Поговорим о классике.
|
Автор |
Сообщение |
Doom Wizard
Ветеран
Откуда: UA
Сообщений: 28
Репутация: 49
|
RE: Поговорим о классике. / 09-06-2013 17:34
(09-06-2013 15:44)СТЕЛЬМАХ АНДРЕЙ писал(а): Уважаемый Doom Wizard ! Ответьте пожалуйста на один вопрос! 4.33 Кейджа - это по-вашему музыка ? Если да, то где сама музыка ? Складывается впечатление, что вы не знакомы с другими работами Кейджа, кроме упоминаемой уже неоднократно 4'33". В 4'33" музыкой является тот звук, который слышно, когда все мочлат. Представьте, что вы слушаете классическое произведение, в котором существуют паузы между извлекаемыми нотами (частое явление) - вот одна нота уже затихла, но другая еще не начала звучать. Значит ли это, что в тишине этой паузы музыки нет? Тишина как нота, которая имеет единственный параметр - длительность. Ведь мы называем музыкой все произведение в целом, включая тишину, которую оно содержит, не так ли?
Определение музыки, предложенное penderecki, действительно очень узкое. Но что если цель - сам звук и его поведение, а не передача чувств или чего-либо еще кроме самого звука? Кстати, если вам интересно, у Штокхаузена предостаточно того, что вы отметили жирным шрифтом, обратите внимание, к примеру, на одну из его последних работ Licht.
|
|
|
|
ШЕРЕХ
Ветеран
Откуда: Крым - Закарпатье
Сообщений: 1 608
Репутация: 331
|
RE: Поговорим о классике. / 09-06-2013 17:38
(09-06-2013 17:09)petr.solo1223 писал(а): Джаз- это всегда импровизация,а она зависит от настроения музыканта в данный момент. как сказать...
Вот, к примеру, доказательство того, что один из моих любимых альбомов Shankar, Garbarek, Hussain and Gurtu - Song For Everyone импровизацией, как таковой, не является, ибо имеет чёткий предварительный замысел :
другой вопрос, что музыканты здесь такого уровня, что понимают друг друга гораздо легче и глубже, чем обычные смертные.
(09-06-2013 11:01)petr.solo1223 писал(а): Поделюсь своим пониманием и ощущениями. Такая музыка это перформанс. Её задача-некий эмоциональный шок. У кого то получается,но работает один раз. "Нетленок" не бывает. Тоже не могу согласиться - трио Ганелин Чекасин Тарасов (четыре диска фирмы "Мелодия" и неисчислимое количество в Англии и США) произвели некогда настолько глубокое впечатление образностью и, как отметил Уважаемый Doom Wizard "Любой звук может быть интересен сам по себе или в комбинации с другим звуком, подчиняясь какой-либо закономерности или нет" , что слушать их, наверное, буду с удовольствием и в потустороннем мире.
Хотя, что ж это мы ? Тема-то об академической музыке
(09-06-2013 17:34)Doom Wizard писал(а): Складывается впечатление, что вы не знакомы с другими работами Кейджа, кроме упоминаемой уже неоднократно 4'33". В 4'33" музыкой является тот звук, который слышно, когда все мочлат. в абсолютно потрясной книге В.Орлова "Альтист Данилов" есть несколько параноидальный персонаж, который исповедует музыкальный стиль "тишизм"
Причём всё точно так-же, но только книга - конца 70-х.
Так-что Кейдж нисколько не оригинален.
(Отредактировал 09-06-2013 в 18:00 ШЕРЕХ.)
