Скрипичная классика.Легендарные скрипачи 20-го века.
|
Автор |
Сообщение |
caesarhunt
Ветеран
Откуда: Донецк
Сообщений: 773
Репутация: 82
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
nord1663
Ветеран
Откуда: Шарав-Авів, Україна
Сообщений: 543
Репутация: 217
|
|
|
|
михайлович
Ветеран
Откуда: Geheimnis
Сообщений: 407
Репутация: 144
|
RE: Скрипичная классика.Легендарные скрипачи 20-го века. / 03-10-2013 20:19
Скрипка пожалуй самый феноменальный и одновременно сложный муз. инструмент. Тембральное разнообразие,огромное количество испонительских приемов.
Самуил Фурер - Еврейский каприс https://www.youtube.com/watch?v=ql68j4kzwgE
Интересные факты о скрипке
(Анна Благая)
Легенды о скрипачах, якобы продавших душу дьяволу, известны всем: вспомним хотя бы Никколо Паганини.
Во многих странах на хороших скрипачей ополчалось духовенство — даже в тихой Норвегии их считали пособниками темных сил, а норвежские народные скрипки жгли, как ведьм.
Но не все знают, что были и прямо противоположные сюжеты!
Если мы заглянем в более древний «слой» времени, мы обнаружим, что со смычковыми инструментами, родственными скрипке, вообще-то изначально изображались на фресках храмов и в рукописных Библиях ангелы, а в одной старинной рукописи Христос был назван не кем-нибудь, а «возлюбленным скрипачом».
Подобные вещи позже замалчивались, а фрески уничтожались, но на фреске Софийского собора в Киеве и сейчас можно увидеть музыканта, играющего на смычковом инструменте.
(И не только там. См. страницу «Ангелы со скрипками (фрески)»)
Почему улыбалась Мона Лиза
Леонардо распорядился, чтобы все время, пока в его студии позирует Джоконда, там звучала музыка в исполнении струнных. Улыбка модели была отражением звучавшей музыки; видимо, поэтому ее считают не то улыбкой ангела, не то улыбкой дьявола. (См. выше: Бог или дьявол?)
Вообще художник, видимо, не случайно провел этот эксперимент с музыкой. Ведь он хотел добиться в своей картине синтеза, единства противоположностей (см. об этом у Чичерина в книжке о Моцарте). А скрипка обладает именно таким свойством. Ауэр цитировал слова Берлиоза о том, что «Скрипка способна ко множеству явно противоположных оттенков экспрессии. Она обладает силой, легкостью и грацией, передает мрачное и радостное настроение, мысль и страсть. Надо только уметь заставить ее говорить».
Скрипки и венецианские гондолы
В фильме «Страдивари» (с Энтони Куином) есть красивый эпизод: скользившая в лучах закатного солнца гондола, на корме которой играл скрипач, настолько поразила воображение юного Антонио Страдивари, что он бросился в воду, увязался за скрипачом и в конечном счете стал скрипичным мастером.
У скрипки и гондолы и в самом деле есть нечто общее. Причем эта связь — не только эстетическая, она проявляется и на самом что ни на есть «органическом» уровне.
В скрипках легендарной кремонской школы используется тот же явор (волнистый клен) из Далмации и Боснии, который шел для весел венецианских гондол.
Машина времени
У хороших скрипачей, помимо слуха и ловкости, есть некоторые таланты, пока не объясненные наукой. В том числе — способность управлять временем. (Это умеют не только скрипачи, но все концертирующие музыканты-исполнители). В.Григорьев пишет о любопытном механизме, позволяющем «путешествовать во времени» (назовем это так), когда вся пьеса в сознании музыканта сворачивается в некую формулу, код, и разворачивается уже при игре на сцене. Были и случаи, когда «машина» давала сбой. (Что, разумеется, только доказывает ее существование=) Есть ряд интересных свидетельств о том, как тот или иной виртуоз останавливался, сыграв всего одну ноту, потому что время для него прошло с иной скоростью, чем для слушателей, и все произведение успело уже полностью отзвучать в его сознании.
