте с помощью ЭМОС , или похожих брендовых технологических решений.
так вот в ходе эксперементов я выдвинул предположение что настоящее качество НЧ так как его воспринимает человек имеет огромный кажется безграничный потенциал запаса улучшения. Намного (нет гораздо) превосходящий потенциал СЧ и ВЧ. Видимо это потому что настоящего качества в подавляешем большинстве средних систем вообще нет на НЧ.
так как оно по настоящему начинается только с феноменального контроля и скорости. (если задуматься даже воображению страшно).
В цифрах это можно кратенько выразить так.
Диаметр НЧ диффузора (бумага) - 60 см. два (стерео).
масса диффузора - 2 гр.
смещение диффузора 0.1 - 0.4 см.
Однородный жесткий подвес.
И все это на площадь около 12 м2. (примерно). На большую все размеры можно пересмотреть в большую сторону
. И это все только начало настоящего качества
. Заметте я ничего не сказал о количестве или громкости. А только Качестве!!!
Все это расчет примерный прямой полезной прощади излучателей (излучения). которые и создают то
полезное музыкальное давление с КПД за 90%. Хотя замечу что все это может быть и с низким КПД и по сути
бесполезно. (с такими физ. характеристиками )
теперь о собственно восприятии.
человек воспринимает НЧ в два этапа это собственно ушами и всем телом.
моё иследование дало результат по ушному восприятию примерно до 30 Гц..
по телу до 12 Гц.. Ниже уже опасная зона, но все же предполагаю что и ниже - вплоть до 3 Гц.
так вот эти восприятие идет одновременно в два этапа. одновременно двумя независимыми огранами чувств "слухом" через уши и "осязанием" через вибрацию органов, мышц, и костей. и доставляется исправно в мозг нервными системами организма.
так вот сам анализ НЧ и его восприятие мозгом взаимодополняемо по всему НЧ ДД.
и тут присутствует сложнейший процесс. По уже упомянутому звуковому давлению в Комнате на разных звуковых НЧ частотах .
Дело в том что граница чувствительности "осязания" гораздо ниже 30Гц которых ещё способно слышать и ухо.
ухо- прямое звуковое давление на барабанную перепонку.
но информация ниже 30 Гц не менее важна для восприятия!! более того по "осязанию" телом чувствительность разных людей разная на разной мощности (громкости) и может быть даже выше 150 Гц. но конечно самый насыщеный диапазон 60 - 110 Гц.
так вот искажения от НЧ систем (например тех же сабов) идут на этих двух этапах восприятия не равномерно. Для слуха и осязания. эти различия для восприятия описать не так то легко понятным языком не послушав и не потестировав самому.. так что это дело отдельной статьи.
Вся эта информация естественно не нова.. Возможно и не стоило все это писать. Но раз уж захотелось выделить время то возможно для когото и окажется полезной.
аудиофилия болезнь которой хочется болеть. это как чесотка, - почесал и ещё хочется