(09-03-2016 16:09)Аска писал(а): ...- копать не перекопать...
А вот с такой версией событий не сталкивались? (См. фото)
И хотя само произведение интереснее, чем текст, все же почитайте... В чем-то похоже по структуре на "страсти по Веберу/Райсу"?
"Музыка
Страсти по Матфею — крупнейшее и самое значительное из дошедщих до нас творений великого Баха. Оно состоит из 78 номеров, хоровых, сольных и речитативных, объединенных в две части, составляющие семь разделов. 1-я часть — сговор первосвященников и сцены в Вифании (№2—12), Тайная Вечеря (№13—23), скорбь и смертная тоска Иисуса в Гефсимании (№24—31), пленение Иисуса (№32—35). 2-я часть — допрос Иисуса, отречение Петра, самоубийство Иуды (№37—53), осуждение, шествие на Голгофу, смерть (№54—72), отпевание (№74—7. Все произведение длится более четырех часов — 1-я часть должна была звучать на заутрене, 2-я во время обедни. Колоссален для того времени и состав исполнителей. Он включает в себя два хора со своими протагонистами (солистами) и оркестрами, возможно, — даже двумя органистами, исполнителями continuo. По словам Швейцера, «Красота и совершенство выразительности речитативов в партиях Евангелиста и Христа находятся за гранью того, что поддается анализу... Слова Иисуса передаются... речитативом в форме ариозо с сопровождением струнного квартета. Мягкие, светящиеся гармонии скрипок, вступающие при словах Иисуса, окружают его словно нимбом. Декламация Евангелиста в целом лишена украшений, задумана как объективное повествование». Арии часто имеют мотивное родство с предшествующими им речитативами. Хоры эпичны и, в отличие от Страстей по Иоанну, где они являются носителями действия, — часть общего повествования. Хоралы, перемежающие другие номера, вносят особую строгость.
Страсти открываются величественным хоровым порталом «Придите, дочери, помогите мне плакать» (два смешанных хора, затем со строгой хоральной мелодией вступает хор мальчиков). Глубоко выразительная ария альта «Покаяние и раскаяние» (№ 10) проникнута мотивами вздоха (нисходящие секунды). Близка ей по характеру ария сопрано «Истекай кровью, мое сердце» (№12). В №13—23 постепенно нагнетается ощущение надвигающейся беды. Ария сопрано «Я хочу подарить Тебе мое сердце» (№19) носит просветленный характер. Хорал (№21) прозвучит еще четыре раза на протяжении «Страстей», причем в последний раз — в момент смерти Христа (№72). Впервые хорал повторится под №23, заключающим раздел. Поразительна по выразительности и драматизму сцена в Гефсиманском саду. В речитативе Иисуса «Душа моя скорбит смертельно» (№24) и в последующей арии тенора «О боль, дрожит измученное сердце», перемежаемой звуками хорала (№25 и 26), передано томление души, ужас и трепет в предчувствии смертных мук. Ария баса «Желал бы я решиться принять крест и чашу» (№29) проникнута смирением, преклонением перед волей Пославшего Его. Дуэт сопрано и альта «Пленен Иисус мой» (№33) переводит действие в символически-живописный план. В дуэт врываются реплики хора «Оставьте его, не вяжите!». 2-я часть открывается проникновенной арией альта с хором «Ах, уже нет Иисуса моего» (№36). Драматична речитативная сцена отречения Петра (№45 и 46), в центре которой реплики хора. Ария альта «Смилуйся, о Боже» (№47), звучащая после отречения Петра — одна из лучших у Баха. Ее проникновенная мелодия вырастает из заключительной фразы речитатива Евангелиста «И плакал горько». Неистово звучат краткие хоры «Распни Его» (заключение №55 и реплики в №59), между которыми расположена изумительно красивая, словно возносящаяся ввысь ария сопрано «Во имя любви идет на смерть Спаситель мой» (№5. Ария баса «Приди, сладостный крест» (№66) отличается уверенностью, тяжеловесным размеренным шагом. Глубоко выразителен №67 — повествование Евангелиста о распятии, прерываемое злобными репликами хора. Жалобный речитатив альта «Ах, Голгофа» (№69) сменяется светом надежды в последующей его арии «Смотрите, Иисус нам руку протянул» (№70). В №71, рассказ Евангелиста о смерти Христа, врывается полный страдания возглас Распятого «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» и реплика хора, после чего в последний раз звучит хорал (№72), впервые появившийся как №21. Чудесный краткий квартет с хором (№77) — прощание с Христом — отличается элегически-умиротворенным характером. Завершает монументальное полотно гигантский двойной хор (№7, звучащий приглушенной погребальной песнью с рефреном «Покойся с миром».