Еще интересный момент: музыканты часто выглядят моложе своих лет. Видимо, и тут дело в том, что на сцене время течет по-другому. Но есть и еще кое-что. Оперный бас Маторин любит повторять слова Образцовой о том, что «мы, артисты, до старости — Машка, Петька, Катька, потому что большую часть времени проводим не в этом мире». (То есть в мире творческом — это другое измерение, где время замедляется). Науке только предстоит эти вещи объяснить.
Виртуозы - это ученые
Когда-то слово virtuoso применялось к ученым. Многие скрипачи были не только артистами, художниками, поэтами скрипки, но и учеными и изобретателями. (Одно скрипичное произведение, написанное в те времена, так и называлось: «соната для изобретательной скрипки»).
Слово «виртуоз» теперь употребляется (если мы говорим о музыке) лишь в одном значении — «техническом». Между тем положение дел не изменилось: чтобы хорошо играть на скрипке, в том числе виртуозную музыку, по-прежнему нужно иметь не развитую мускулатуру, а гибкий ум и сильную интуицию.
Интересно, что верно и обратное: скрипка стимулирует работу мозга (чему есть и научное объяснение). Не зря многие выдающиеся умы любили поиграть на досуге на этом волшебном инструменте, чтобы подготовить ум к рождению новых идей. (См. — скрипка Шерлока Холмса и Эйнштейна).
|
|
|
|
михайлович
Ветеран
Откуда: Geheimnis
Сообщений: 407
Репутация: 144
|
RE: Скрипичная классика.Легендарные скрипачи 20-го века. / 04-10-2013 22:23
"Мона Лиза скрипок" - самый дорогой музыкальный инструмент на Земле
В мире скрипок Страдивари считаются самыми лучшими. Однако, как пишет Guardian, для многих знатоков и концертирующих музыкантов вершиной искусства является работа мастера из итальянского города Кремона, известного как Гварнери дель Джезу.
Одна из последних изготовленных им скрипок датируется 1741 годом и известна как "Вьетан" (Vieuxtemps Guarneri).
Это название она получила по имени игравшего на ней когда-то знаменитого бельгийского композитора и скрипача Анри Вьетана.
Сейчас скрипка принадлежит ушедшему на пенсию британскому финансисту и филантропу Иэну Стуцкеру, который, в свою очередь, купил ее у сэра Исаака Вульфсона, основателя Вульфсон-колледжа в Оксфорде.
Продается Гварнери через ведущую фирму в сфере торговли редкими скрипками Bein & Fushi .
Если скрипка будет продана за те деньги, за которые она выставляется, а именно – 18 млн долларов, она станет самым дорогим музыкальным инструментом на Земле.
Прозванная Мона Лизой скрипок, она побывала в руках многих первоклассных музыкантов, таких как Иегуди Менухин или Пинхас Цукерман.
Как пишет газета, этот инструмент – самый необычный из всех изделий Гварнери.
Скрипач Питер Квинт, который несколько раз играл на этой скрипке на концертах, говорит о ее достоинствах: "Этот инструмент обладает невероятной мощью, не только в смысле громкости, но и с точки зрения качества звучания. Он способен на широкую звуковую палитру, позволяющую вам выражать более широкий спектр эмоций".
Большинство специалистов ожидают, что скрипка после торгов окажется в каком-нибудь музее, поскольку давно уже прошли те дни, когда частные лица или музыканты могли себе позволить иметь скрипку Гварнери, а тем более такой выдающийся экземпляр.
Единственным крупным частным коллекционером скрипок на сегодняшний день, как пишет газета, является ушедший на пенсию магнат из Microsoft Дэвид Фултон.
Однако, как и в живописи, все чаще подобные вещи оказываются на востоке.
Две крупнейшие коллекции находится в музее города Тайпея и Японского фонда в Токио. Обе эти коллекции, как пишет газета Guardian, претендуют на "Вьетан".
