При проектировании устройства была предпринята попытка отойти от стереотипов, и совместить возможности твердотельных и вакуумных приборов – низкий уровень шумов, большая перегрузочная способность, короткий звуковой тракт, отсутствие общих и частотнозависимых ОС.
Корректор имеет только один каскад, обеспечивающий полное усиление по напряжению, пассивную корректирующую цепь и мощный выходной катодный повторитель.
Упрощенная схема корректора показана на рисунке.
Первый каскад собран по каскодной схеме, имеет большой ток покоя и, фактически представляет собой почти идеальный в широкой полосе частот источник тока управляемый напряжением. Каскад нагружен на частотокорректирующую цепочку. На входе каскада используются малошумящие подобранные JFET транзисторы 2SK170 (Toshiba), а вторым усилительным элементом – пентод 6BR7 (Brimar). И транзистор и лампа были специально спроектированы для использования в аудиоустройствах. Особенно интересна лампа, специально предназначенная для использования во входных каскадах микрофонных усилителей, и кроме хороших звуковых свойств и малого уровня собственных шумов имеет уникально малый микрофонный эффект.
Выходной повторитель (6Ж52П) работает с большим током покоя (порядка 45mA), что обеспечивает низкое выходное сопротивление и безболезненную работу на значительную емкость межблочного кабеля. Корректор имеет весьма малый уровень гармоник (только вторая), и характер вносимых искажений характерный именно для ламповых устройств.
Подсистема питания реализована как двухступенчатый стабилизатор и, обеспечивает эффективное подавление сетевых помех и нормальную работу корректора в широком диапазоне изменения сетевого напряжения. Выпрямитель на кенотроне совместно с вторичными стабилизаторами интегрированными на платы, обеспечивает очень маленький уровень собственных шумов источника. Благодаря тому, что каждый канал имеет независимые LC фильтры, и вторичные стабилизаторы, обеспечивается практически полная развязка каналов друг от друга.
За счет рационального монтажа и тщательного экранирования силового трансформатора удалось реализовать корректор в виде одного блока. В корректоре использованы, где необходимо, компоненты соответствующего качества.
У меня, и тех, кто его слушал – особых претензий к звуку нет. Ровный, сбалансированный, без каких либо намеков на явную окраску. Что бы в полной мере оценить качество корректора, нужна и система соответствующего уровня. Если у вас полочная акустика с частотой среза 70Hz, то чуда не будет.
Сегодня слушал этот корректор на классной акустике, звучание очень впечатлило: чистый, приятный звук, подумываю над приобретением как о начале пути к серьёзному саунду (загорелся прям).
"Порицания достойны родители, не желающие воспитывать своих детей в строгих правилах. Прежде всего они строят свои надежды, как и все прочее, на честолюбии. Затем, торопясь скорее достичь желаемого, гонят недоучек на форум, и красноречие, которое, по их собственному признанию, стоит выше всего на свете, отдается в руки молокососов." Петроний
(28-06-2012 23:57)Гаруспик писал(а): А насколько точно корректор соответствует кривой riaa?
настолько насколько точно подобранны элементы в цепи коррекции..
"Порицания достойны родители, не желающие воспитывать своих детей в строгих правилах. Прежде всего они строят свои надежды, как и все прочее, на честолюбии. Затем, торопясь скорее достичь желаемого, гонят недоучек на форум, и красноречие, которое, по их собственному признанию, стоит выше всего на свете, отдается в руки молокососов." Петроний
Резистор – С2-36 группы А, большая емкость по номиналу – К71-7, меньшая – К71-7 или К31-11. Точность – 0.5%.
В принципе, емкости находятся под большим поляризующим напряжением, а последовательно с большей емкостью включен еще и большой резистор. Так что требования к ним – семь-восемь, можно использовать что-то и попроще.
Погрешность аппроксимации кривой RIAA, в звуковом диапазоне ~0.15dB, во всем диапазоне ~0.2dB
(29-06-2012 00:32)Eugene. писал(а): В принципе, емкости находятся под большим поляризующим напряжением
и конденсатор на выходе?