скажи мне - что ты слушаешь, и я скажу тебе - кто ты.
|
|
|
|
petr.solo1223
Специалист
Откуда: Город -герой Харьков
Сообщений: 20 646
Репутация: 909
|
RE: Поговорим о классике. / 09-06-2013 19:04
(09-06-2013 17:38)ШЕРЕХ писал(а): Вот, к примеру, доказательство того, что один из моих любимых альбомов Shankar, Garbarek, Hussain and Gurtu - Song For Everyone импровизацией, как таковой, не является, ибо имеет чёткий предварительный замысел :
другой вопрос, что музыканты здесь такого уровня, что понимают друг друга гораздо легче и глубже, чем обычные смертные.Хотя, что ж это мы ? Тема-то об академической музыке Моя мысль заключалась в следующем. Сравните концертники джазменов. Это очень непохожие исполнения и это замечательно. Нет статичности,всегда что то новенькое. Я видел живое видео с концерта Джинжера Бейкера и посмотрев побежал и заказал диск...... В сравнении,просто "тухляк",знаменитого соло на барабанах с сигаретой во рту на семь минут просто нет. Интересно сравнить и этот альбом с живым исполнением. А тема трансформировалась в "что же является музыкой,а что нет" , я думаю здесь столько же определений сколько индивидуумов.
|
|
|
|
petr.solo1223
Специалист
Откуда: Город -герой Харьков
Сообщений: 20 646
Репутация: 909
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
penderecki
Ветеран
Откуда: Донецк
Сообщений: 367
Репутация: 88
|
RE: Поговорим о классике. / 10-06-2013 10:54
В продолжение разговора о музыке Рахманинова и не только, а так же в благодарность за самоотверженное служению МУЗЫКИ.
Фортепианное трио Оборин – Ойстрах – Кнушевицкий (1941-1962) вошло в мировую историю исполнительского искусства, как один из самый значительных ансамблей подобного рода. Близость творческих индивидуальностей Оборина, Ойстраха и Кнушевицкого в простоте, ясности и гармоничности предопределила высокий исполнительский уровень ансамбля. Не будем забывать, что участники являлись еще и прекрасными, самобытными солистами, и к причинам их выдающихся достижений необходимо добавить редкую способность каждого музыканта, при всем этом, уступать друг другу, подчинять свое «я» требованию музыки. На репетициях и в концертном зале царило взаимное уважение, очень дружеская атмосфера, размолвок между ансамблистами никогда не было.
Несмотря на исключительно тяжелые условия первых лет войны, трио принимало активное участие в концертной жизни страны. Репетиции проходили в неотапливаемой квартире, а во время очередного концерта в Зале им. Чайковского возле музыкантов поставили обогреватель, у которого в паузах они грели пальцы. В репертуар входили едва ли не все сочинения данного жанра. Ансамбль практически сломал старую традицию исполнения только произведений венских классиков, и постоянно обращался в своем творчестве к музыке советских композиторов. Были первыми исполнителями сочинений Шебалина, Бабаджаняна и др., возродили интерес к музыке Римского-Корсакова, Танеева, Рахманинова. Программы артистов не только продуманны, но и чрезвычайно разнообразны.
При прослушивании записей ансамбля, мы являемся свидетелями замечательных концертов трех выдающихся музыкантов, которые, собравшись вместе, способны выдать совершенно потрясающий художественный результат. К наивысшим достижениям трио, без сомнения, относятся великолепные, неподражаемые интерпретации сочинений Шостаковича, Чайковского, Глинки, Дворжака, в которых раскрылись лучшие стороны таланта музыкантов. Рождается ощущение, что это играет один человек, одно понимание и видение музыки, общее устремление к цели. Благородство выразительности и абсолютное совершенство мастерства живут в этих записях.
Более двух десятилетий продолжалось исключительное творчество ансамбля. После смерти Святослава Кнушевицкого трио прекратило свое существование, так как слишком спаян был союз трех музыкантов, и оставшиеся участники не представляли себе кого бы то ни было другого на месте виолончелиста.