|
|
|
|
nord1663
Ветеран
Откуда: Шарав-Авів, Україна
Сообщений: 543
Репутация: 217
|
|
|
|
михайлович
Ветеран
Откуда: Geheimnis
Сообщений: 407
Репутация: 144
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
nord1663
Ветеран
Откуда: Шарав-Авів, Україна
Сообщений: 543
Репутация: 217
|
|
|
|
penderecki
Ветеран
Откуда: Донецк
Сообщений: 367
Репутация: 88
|
|
|
|
Выразили согласие: | leon |
|
Выразили согласие: | |
|
михайлович
Ветеран
Откуда: Geheimnis
Сообщений: 407
Репутация: 144
|
RE: Скрипичная классика.Легендарные скрипачи 20-го века. / 08-10-2013 00:11
(07-10-2013 23:44)penderecki писал(а): (07-10-2013 21:06)михайлович писал(а): К сожалению музыкального образования не имею для более углубленного изучения музыкального материала. Хотя классическую музыку слушаю несколько лет, но считаю себя в этом пока еще дилетантом. Поверьте, для того чтобы понимать классическую музыку, не обязательно иметь профессиональное образование. Изучить азы муз. грамотности, при наличие желания, не составит большого труда. Любознательность, любовь к музыке, изучение различной литературы и собственное мнение, основанное на прослушивании различных интерпретаций одного и того же произведения, дадут вам собственное представление о том или ином исполнителе. Азы музыкальной грамоты у меня есть. В 42 года я решил заняться классической гитарой, брал уроки, учил ноты (правда сольфеджио не занимался). За несколько лет достиг некоторых результатов. С огромным удовольствием занимался по 2-3 часа в день. Но по состоянию зрения и здоровья пришлось оставить это занятие продать гитару , это было для меня довольно прискорбно. Кстати ,самому музицировать несравнимо интересней и приятней чем слушать. Это какое-то чудо, когда у тебе в руках рождается МУЗЫКА.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
petr.solo1223
Специалист
Откуда: Город -герой Харьков
Сообщений: 20 646
Репутация: 909
|
RE: Скрипичная классика.Легендарные скрипачи 20-го века. / 06-12-2013 13:18
Хотя ТС и просил только в аспекте академизма,но зачем себя ограничивать ? Не могу не поделиться лучшими скрипичными мастерами в мире джаза : Cтаф Смит,Жан Люк Понти и Дидье Локвуд. Ну и конечно же Стефан Грапелли. И если вы скажете что это плохо - бросьте в меня тапком. Итак : Стаф Смит один из основоположников джазовой скрипки. На скрипке начал играть в 1930 г. когда ему было 20 лет. Его игра отличалась “игривой, хулиганской” манерой. Трио: Джимми Джонс - фортепиано, Джон Ливии – бас и конечно же сам Стаф Смит на скрипке прославились во всем джазовом мире, регулярно выступая в знаменитом «Onyx Club». . Всего трое музыкантов без ударника, выступали гениально, сами создавая ритмическую “пульсацию”. Единственные записи их были сделаны фирмой «Asch». Следующий в моём списке : Стефан Грапелли. Познакомившись в 1933 году с цыганским гитаристом Джанго Райнхардтом они создали The Quintet of the Hot Club of France, базировавшемся в Hot Club и состоящий из скрипки Греппелли, контрабаса Луиса Волы и трех акустических гитар (Джанго и Джозеф Райнхардты, Рожер Шапу). Квинтет записывался для лейблов Ultraphone, HMV и Decca существовал вплоть до начала Второй мировой войны. В 1946 году Райнхардт и Граппелли попытались реанимировать квинтет, но он уже не смог достичь предвоенной формы, и скрипач начал работать самостоятельно, сделав за свою карьеру несколько сотен записей, в последние годы работая с Иегуди Менухиным, Жан-Люком Понти и Оскаром Петерсоном. Далее :Жан Люк Понти . С юных лет Понти стал фанатично заниматься по много часов в день на скрипке и добился того, что его приняли в Парижскую консерваторию. В семнадцатилетнем возрасте он получил Первый приз на одном из конкурсов скрипачей, но солирующим музыкантом не стал, а начал работать в симфоническом оркестре. В этот период он заинтересовался джазовой скрипкой, слушая записи мастеров Стефана Грапелли и Стафа Смита. Он даже начал играть джаз в небольших составах, причем не на скрипке, а на кларнете или саксофоне. Поднаторев в импровизационной музыке, Понти решил применить свое мастерство скрипача в джазе. Произошло это в 1962 году и продолжалось во время его службы в армии, где он полностью переключился на джазовую скрипку. Начиная с 1964 года, Понти уже выступает со своим ансамблем, его запись попадает на альбом вместе другими известными джазовыми скрипачами. В 1967 году Понти приезжает в США и выступает на Монтерейском джазовом фестивале. В Америке он знакомится с Френком Заппой , который включает его в круг своей активности, Начиная с 1969 года, Понти записывается с американскими звездами, с самим Заппой, а также с Трио Джорджа Дюка . Затем, возвратившись во Францию, он создает свой ансамбль "Jean-Luc Ponty Experience", который экспериментирует главным образом в области фри-джаза с 1970 по 1972 год. Затем начинается взлет карьеры Понти в Америке, Сперва он записывается с Френком Заппой на его альбоме "Mothers of Invention", а затем, в 1974-75 годы, он становится членом легендарного "Mahavishnu Orchestra" его второго состава. Попав в круг экспериментаторов джаз-рока, Понти становится и сам главным специалистом в области усовершенствования электронной скрипки, используя всевозможные саунд-прцессоры, эффекты и синтезаторы для создания принципиально нового звучания своего инструмента.