"Порицания достойны родители, не желающие воспитывать своих детей в строгих правилах. Прежде всего они строят свои надежды, как и все прочее, на честолюбии. Затем, торопясь скорее достичь желаемого, гонят недоучек на форум, и красноречие, которое, по их собственному признанию, стоит выше всего на свете, отдается в руки молокососов." Петроний
Да, одна емкость непосредственно в цепи сигнала – на выходе, и тоже поляризована. Если интересно – две штуки в параллель MKP-10 (как, на мой взгляд – почти идеально нейтральная). В принципе, можно было и ее устранить, но это сильно усложняет схему и палка о двух концах.
"Порицания достойны родители, не желающие воспитывать своих детей в строгих правилах. Прежде всего они строят свои надежды, как и все прочее, на честолюбии. Затем, торопясь скорее достичь желаемого, гонят недоучек на форум, и красноречие, которое, по их собственному признанию, стоит выше всего на свете, отдается в руки молокососов." Петроний
(29-06-2012 15:01)Eugene. писал(а): В сумме – 4.4 мкф, а поляризация – порядка 140 вольт.
С уважением.
спасибо за ответы на вопросы. Еще раз повторюсь: симпатичное техническое решение!
"Порицания достойны родители, не желающие воспитывать своих детей в строгих правилах. Прежде всего они строят свои надежды, как и все прочее, на честолюбии. Затем, торопясь скорее достичь желаемого, гонят недоучек на форум, и красноречие, которое, по их собственному признанию, стоит выше всего на свете, отдается в руки молокососов." Петроний
А не планируется-ли, для аудиофилов-модников, выпуск версии "спешл эдишн" с какими-нить моднымы комплектующими? Вроде как предложенный демократический ценник позволяет несколько увеличить цену и поставить модно-дорогие комплектующие, для удовлетворение взыскательно-извращенного увлечения аудиофилией, и при этом все-равно остается в дрстаточно интересной стоимости...
"Порицания достойны родители, не желающие воспитывать своих детей в строгих правилах. Прежде всего они строят свои надежды, как и все прочее, на честолюбии. Затем, торопясь скорее достичь желаемого, гонят недоучек на форум, и красноречие, которое, по их собственному признанию, стоит выше всего на свете, отдается в руки молокососов." Петроний
Так тут и особенно менять нечего. Резисторы вполне нормальные, а на входе, вообще, манганиновый. После стабилизатора стоит Nichicon (можно найти круче), остальные к звуку имеют опосредованное отношение. Альтернативы частотнокорректирующим емкостям особой нет. Аналога 6Ж52П нет, и менять ее не хотелось бы. Можно заменить выходную емкость, кенотрон – все, по сути. Конечно, можно разъемы из серебра поставить, но это только по прямому заказу и с авансом.
Честно говоря, таких корректоров планировалось изготовить только 2-3 штуки (потому и limited edition). В дальнейшем планировалось делать несколько упрощенный и более дешевый вариант. Нашлась очень неплохая замена 6BR7 (практически не уступающая ей в плане звука и шумов) из советских ламп, и немного упростится источник. Потому что в таком виде (limited edition), экономическая целесообразность - на грани.
(29-06-2012 20:08)Eugene. писал(а): После стабилизатора стоит Nichicon (можно найти круче), остальные к звуку имеют опосредованное отношение.
Евгений, не соглашусь. все детали в корректоре имеют самое прямое отношение к звуку.
у меня после замены конденсаторов в фильтрах акустики освободились мундорфы суприм. и я решил зашунтировать электролиты (которые сразу после кенотрона) в питании усилителя - начитался восторженных отзывов зарубежных аудиофилов об их положительном влиянии на звук при таком применении. звучание изменилось капитально. послушал пол дня и больше не смог выдержать эту синтетику и ВЧ шум (воспринимаемый многими за повышенную детальность) - выпаял. сразу вернулся прежний звук. вот так-то...