Л. Михеева".
(09-03-2016 16:26)Upgrader писал(а): А вот с такой версией событий не сталкивались? (См. фото)
И хотя само произведение интереснее, чем текст, все же почитайте... В чем-то похоже по структуре на "страсти по Веберу/Райсу"?
Нет, не сталкивался. "Страсти по Матфею" впервые были мной услышаны благодаря моему другу Саше Ш. Он был большой поклонник классики (окончил музыкальную школу) и после второго стойотряда приобрел вертушку Вега-101. Купил специально, чтобы прослушивать диски с классикой, которые к тому времени он уже скопил в приличном количестве. Так вот была у него в коллекции "коробочная" версия этого произведения.
Саня слушал ее не раз, а т.к. жили мы в одной комнате, то и мне приходилось вольно или не вольно слушать ее"мимоходом". Сразу скажу, целиком "за раз" я ее так и не прослушал, только фрагментами. Ну Бах, ну классика - какие еще могли быть впечатления у тогдашнего студента технического вуза? Другое дело, когда попадалась музыка, с которой знакомство состоялось на "живых" концертах в филармонии. Это прослушивалось с гораздо большим интересом. А "Страсти" в концертной обстановке...не помню ни разу, хотя может и были.
Что касается "страстей Райс/Вебер", то какие же тут "страсти"? Даже если их так рассмотреть, то Вебер тут вообще ни причем, а потому получаются "страсти по Райсу"...)) Говорить об этом серьезно я не могу, т.к. совершенно очевидно, что ни о каком участии в церковной литургии и речи не идет. Это сугубо "мирское" произведение никогда и не претендовавшее на большее, иначе ни один официальный институт церкви его и близко не подпустил бы к мирянам. Другое дело, что периодически поднимается волна "борцов за истинную веру", которые требуют запрета этой оперы по причине ереси и богохульства. Периодически в печати появляется информация об этом - там то и там то было сорвано(отменено) представление оперы. Причем происходит все это, в основном, на территории бывшего СССР. На западе все это уже давно "отшумело".
(09-03-2016 18:15)Аска писал(а): ... какие же тут "страсти"? Даже если их так рассмотреть, то Вебер тут вообще ни причем, а потому получаются "страсти по Райсу"...
Тут я с Вами соглашусь. Эта кинопостановка - легкий мюзикл. Тогда как оригинальная альбомная версия была бунтом. Думаю, создатели не могли не просчитывать, в свете скандала с Битлз, её резонанса и возможных последствий. И вновь стечение обстоятельств выносит нас к тому самому виниловому двойнику. Он выглядит как по-настоящему серьезное "изделие".
Но почему бы не послушать в этой связи сегодня и "Страсти" Баха - от Иоанна, от Матфея? За один раз осилить, а тем более постичь эти произведения совершенно невозможно, но, думаю, некоторое просветление (- я намеренно не говорю "удовольствие") Вы получите.
А ведь есть еще у Баха и замечательные кантаты! А уж если Вы набредете, словно грибник в лесу, на хорошие их переводы...
Ну и конечно же вызывает восхищение Ваш приятель-студент второго курса ВУЗа, купивший и часто слушавший "Страсти по Матфею"!
(09-03-2016 23:30)Upgrader писал(а): Но почему бы не послушать в этой связи сегодня и "Страсти" Баха - от Иоанна, от Матфея? За один раз осилить, а тем более постичь эти произведения совершенно невозможно, но, думаю, некоторое просветление (- я намеренно не говорю "удовольствие") Вы получите.