С середины 70-х Понти записывает ряд прекрасных сольных работ на фирме Atlantic. Понти также записывается с множеством известных исполнителей, с Чиком Кориа, со Стенли Кларком , Элом ДиМеолой , и со свои кумиром Стефаном Грапелли. Жан Люк Понти вошел в историю современной музыки как один из тех, кто смог изменить лицо такого инструмента как скрипка, показав ее новые возможности с помощью электроники, а также используя современные ладово-мелодические концепции, зародившиеся в недрах музыки "фьюжн". Далее,знакомьтесь : Дидье Локвуд,его называют "лучшей джазовой скрипкой мира", духовным сыном и наследником Стефана Граппелли, изобретателем уникального звучания, которое дает возможность французскому джазу блистать на самом высоком международном уровне. Локвуд - представитель европейской ветви стиля "фьюжн", обладатель нескольких "золотых" компакт-дисков, один из лучших исполнителей кельтской музыки, знаток различных восточных музыкальных культур.
Сын преподавателя игры на скрипке и брат джазового пианиста, Дидье унаследовал от первого страсть к инструменту, а от второго - любовь к изощренной импровизации. В 16 лет он завершил классическое образование (закончил Парижскую консерваторию), увлекся джазом, а в середине 1970-х начал сотрудничать с известной рок-группой Magma. Затем в течение почти 10 лет Дидье Локвуд много экспериментировал в различных стилях и жанрах, сольно и в составе самых различных инструментальных ансамблей от струнных трио и квартетов до синтез-группы D.L.G, а в частности, создал свою джаз-рок-группу Surya. Он играл стандарты с самим Стефаном Граппелли - , записывал джаз-рок с американским барабанщиком Тони Уильясом, соединял элементы классической музыки с фольклором и джазом. Со временем он создал беспрецедентный музыкальный стиль, сумев привлечь к электроскрипке огромный интерес аудитории.
Дидье чувствует себя одинаково уверенно как в джазе, так и в классической музыке. Он способен объединить в своей игре виртуозность и поэтичную лирику, спонтанность и твердое знание музыкальных законов. В 1996 г. он дебютировал и как композитор, исполнив свой Первый концерт для электроакустической скрипки и симфонического оркестра "Seagulls" ("Чайки") с Национальным оркестром Лилля под управлением Жана-Клода Казадезюса, а затем с Каннским оркестром под управлением Филипа Бендера. Расписав партитуру для 80 музыкантов, Дидье оставил место и для собственных импровизаций, что было встречено аудиторией с восторгом.
В 1999 г. Локвуд написал джазовую оперу для Оpera de Bastille в Париже по мотивам "Дневника космического пассажира" Джорджа Переса. Опера объездила всю страну и добилась невероятной популярности. В этом же году Дидье Локвуд был удостоен звания Офицера искусств и литературы Франции. В 2001 г. премьер-министр Лионель Жоспен вручил Дидье Локвуду "карт-бланш" на создание нового произведения - "Воспоминание о будущего", премьера которого состоялась во дворце Матиньон при участии Национального оркестра Франции и двадцати джазменов. В январе того же года открылся Музыкальный центр Локвуда в предместье Парижа, который стал одним из лучших джазовых колледжей в Европе, дающим возможность профессиональным музыкантам со всего мира совершенствовать свое мастерство в искусстве музыкальной импровизации. Педагогические новации Локвуда были высоко оценены и годом раньше - он получил награду SACEM за свой педагогический труд "Струны и души, или новый метод обучения игры на скрипке в импровизациях".
