Предыдущий ШП с рупором обратного нагружения, до поры – до времени, меня устраивал почти во всем. Но у него было два очевидных недостатка – небольшая жанровость (все таки низ был немного подрезан) и гигантские габариты. Затеяв ремонт, пришлось заодно и сделать новую акустику. В основу проектирования (совместно с моим коллегой и товарищем) было положено несколько постулатов – получить приличный низ, минимизировать площадь занимаемую акустикой, максимально использовать высоту помещения.
Получить низ ударом в лоб и в приемлемых габаритах - не представляется возможным, это сразу определило две полосы. Также сразу было принято двухполосное усиление, что снимало головную боль по согласованию чувствительности звеньев и конструкции силовых фильтров. Чтобы драйвер рупора оказался на желаемой высоте (при установке на НЧ звено), пришлось делать «двухгорлый» рупор, что весьма чувствительно усложнило конструкцию. В качестве НЧ звена, после длительных раздумий и экспериментов, был выбран классический вариант – фазоинвертор.
Получилось вот что:
ШП часть – обратный слегка укороченный рупор с критической частотой 100Гц, частота резонанса динамика в рупоре – 30Гц, суммарная площадь устья – 0.3м2. Драйвер – Visaton B-200. Габариты – 370х435х1330мм, вес около 60кГ. Материал корпуса - ДСП толщиной 32мм. Предрупорная камера и часть рупора представляют собой отливку из двух частей с последующей склейкой, что позволило получить идентичные детали сложной пространственной формы для обеих колонок (но изготовление модели, задача не тривиальная).
НЧ часть – фазоинвертор с растянутым басом, частота по уровню -3dB – 45Гц, по уровню -6dB – 35Гц, драйвер – SEAS H1288. Габариты – 370х435х1330мм, вес около 30кГ. Внутри ящика есть одна мощная распорка, а на стенки напылен вибропоглащающий материал. Конечно, основную головную боль при настройке вызвало именно НЧ звено. Реальные параметры динамиков добряче отличались от паспортных и тренировка в 200 часов шумоподобным сигналом приличной мощности, ни чего особенно не дала. Так что пришлось что-то менять прямо на ходу, но путем длительных манипуляций с добротностью динамика и портов, частотой настройки фазоинвертора – удалось получить весьма приличный быстрый и собранный бас без «бубнения» и призвуков.
Соответственно, полная высота акустики – почти два метра, а вес – около 90 килограмм.
Отделка для обеих частей одинаковая, лицевая часть – шпон (из имеющихся под рукой остатков) под лаком, боковые поверхности – листовая пробка натурального цвета. Отделка делалась без особого фанатизма, так, чтобы не особенно раздражало глаз. Конечно, уже посмотрев на готовую конструкцию, стало понятно, что надо было бы сделать и в плане дизайна, и в плане технологии. Хотя, основной упор был сознательно сделан именно на звук (простая отделка, простые формы), все остальное было вторично.
Пассивные RC фильтры первого порядка включаются прямо на входе усилителей, частота раздела (-3dB) – 180Гц. Рупор возбуждает гибридный усилитель с выходной мощностью 10 ватт, НЧ звено – твердотельный 40-ка ваттный усилитель (пока).
По поводу звука, ну, что сказать, мнение сторонних «золотых» ушей - весьма достойно и универсально. Я, в целом, доволен, но уже бродят в голове всякие мысли по улучшению результатов.
Звук видимо интересный, и весьма хорош. Но вот внешний эстетический вид мне не нравится. (не отделка материалов, и т.п а именно вид). Я бы нацепил накладку из акустически-прозрачной черной ткани.
Ну, что поделаешь, форма определяется рупором, зачастую, вид и звук сильно противоречат друг-другу . Была мысль сделать сплошной гриль, кохана отговорила. Их надо видеть живьем.
(06-11-2014 23:33)groove писал(а): Евгений, нч секция, почему не зя?
Потому что с этими драйверами и в этом ящике (или ящике приемлемых габаритов), -3dB получится на 65-70 герцах. Ну, и заткнув порты, брюки могут быстро превратиться в шорты, при необходимости.
(07-11-2014 01:19)onv писал(а): Раз уж высота ШП все равно 1330, не думали за ним расположить лабиринт ? Вверх + вниз = 2,6м, то, что доктор прописал, в принципе
Как бы этот вариант и не рассматривался по нескольким причинам – больше габариты, сложность настройки, ну, и принципиальное наличие пульсаций АЧХ выше резонансной частоты трубы. Да и опыта изготовления такого фазоинвертора просто нет.
"Также сразу было принято двухполосное усиление, что снимало головную боль по согласованию чувствительности звеньев и конструкции силовых фильтров. Чтобы драйвер рупора оказался на желаемой высоте (при установке на НЧ звено), пришлось делать «двухгорлый» рупор, что весьма чувствительно усложнило конструкцию."
Посчастливилось услышать эту акустику! Женя неприлично скромно описал звучание, а оно на высоте. Прекрасное разрешение, отсутствие окраски, масштабная сцена и открытость звучания. При этом не ускользают и мелкие детали. Поражает полная развязка акустики от помещения, хотя располагается она в углах. Но это уже математика, наверное. Все это без понтов, без эзотерических аудио аксессуаров и дорогих кабелей. Очень жду послушать с низкочастотной секцией! Приду со своим аудио материалом.
Там, как бы не было особых проблем. Предварительный усилитель имеет достаточно мощный, низкоомный выход и работает прямо на фильтры. Ну, а выходы фильтров подключены уже к усилителям. Тут, конечно, есть небольшое неудобство, параметры фильтров рассчитаны под конкретные устройства. Если использовать другие усилители, частота может немного поплыть. Физически фильтры находятся в собственном корпусе, и хорошо экранированы.
Добавилась низкочастотная секция. Трио Билла Эванса просто завораживает. Бас как таковой не воспринимается отдельно, не привлекает к себе внимания. Но он есть. Это говорит о хорошем вкусе и утонченном звуковом восприятии мастера. Легкость и открытость в звучании, о которых я упоминал в предыдущем своем посте, не пострадали
Акустика оказалось достаточно хороша для того, что, несмотря на довольно высокую стоимость и отсутствие моего горячего желания, нас с коллегой подвигли ее все-таки повторить.
Так как теперь она предназначалась для работы в достаточно большом помещении (около 50м2) и в полноценной многополосной системе, то в конструкцию были сразу внесены небольшие изменения:
НЧ звено немного подросло (на 20 литров), что позволило немного сдвинуть вниз рабочий диапазон, в ВЧ звене был использован ленточный драйвер. Рупорная часть осталась без изменений.
Теперь акустика выглядит так.
С уважением.
P.S. К сожалению, фотография не очень качественная – делалась телефоном, и сильно мешала боковая засветка от эркера. Сделать панорамную фотографию, вообще не получилось.
Жалко, нет возможности услышать Там три усилителя, по одному на каждую полосу Жениного изготовления. Одного из этих монстров я застал на профилактике - большего усилителя живьем я еще не видел. На средние, кажется, идут моноблоки.