А ведь есть еще у Баха и замечательные кантаты! А уж если Вы набредете, словно грибник в лесу, на хорошие их переводы...
Ну и конечно же вызывает восхищение Ваш приятель-студент второго курса ВУЗа, купивший и часто слушавший "Страсти по Матфею"!
Он уже давно не студент что же касается прослушивания "Страстей" от Матфея и Иоана, то одних то не осилить, не то что двух
А вот перевод к ИХС требуется действительно корректный, есть "тонкие" места для адекватного восприятия. Тот что показывали - почти подстрочник, но какой то корявый и с "ляпами" (типа "Анна, ты симпатяга").
(10-03-2016 04:04)Аска писал(а): Он уже давно не студент что же касается прослушивания "Страстей" от Матфея и Иоана, то одних то не осилить, не то что двух ...
Есть и еще одни "страсти" - "по Андрею" (А. Тарковский, "Андрей Рублев"). Один из моих любимых фильмов. Другая аллюзия - "Восхождение" Ларисы Шепитько. - "Страсти" и сцена казни. Глубочайшая тема. Все-таки Вера - краеугольный камень национальной самоидентификации. И конечно же талант Вебера в случае с ИХС заслуживает большого уважения: "техническое задание" он выполнил блестяще. Образно говоря, собрал на свою проповедь умопомрачительное количество "прихожан". Жаль только, если многие из них, из тех, что не осудили авторов, восприняли эту историю как документ, "омузыкаленную" хронику тех событий.
С этой точки зрения любопытно взглянуть и на судьбу ИХС в СССР. На Западе для слушателей это концептуальное произведение выросло не на пустом месте. Храмы тут и там, официальная религия. В Советском Союзе для подавляющего большинства молодых людей эти герои, это действо выросли практически на пустом месте, на тщательно культивируемом пустыре. Многие имена вообще прозвучали впервые. Трудно было разобраться не только в музыке, но и в самом сюжете, отфильтровать вымысел, разглядеть корни. Любовь к музыке имела в стране воинствующего атеизма больше шансов на жизнь, чем любовь к Господу.
Ко всему прочему версия, например, Джуисона базируется на госпел-традиции и направляет зрителя-слушателя в сторону world-religion, я бы даже сказал "глобального туризма". Чего стоит один только выход "Марии Магдалины" из автобуса в самом начале постановки 73-го года. Да и вообще вся сцена "театр приехал" выглядит подстеленной авторами постановки соломкой.
...Только что заметил: в числе получивших в 1974-м году "Оскара" "За адаптацию партитуры" для этой версии "ИХС" был и знаменитый классический и джазовый музыкант, дирижер Андре Превен.
Ну, хорошо: Иисус Христос Суперзвезда - выдающееся произведение. Но на одну полочку в своей коллекции мы с ней что поставим? Кроме переизданий и версий...
Нет там ничего выдающегося.Разве что любителям старинного рока,как артефакт, да и то сомневаюсь что на форуме с полсотни найдется прослушавших от начала до конца.Этот вымирающий вид предпочитает запилить очередную пластинку цепелина.
(10-01-2016 19:10)Upgrader писал(а): ...Кстати, есть в Москве крупнейший коллекционер винила, человек в возрасте, мягко говоря, с отменным вкусом и широчайшими знаниями в области классической музыки,который день и ночь цифрует редкий, дорогостоящий винил и выкладывает результат в "облака" для общего пользования...
(10-03-2016 10:22)pleven писал(а): Нет там ничего выдающегося.Разве что любителям старинного рока,как артефакт, да и то сомневаюсь что на форуме с полсотни найдется прослушавших от начала до конца.Этот вымирающий вид предпочитает запилить очередную пластинку цепелина.
Не думаю, что Вы тут полностью правы. Но если и неправы, то тоже не полностью. В свое время я видел, как избавлялись любители стиля "фьюжн", например, от совместной пластинки Сантаны и Маклафлина. И покачивали седыми головами: и зачем брали? (Я говорю о реально состоявшейся беседе трех меломанов "со стажем", обсуждающих в магазине этот альбом в состоянии "минт". Бери-не хочу!) Купленные больше из-за имен на обложке, такие записи очень скоро утомили. Наверное поэтому подобные пластинки стоят сегодня совсем недорого.