В числе наиболее популярных альбомов Локвуда - "Дидье Локвуд. Рандеву в Нью-Йорке" (1995), "Stroyboard" (1997), "Round About Silence" (199 , записанный на собственной студии Дидье недалеко от Парижа, и "Дань Стефану Граппелли" (2000), отмеченный многочисленными премиями. Приятного вам прослушивания.
|
|
|
|
михайлович
Ветеран
Откуда: Geheimnis
Сообщений: 407
Репутация: 144
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
михайлович
Ветеран
Откуда: Geheimnis
Сообщений: 407
Репутация: 144
|
RE: Скрипичная классика.Легендарные скрипачи 20-го века. / 02-01-2014 00:23
Интересное о скрипке: Скрипка – идеальный инструмент для развития воображения. Играть на ней хорошо еще и потому, что она дарит способность к творческим озарениям.
Известно ли вам, что из более, чем ста музыкантов в профессиональном симфоническом оркестре более тридцати — это скрипачи?
Красота тона, а также широкий диапазон выражения звуков у скрипок считается намного лучше, чем у другого инструмента. Скрипка, практически единственный музыкальный инструмент, не считая ритуальных барабанов и греческих арф, который обожествлялся. Сохранились названия частей скрипки: голова, шея, грудь, талия, душка. Создавалась скрипка как аналог человеческого голоса. До сих пор, даже на самой современной технике, не удалось синтезировать тембр человеческого голоса и скрипки. Столетиями отрабатывались технология, материалы и способы её изготовления, которые с середины 18 века практически не менялись. Скрипка стала одним из наиболее классических инструментов.
Устройство скрипки является самым сложным с точки зрения физики, акустики и сопротивления материалов. По сути - это сложнейший акустический прибор, требующий точной настройки и регулировки.
Точная дата рождения скрипки неизвестна, но приблизительно все-таки можно судить о времени ее возникновения — это конец пятнадцатого или начало шестнадцатого века. Самые первые скрипки делали те же мастера, что производили лютни и виолы, а потом появились и скрипичные мастера. Один из них, Гаспаро Бертолотти, поселился в 1562 году в итальянском городке Брешии и работал там до конца своих дней. У Бертолотти было много учеников, и среди них — Джованни Паоло Маджини, который основал потом собственную школу мастеров.
Бертолотти, Маджини и их ученики уже пришли в основном к той форме скрипки, которую мы знаем. И звучание инструментов тоже оформилось при них — оно стало громче и ярче, чем у виол. А других задач первые брешианские мастера, видимо, и не ставили перед собой. Их дело продолжили знаменитые кремонцы. Впрочем, «продолжили» — это не совсем точно.
Существует много школ и направлений изготовления скрипки, но наиболее яркими признаны Итальянская, Французская и Немецкая. Все они имеют свои достоинства и недостатки и ощутимо отличаются друг от друга как по звуку, так и способам изготовления. Звук инструментов Итальянской школы признан самым тембристым, пластичным и управляемым. То есть музыкант может управлять тембральными характеристиками инструмента. Звук инструментов Немецкой школы отличается яркостью и пустотой. Французские инструменты звучат несколько «стеклянно» и гулко. Хотя во всех школах попадались инструменты с «чужими» признаками.Вокруг скрипки всегда разворачиваются драматические, а порой и мистические события.В таком количестве криминальных историй, связанных, в том числе, и с кровавыми убийствами, не был замешан ни один музыкальный инструмент в мире. Ни в один музыкальный инструмент мастера так не вкладывали душу, наделяя каждое своё изделие неповторимыми чертами, позволявшими присваивать инструменту, как человеку, собственное имя. Ни один музыкальный инструмент не появляется регулярно на известных аукционах, где в связи с ним фигурируют астрономические, чаще всего семизначные, цифры. Ни один! Кроме скрипки.Так почему вокруг неё всегда разворачиваются такие события?! Копнём историю! “Произошла” скрипка от старинной виолы – довольно крупного инструмента с ладами на грифе. На виоле играли сидя, зажав её между ног или положив боком на бедро. Шли годы, инструмент менялся. История связывает окончательное превращение виолы в скрипку с тремя семействами скрипичных мастеров из итальянского города Кремоны: Амати, Гварнэри и Страдивари. Именно родоначальник династии Страдивари – Антонио (1644–1736) – и почитается главным творцом современной скрипки.