Может быть оно и так, но это законченное устройство, которое прошло все положенные этапы. Когда это был макет, что-то менялось, слушалось, опять что-то менялось, выяснялось влияние компонентов. Результат кому-то может понравиться, кому-то – нет, но мне слабо верится, что замена не ключевых элементов приведет к существенным изменениям.
(27-06-2012 22:51)Eugene. писал(а): При проектировании устройства была предпринята попытка отойти от стереотипов, и совместить возможности твердотельных и вакуумных приборов – низкий уровень шумов, большая перегрузочная способность, короткий звуковой тракт, отсутствие общих и частотнозависимых ОС.
Корректор имеет только один каскад, обеспечивающий полное усиление по напряжению, пассивную корректирующую цепь и мощный выходной катодный повторитель.
Упрощенная схема корректора показана на рисунке.
Первый каскад собран по каскодной схеме, имеет большой ток покоя и, фактически представляет собой почти идеальный в широкой полосе частот источник тока управляемый напряжением. Каскад нагружен на частотокорректирующую цепочку. На входе каскада используются малошумящие подобранные JFET транзисторы 2SK170 (Toshiba), а вторым усилительным элементом – пентод 6BR7 (Brimar). И транзистор и лампа были специально спроектированы для использования в аудиоустройствах. Особенно интересна лампа, специально предназначенная для использования во входных каскадах микрофонных усилителей, и кроме хороших звуковых свойств и малого уровня собственных шумов имеет уникально малый микрофонный эффект.
Выходной повторитель (6Ж52П) работает с большим током покоя (порядка 45mA), что обеспечивает низкое выходное сопротивление и безболезненную работу на значительную емкость межблочного кабеля. Корректор имеет весьма малый уровень гармоник (только вторая), и характер вносимых искажений характерный именно для ламповых устройств.
Подсистема питания реализована как двухступенчатый стабилизатор и, обеспечивает эффективное подавление сетевых помех и нормальную работу корректора в широком диапазоне изменения сетевого напряжения. Выпрямитель на кенотроне совместно с вторичными стабилизаторами интегрированными на платы, обеспечивает очень маленький уровень собственных шумов источника. Благодаря тому, что каждый канал имеет независимые LC фильтры, и вторичные стабилизаторы, обеспечивается практически полная развязка каналов друг от друга.
За счет рационального монтажа и тщательного экранирования силового трансформатора удалось реализовать корректор в виде одного блока. В корректоре использованы, где необходимо, компоненты соответствующего качества.
У меня, и тех, кто его слушал – особых претензий к звуку нет. Ровный, сбалансированный, без каких либо намеков на явную окраску. Что бы в полной мере оценить качество корректора, нужна и система соответствующего уровня. Если у вас полочная акустика с частотой среза 70Hz, то чуда не будет.
Корректор прошел практическую обкатку, были сделаны соответствующие выводы. В новой версии используется другая входная лампа, не уступающая, на мой взгляд, 6BR7. В принципе, планируется отправить один экземпляр корректора в вояж по Украине. До того кому это интересно, могут глянуть на реальную схему звукового тракта корректора (от типа входной лампы она не меняется) , и высказать свое мнение. Полное описание схемы можно посмотреть тут - next-tube.com/articles/riaa_hyb/riaa_hyb.pdf
Принимаются любые конструктивные замечания и пожелания, так как на данном этапе они еще могут быть воплощены в жизнь.
Пилотный экземпляр, который можно послушать, в принципе готов. В процессе потерялась верхняя крышка, не думаю, что ее отсутствие может сказаться на звуке, так что – пока ее будут искать или делать заново, по Одессе, все желающие могут его взять, послушать, сравнить, посмотреть внутрь, поиграться с входной емкостью.
Так что одесские виниловоды могут это рассматривать как прямой намек, пишите в ЛС, там договоримся.
Я его уже наслушался, и он достаточно проработал - чтобы там все нагрелось, притерлось, и привыкло друг к другу. Если говорить о моих субъективных впечатлениях – деликатный сбалансированный звук и очень высокая разрешающая способность. В общем, мне понравилось, но – это так, свое болото.
Решится вопрос с крышкой и он уедет, пока, выглядит он так –