|
|
|
|
Андрей Стельмах
Постоялец
Откуда: КИЕВ
Сообщений: 654
Репутация: 255
|
RE: Поговорим о классике. / 11-06-2013 00:05
Мы с ним виделись пару раз на концертах Бродманн пиано груп, а так - не знакомы. Дело в том, что он - "десятилеточный" , а я - "глиеровский" . То-есть учились в разных вузах. Далее, я поступил в киевскую консерваторию, а он - в московскую. Насколько я знаю, у него уже семья в Москве, и он конечно-же считается российским пианистом
Кроме того, Вадим - исполнитель, иногда сочиняющий, а я - композитор, иногда играющий То-есть абсолютно из разных сфер
|
|
|
|
zick
Ветеран
Откуда: Odessa
Сообщений: 4 649
Репутация: 719
|
RE: Поговорим о классике. / 14-06-2013 01:49
(09-06-2013 13:54)penderecki писал(а): (09-06-2013 12:47)Doom Wizard писал(а): penderecki, Отсутствие ритма вы ставите в укор музыкальному произведению, для меня же это просто музыка без определенного ритма. Мне крайне интересны произведения, в структуру которых заложена случайность. Также мне интересны произведения, написанные на основе случайностей. Читайте выше:
Цитата:Какие актуальные вопросы современности нашли отображение в этих композициях? Цитата:все эти происки, дейтвительно ли являются подлинным творческим экспериментом, а не оригинальничьем малоодаренных музыкантов, желанием ошарашить публику и привлечь внимание к своей персоне? Могу ответить - никакие, это не МУЗЫКА, а звуки, о чем вы сами и пишите. Это не музыкальное творчество, а звуковые эксперименты. И к понятию музыка не имеют никакого отношения. Странно читать о звуках ,которые не стали музыкой ,от человека с таким ником .
Может ,по незнанию , но считал Пендерецкого авангардистом. Сонористика ,атональные вещи -это не его арсенал?
(Отредактировал 14-06-2013 в 01:50 zick.)
Не вижу смысла.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
penderecki
Ветеран
Откуда: Донецк
Сообщений: 367
Репутация: 88
|
RE: Поговорим о классике. / 15-06-2013 16:03
В музыкальном языке есть особое, замечательное свойство – настоящий талантливый мастер умеет с первых тактов мелодии, с «первых слов» музыкального произведения дать ту часть общего контура, которая как бы взывает к целому, или такую сжатую тему, которую только предстоит воссоздать перед слушателем исполнителю. Это умение целостного впечатления, наверное, и есть основной и важнейший признак великого музыканта. Вот почему, когда речь заходит о каком-либо важном, исторически значимом композиторе или музыкальном произведении, я сразу вспоминаю камерные сочинения Шостаковича. Помимо замечательной серии струнных квартетов, о которых уже писал (наверное, все же, недостаточно) в исполнении квартета им. Бетховена, есть еще, по крайней мере, два удивительных, неповторимых сочинения – Фортепианный квинтет и Второе фортепианное трио.
Удивительные по силе воздействия на слушателя музыкальные произведения написаны максимально простым и выразительным языком. В трио исполнителям и слушателю «прийдется пройти» через неторопливую нить раздумий, сдержанно-скорбные диалоги струнных и трагизм изломанных акцентов, создающих картину страшной фантасмагории. Смерть самого близкого друга (И. Соллертинского) послужило поводом к написанию трио. Этим сочинением Шостакович продолжил сложившуюся традицию. Чайковский посвятил свое Трио памяти Н.Рубинштейна, затем Рахманинов, памяти Чайковского. И, вот, теперь Шостакович. Образы разрушения зла и насилия всегда особенно удавались Шостаковичу; их композитор предпочитал радостной безмятежности, покою или светлой лирике. Но никогда прежде не отдавался Шостакович стихии зла столь полно, как в партитуре трио (и еще, Четырнадцатой симфонии). Это самое страшное, мрачное сочинение Шостаковича, Единственное, где нет ни примирения, ни просветления.