У нового инструмента нашлось немало влиятельных противников и даже откровенных врагов. И скрипка заняла то место, которое она заслуживала по праву, только благодаря великим музыкантам, продвинувшим технику скрипичной игры далеко вперёд. И самым заметным из них был великий Никколо Паганини.
го выступления приводили зрителей в экстаз.
Присутствовавших всегда поражало его невероятное, “нечеловеческое” мастерство исполнения. Он без видимых усилий извлекал из скрипки виртуозные трели, исполнял сложнейшие вариации даже на одной струне.
Говорили, что его искусство – музыка небес, ангельские голоса. Но находились и другие, шептавшиеся за спиной музыканта, что на его инструменте начертаны колдовские знаки и что он давно продал душу дьяволу...
Познав все грани успеха, гениальный скрипач дожил до 58 лет, оставив после себя несколько миллионов франков и десятки написанных им музыкальных произведений, часть из которых настолько сложны, что до сих пор сыграть их не может никто. Второго Паганини человечество пока не породило.
Амати Николо (1596 – 1684) – итальянский скрипичный мастер. Со 2-й половины XVI в. По всей Италии стали славиться скрипки мастеров семейства Амати, издавна живших в Кремоне. В их работах окончательно сложился классический тип инструмента, сохранившийся поныне. Скрипок и виолончелей, созданных самым известным из мастеров семейства Амати – Николо, сохранилось мало, и они ценятся особенно высоко. Именно от Н.Амати сложнейшее искусство конструирования скрипок восприняли А.Гварнери и А.Страдивари. Гварнери – семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник семьи, Андреа Гварнери (1626 – 1698 ) ученик знаменитого Н.Амати. Особую известность и признание получили инструменты, созданные его внуком – Джузеппе Гварнери (1698 – 1744), прозванным дель Джезу. Инструментов работы дель Джезу сохранилось немного (10 альтов и 50 скрипок); в настоящее время они представляют исключительную ценность. Страдивари (Страдивариус) Антонио (ок. 1644 – 1737) – выдающийся итальянский скрипичный мастер, ученик знаменитого Н.Амати (1596 – 1684). С юных лет до последних дней жизни Страдивари работал в своей мастерской, движимый стремлением довести скрипку до высшего совершенства. Сохранилось свыше 1000 инструментов, изготовленных великим мастером, которые отличаются изяществом формы и непревзойденными звуковыми качествами. Преемниками Страдивари были мастера К.Бергонци и Дж.Гварнери.
Во многих странах на хороших скрипачей ополчалось духовенство – даже в тихой Норвегии их считали пособниками темных сил, а норвежские народные скрипки жгли, как ведьм.
Но не все знают, что были и прямо противоположные сюжеты!
Если мы заглянем в более древний «слой» времени, мы обнаружим, что со смычковыми инструментами, родственными скрипке, вообще-то изначально изображались на фресках храмов и в рукописных Библиях ангелы, а в одной старинной рукописи Христос был назван не кем-нибудь, а «возлюбленным скрипачом».
Подобные вещи позже замалчивались, а фрески уничтожались, но на фреске Софийского собора в Киеве и сейчас можно увидеть музыканта, играющего на смычковом инструменте. Когда-то слово virtuoso применялось к ученым. Многие скрипачи были не только артистами, художниками, поэтами скрипки, но и учеными и изобретателями. (Одно скрипичное произведение, написанное в те времена, так и называлось: «соната для изобретательной скрипки»).
Слово «виртуоз» теперь употребляется (если мы говорим о музыке) лишь в одном значении – «техническом». Между тем положение дел не изменилось: чтобы хорошо играть на скрипке, в том числе виртуозную музыку, по-прежнему нужно иметь не развитую мускулатуру, а гибкий ум и сильную интуицию.
Интересно, что верно и обратное: скрипка стимулирует работу мозга (чему есть и научное объяснение). Не зря многие выдающиеся умы любили поиграть на досуге на этом волшебном инструменте, чтобы подготовить ум к рождению новых идей.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Пользователи просматривают эту тему: 3 Гость(ей)
|
|