Но не постесняюсь еще раз высказать свое мнение: музыкальный материал, его "стыковка" с либретто выдающаяся. И до сих пор не устаревшая ни в идейном плане, ни в мелодическом.
"Для настоящего [мужчины] есть только одна музыка-барабан" (с) А.Суворов - Думаю, под этим высказыванием подписался бы и Арт Блейки!
(10-03-2016 09:12)Upgrader писал(а): Ну, хорошо: Иисус Христос Суперзвезда - выдающееся произведение. Но на одну полочку в своей коллекции мы с ней что поставим? Кроме переизданий и версий...
Может г-н pleven что то предложит из своей коллекции? А то пока только позиция "а я против всех и ничего мне не докажете".
Upgrader, выдающихся произведений не мало если и ставить что то рядом на полочку, то либо что то "родственное", либо в этом же жанре и направлении. Те же поклонники сэра Эндрю выставили бы "Эвиту" или "Призрак оперы", а фаны Deep Purple MarkII - все альбомы этого состава.
А вы не слышали "Парфюмер" Игоря Демарина? Очень интересно ваше мнение, правда вы не большой поклонник рока
(10-03-2016 09:12)Upgrader писал(а): Ну, хорошо: Иисус Христос Суперзвезда - выдающееся произведение. Но на одну полочку в своей коллекции мы с ней что поставим? Кроме переизданий и версий...
На моей полочке, ясное дело в алфавитном порядке, живут, например, такие произведения
(08-03-2016 17:15)pleven писал(а): Многоуважаемый АСКА вот исполнител наверху запостил.Как ВАШЕ мнение стоит оно пространных рассуждений?
Меня клип вставил неслабо.
Уважаемый pleven. Ни группа Н.О.М., ни АукцЫон ни другие ленинградские представители эпатажного, или ироничного рока мне особо не интересны, как и треш-культура в целом. Потому и московская группа Звуки Му мне тоже не интересна, хотя, безусловно, лидер ее Петр Мамонов личность яркая, запоминающаяся и достаточно известная (в первую очередь по фильму "Игла", а затем уж"Остров" и "Царь" ). Я имел возможность посетить концерты этих групп в эпоху"перестройки", но фанатом их не стал, мне куда ближе "Мифы", "Кочевники"(Савояры), "Зоопарк", "Пикник". Дмитрий Тихонов (Александр Ливер), несомненно, талантливый человек, не даром же, в конце концов, он вокалист женевской Град Опера, но в моем отношении к его карьере это мало что меняет. Наверняка у него и его группы есть поклонники, но я не вхожу в их ряды. Тем не менее, сравнивать Ливера и Мамонова - некорректно. Мамонов органичен и "на голову" превосходит по пластичности Ливера, гротеск которого явно напускной.
(10-03-2016 16:39)JohnZepp писал(а): На моей полочке, ясное дело в алфавитном порядке, живут, например, такие произведения
Вау! Знаток Рика Уейкмана К сожалению знакомство с ним закончил на 1984, но помню прекрасные альбомы No Earthly Connection, на обложку которого надо было смотреть используя специальный "зеркальный" цилиндр (кусок фольги прикладывался к альбому)
The Myths and Legends of King Arthur and the Knights of the Round Table
а любопытсво к Рику появилось после Journey to the Centre of the Earth.
В общем все правильно. В то время это стояло на одной полке под общей вывеской "рок-музыка больших форм". Туда же относились и Pink Floyd, ELP, Yes, Manfred Mann и даже ранний Urian Heep, т.е. практически все, что имело активное использование электрооргана и синтезаторов.
В мае 2014 получили с женой колоссальное удовольствие послушав "Journey to the Centre of the Earth" в живую.
Кстати, тот вариант, который был издан на виниле в 1974 году, и последующие переиздания (в т.ч. и cd) до 2012 года издавались в урезанном варианте. Т.с. адаптированным по экономическим соображениям под 1LP. Потом оригинальные партитуры были утеряны и только в 2011 году чудесным образом вновь обретены (так бы это звучало в терминах ИХСС), о чем Уейкман с присущим ему юмором рассказывал перед концертом.