Мне не удалось найти ни одной внятной, запоминающейся, интересной и полностью раскрывающей смысл этого произведения, трактовки в исполнении зарубежных музыкантов (может плохо искал?). Вот список наиболее удачных, на мой взгляд, записей:
Д. Шостакович, Д. Ойстрах, М. Садло (1947),
Л. Оборин, Д. Ойстрах, С. Кнушевицкий (1960),
П. Серебряков, М. Вайман, М. Ростропович (1963),
С. Рихтер, О. Каган, Н. Гутман (1984)
Был крайне удивлен невнятной записью Е. Леонская, М. Копельман, В. Берлинский (1995). Сразу же удивляют чрезмерно акцентированные, сверхмедленные, маловыразительные темпы, из-за которых весь музыкальный материал трио превращается в какую-то «тягучую субстанцию», в которой слушатель просто тонет, теряя путеводную нить сути, смысла произведения. Более чем странное исполнение. При том, что запись Квинтета, с этого же диска, превосходна.
Классически ясный и уравновешенный квинтет вызывает, как совершенно обоснованно подмечено, образы музыки Баха. Музыка сочинения дает остро пережить ценность жизни, обогащает, учит новому. Она организовывает чувства и мысли слушателя. Это сочинение одна из жемчужин камерной музыки 20 в. записано в исполнении первоклассных музыкантов:
Д. Шостакович и квартет им. Бетховена (1940),
V. Rivkin and Stuyvesant Quartet (1941),
С. Рихтер и квартет им. Бородина (1983)
|
|
|
|
медуза
Ветеран
Откуда: Херсон
Сообщений: 59
Репутация: 98
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
penderecki
Ветеран
Откуда: Донецк
Сообщений: 367
Репутация: 88
|
RE: Поговорим о классике. / 19-06-2013 14:03
Каждый человек на протяжении жизни по разному воспринимает любое произведение искусства, мало того, это отношение очень часто меняется, так как оно (искусство) апеллирует к чувствам, интеллекту и не может быть воспринято однозначно.
Именно по этому, так неоднозначно в музыке отношение к заимствованию (прямому или косвенному) цитат из музыкальных произведений различных композиторов.
Большинство композиторов использовали в своем творчестве подобный метод. Из первых, кто приходит на ум: в Сонате Чайковского прямые цитаты из Сонаты Шумана, Восьмая симфония Бетховена – в финале цитата из «Маленькой ночной серенады» Моцарта, Брамс – Вариации на тему Гайдна, Регер – Вариации на тему Бетховена и т. д., все не перечесть.
Андрей упомянул Шостаковича и его знаменитую монограмму. В Первом скрипичном концерте в финале после «еврейской» темы у солирующей скрипки звучит ярковыраженный мотив из четырех нот, который по интонации воспроизводит монограмму композитора DSCH (инициалы на немецком языке D. SCHostakovitsch, то есть - ре, ми бемоль, до, си). Это, своего рода, печать, тайный знак, встречается далее в других, самых близких сочинениях, например в Десятой симфонии и Восьмом квартете данный шифр занимает центральное место в музыкальной драматургии всего произведения. Эта тема-автограф принимает различные формы, изменяя характер музыки, пронизывая всю ткань сочинения, но остается узнаваемой.
В его же Пятнадцатой симфонии в партитуру мастерски вплетены прямые цитаты из Шестой симфонии Бетховена, «Кольца» Вагнера, увертюры Россини «Вильгельм Телль».
Пожалуй, в финале Виолончельного концерта, Шостакович превзошел сам себя, используя своеобразно замаскированную цитату из грузинской «Сулико»! Даже Ростропович, играя партию виолончели не смог сам это заметить, только после указаний Шостаковича.
У композиторов, близким нам по времени, цитирование и заимствование становится едва ли не основным приемом сочинительства, иногда довольно навязчивым. Айвз цитирует слишком много Бетховена, Баха и Брамса, Шнитке – Моцарта, Гайдна особенно в Concerto Grosso и в других сочинениях, Денисов использует монограмму DSCH, и др. Далеко не все из этих попыток привели к действительно интересному, значимому художественному результату. Словно показывая, что наличие даже знаменитой цитаты, вплетенной в музыку, еще абсолютно не означает качества, действенности полученного результата. В большинстве своем оставаясь своеобразной пустой карикатурой и пустышкой.
|
|
|
|
Пользователи просматривают эту тему: 3 Гость(ей)
|
|