"Имея возможность сравнить спектакли в Донецке и Киеве, признаю, что дома ряд спецэффектов выглядел гораздо впечатляюще. Причина — в уникальном проекторе, приобретенном "Донбасс Оперой" специально для "Голландца". Возить подобную технику по всей стране невозможно. Так что за полнотой красоты и эффектностью вам придется ехать в Донецк.
Видео-проекции — не единственное, что в Киеве отличалось от "родной" версии. Оркестр… Смазанных атак и неаккуратного взятия у солирующих духовых в этой музыке быть не должно. Удивило и ощущение некоей "серости" звучания: ни одного вагнеровского forte, ни одного обнажающего настоящее качество оркестра piano.
Но, естественно, говоря об опере, нужно говорить о певцах. Интернациональный исполнительский состав позволил украинским вокалистам поучиться у своих западных коллег феноменальной манере вагнеровского пения.
Вагнеровские певцы — это совершенно особая категория исполнителей. Помимо сугубо технических характеристик (мощный голос, который может перекрыть громадный вагнеровский оркестр, широкий диапазон и равно виртуозное пение на "верхах" и "низах", владение всеми оттенками интонирования — от скандирования и декламации до "бесконечного дыхания"), вагнеровский певец должен отличаться невероятной физической выносливостью. Чтобы выдержать, скажем, любовный дуэт Тристана и Изольды из одноименной оперы, который длится около 40 минут!
"Вагнеровские певцы" в прямом смысле живут ролью, а не играют ее.
В киевской гастроли "Голландца" участвовали Андреас Макко (Голландец), Леся Алексеева (Зента), Давид Йим (Эрик), Вальтер Финк (Даланд).
Приятно, что ни в Донецке, где Зенту пела Татьяна Плеханова (она же исполняла эту партию в Киеве на второй день), ни в Киеве резкого контраста между украинскими и зарубежными исполнителями не ощущалось. Сосредоточенный и цельный в своей партии, Андреас Макко создал образ, в котором благородная строгость побеждает водоворот человеческих эмоций. В партии Зенты и Леся Алексеева, и Татьяна Плеханова имеют свои "за" и "против". Алексеева обладает прекрасным голосом, который есть куда приближать к вагнеровской манере, равно как и актерские навыки. В исполнении же Плехановой чувствуется опыт, позволивший без труда осилить первую в ее карьере вагнеровскую партию. К тому же внешность Плехановой и ее манера держаться на сцене сопоставима с образами "див" наподобие Нины Стемме, Катарины Далайман или Ирен Теорин, что придает постановке с ее участием особое вагнеровское обаяние.
Донецкий "Голландец" вскоре улетает на гастроли в Германию. И оставляет нас с давнишними вопросами: а что дальше? Сможет ли этот разовый успешный опыт международной оперной "копродукции" покрыть потребность еще оставшегося у нас — подлинного — оперного ценителя постановок подобного масштаба и качества? Ответ прост. Не сможет. И очевидно, что подобный опыт должен быть развит и продолжен. Только искусство оперы — очень дорогое (и затратное) искусство. И многим ли в большом бизнесе сегодня нужна (важна) высокая опера, когда высокую ноту повсеместно держит низкий шансон? Непростые вопросы. Но все-таки подождем новых "партий"."
http://gazeta.zn.ua/CULTURE/doneckiy-gol...oty-_.html
P.S. У меня вопрос: в Киеве был оркестр из Донбасс Оперы или играли музыканты из Национальной оперы?