Как бы там ни было, но только в 2012 полный вариант был заново записан и издан. Вначале только в виде CD (специальное издание журнала "Classic Rock"), а в 2014 на виниле и CD вместе с т.н. продолжением 1999 года "Return to the Centre of the Earth" (на виниле впервые).
Рекомендую.
В моей коллекции нет ни одного диска Рика Уэйкмана. Потому что мне кажется, что "сильнейшие клавишники" - это Билл Эванс, Оскар Питерсон, Глен Гульд, Эмиль Гилельс, Кейт Джарретт, Кенни Баррон и т.д.
Но когда я спрашивал: а что же поставим рядом, я имел в виду: куда пойдем? - Поставим как бы в продолжение темы мюзиклы Вебера?.. Но ни один из них не сравнится с ИХС. Тогда зачем нам "слабые звенья" в цепи?
Поставим альбомы исполнителей ролей рок-оперы ИХС? - Возможно.
Поставим что-то подобное? - Но что? Есть ли оно, подобное?
Или все-таки сделаем заход на всевозможные "страсти" и иные способы рассказать об истории восхождения, страданий и воскресения Христа?
(Сегодня "пополнил" коллекцию пластинками Зыкиной, Миансаровой и молодого Кобзона. А еще - "Форума" и Магомаева, поющего оперные арии. - Что за метания? - Спросите вы. - Коллекционер винила всегда помнит о том, что Его Величество Случай может больше уже никогда не повториться. А эти песни я помню и люблю).
Да! Кстати! Купил сегодня "минтовый" оригинал JCS. Мэйд ин ЮэСЭй.
(10-03-2016 23:33)Upgrader писал(а): В моей коллекции нет ни одного диска Рика Уэйкмана. Потому что мне кажется, что "сильнейшие клавишники" - это Билл Эванс, Оскар Питерсон, Глен Гульд, Эмиль Гилельс, Кейт Джарретт, Кенни Баррон и т.д.
Но когда я спрашивал: а что же поставим рядом, я имел в виду: куда пойдем? - Поставим как бы в продолжение темы мюзиклы Вебера?.. Но ни один из них не сравнится с ИХС. Тогда зачем нам "слабые звенья" в цепи?
Поставим альбомы исполнителей ролей рок-оперы ИХС? - Возможно.
Поставим что-то подобное? - Но что? Есть ли оно, подобное?
...
Да! Кстати! Купил сегодня "минтовый" оригинал JCS. Мэйд ин ЮэСЭй.
Сдается мне, что Юрий имел ввиду совсем других "клавишников", типа Лорда или Кена Хенслей, но никак не "классиков" и "джазменов". Все таки клавишники рок-музыки блещут в первую очередь не индивидуальной виртуозной техникой (хотя и это приветствуется) а умением играть в "команде" и для команды. Создавать вместе с командой что то "свое", а не блистать индивидуальным мастерством исполняя чужие произведения. У того же Рик Уэйкмана есть практически фортепьянный альбом The Six Wives of Henry VIII - многие критики его считают классикой прогрессивного рока, а самого Рика образцом "клавишника" рок-музыканта. Весьма достойный альбом! Причем альбом инструментальный! И музыкант он виртуозный! Хотя бы послушайте, рекомендую! Он даже на яндексе есть https://music.yandex.ru/album/2522971
Насчет мюзиклов Вебера - Эвита, хоть и не столь "хитовая", как ИХС тем не менее одно из лучших произведений дуэта Вебер-Райс. И либретто там намного качественнее, чем в ИХС.
А смешивать ИХС с огромным материалом посвященного теме христианства я бы не стал. Это только поверхностное сходство. Практически во всех "страстях" упор идет на укрепление веры в единосущного Бога-Сына Иисуса Христа и прославление его деяний, а не внимательное рассмотрение последних дней его жизни с позиций сегодняшних реалий.
(10-03-2016 19:45)JohnZepp писал(а): В мае 2014 получили с женой колоссальное удовольствие послушав "Journey to the Centre of the Earth" в живую.
JohnZepp искренне Вам завидую! Послушать такое произведение, да еще на знаменитой Кардифф Моторпойнт Арене! Повезло сам бы с удовольствием бы сходил, тем более слышал, что несмотря на объем шоу время пролетело мгновенно. У меня был записан на катушку альбом 1974 года.
(10-03-2016 19:58)element писал(а): Интересна тема с Риком Уэкманом-сильнейший клавишник,хотя я уже давно не жалую подобную музыку.Разве что одна "Листомания" и осталась в фаворитах.
Юрий это просто что то! У нас какое то фатальное расхождение во вкусах. "Листоманию" считаю слабейшим альбомом Рика. Даже не знаю что можно выделить в этом саудтреке к одноименному фильму. Когда достал этот диск, то не знал что с ним делать. Плюс оформление у него было весьма сомнительного содержания. Записал потом в конце концов в надежде таки посмотреть фильм, но так и не посмотрел.
Вот из-за "сомнительного содержания",эта пластинка и "фаворитах" от Уэйкмана(не помните,какя была рекламная кампания по раскрутке это релиза?).В коллекции нет ни одного альбома этого отличного клавишника(кстати,ни один из перечисленных Апгрейдером клавишник не освоил в совершенстве синтезаторы.В этом у них и разница с Уэкмэном.Да и нужно ли это всё им....)
(11-03-2016 08:29)element писал(а): ...ни один из перечисленных Апгрейдером клавишник не освоил в совершенстве синтезаторы.В этом у них и разница с Уэкмэном. Да и нужно ли это всё им....)
Не в плане спора, а токмо общей теории для...
Что такое "в совершенстве"? Что это такое "совершенство игры на синтезаторах"? Что вообще такое "совершенство" в музыке? - Вот пианист Даниил Крамер с его "скорострельностью" - "совершенный" пианист? Да, он извлекает больше звуков в единицу времени, чем Джарретт, например. И что с того? Или известный "балалаечник" Ингви Мальмстин. Или Виктор Зинчук. А то еще кто-то умудряется играть на гитаре, висящей за спиной! Разве, например, Ли Хукер выдержит с ими конкуренцию?!
В то же время из упомянутых у Билла Эванса есть несколько альбомов, где он использует "синтетические" клавишные. Кстати, вместе с обычными "клавишами". Шокирует ли он там своей техникой слушателей? - Нет, не шокирует. Думаю, он такой задачи перед собой вообще не ставил. Поэкспериментировал и вернулся к привычному для себя роялю.
Вот что такое "совершенство" игры на джазовом фортепиано можно проиллюстрировать на примере Кенни Баррона. Возможно, он не столь известен, как Хэрби Хэнкок (вот еще один повелитель клавиш всех видов!), но его игра устраивала и "головокружительного" Гиллеспи и виртуоза вибрафона Хатчерсона.
Вообще слово "совершенство" в музыке ни о чем не говорит. Можно "в совершенстве овладеть" инструментом, но музыка при этом останется где-то в стороне. Возможно, это и прописные истины, но раз уж заговорили...
(11-03-2016 06:44)Аска писал(а): ...смешивать ИХС с огромным материалом посвященного теме христианства я бы не стал. Это только поверхностное сходство...
Совершенно согласен. И как я понял, это произведение Вебера/Райса ни для кого отправной точкой для погружения в толщу остальной духовной музыки не стало.
Совершенство-это владение инструментом,умение знать значение каждого"рычажка" на синтезаторах,и владение несколькими доступными тебе синтезаторами одновременно,без ошибок.Всё-таки 50 лет в синтезаторной теме.....это что-то значит.(обо мне.....не люблю синтезаторы и музыку,основанную на их звучании и электоронную музыку в целом).Для меня,в 80-е годы,когда рок-коллективы начали усиленно осваивать синтезаторную технику исполнения,музыка кончилась
Второе....Я же не говорю о пианистах и не сравниваю классических и джазовых пианистов с рок исполнителями,которые наряду с классическими клавишными инструментами применяют синтезаторы.
Самый лучший синтезатор для меня- его отсутствие.