Заранее приношу извинения за запоздалый ответ, был занят, не смог вовремя довести все шаги до конца.
(01-12-2014 23:26)yuran писал(а): никакая буферизация и никакая коррекция ошибок во втором случае не поможет считать все 100% записанных на диск данных абсолютно корректно.
Практика говорит обратное. Делаем простейший эксперимент.
1. Берем вот такой диск (оригинал, не копию с рутрекера): _http://www.discogs.com/Jimmy-Page-Robert-Plant-No-Quarter/release/3179941 Прошу обратить внимание, что диск одного из "богоизбранных" форматов: SHM-CD.
2. Делаем в ЕАС рип в режиме "secure".
3. Записываем на "богомерзкий", первый попавшийся CD-R Verbatim на ничем не примечательном насквозь дешевом DVD+RW Optiarc на скорости 8х.
4. Делаем ЕАС копию этого записанного CD-R в режиме "burst" (т.е. без коррекций и повторных считываний).
5. Сравниваем с копией оригинала, убеждаемся в их идентичности. Ну, это мы и так знали, что получить копию на компе нет проблем. Даже приведенный выше дедушка Кац с этим не спорил.
6. Устанавливаем на комп любезно предоставленный для таких случаев компанией Adobe пакет Audition 3.0.
7. Соединяем сильно нелюбимым в аудиофильских кругах оптическим кабелем сд-плеер еще более нелюбимой марки Denon, модель DCD-755AR с картой E-MU 1212 PCI, которая находится в компе. Карта может быть любой с нормальным ASIO в дровах, SPDIF входом и возможностью выбрать тип синхронизации по этому входу.
8. Настраиваем Audition на запись с SPDIF-входа через ASIO.
9. Записываем первую композицию вышеуказанного альбома в разных режимах с обоих источников.
10. Разбиваем образ с SHM (с шага 2) на треки.
11. Обрезаем в ЕАС у всех треков (сграбленного оригинала и записанных) тишину в начале и в конце.
12. Сравниваем.
13. Для надежности делаем дополнительную звуковую проверку на шагах 14-19.
14. Открываем в Audition новую многодорожечную сессию.
15. В разные дорожки загружаем рипнутый оригинал и все копии, что мы хотим сравнить с ним.
16. Копии инвертируем в режиме Edit.
17. Делаем mute всем дорожкам, кроме оригинала.
18. Нажимаем play, убеждаемся, что вывод звука работает и песня играет.
19. Поочередно убираем mute с одной из копий и слушаем. Т.е. в один момент времени играть должен оригинал и одна из копий, не больше.
20. Проводим аналогичные действия, используя в качестве источника ДВД-плеер Denon DVD-1930.
21. Удаляем Adobe Audition 3.0 с компьютера.
22. Делаем выводы.
А выводы таковы:
1. При синхронизации от встроенного клока карты имеем раз в 3-4 секунды блок в 80 мс отличий в семплах и с таким же или чуть более частым интервалом выпадения одиночных семплов. Буфер ASIO при этом на результат не сильно влияет: что 50мс, что 100мс - результат один. Носитель тоже не влияет: с SHM и CDR результат одинаков. При использовании ДВД-плеера блок в 80мс повторяется уже практически каждую секунду. Т.е. однозначно видно, что внутренний клок ДВД-плеера хуже, чем у СД-плеера.
2. При синхронизации от SPDIF все несовпадения уходят (независимо от источника: СД-плеер или ДВД-плеер). EAC в разнице дает вполне понятное отличие в полсекунды по длительности (из-за того, что я чуть раньше конца трека обрывал запись и в этом конце были ненулевые семплы). Audition дает идеальную тишину в парах "оригинал - копия в режиме внешнего клока". В паре "оригинал - копия в режиме внутреннего клока" имеем слышимые существенные отличия между оригиналом и копией, которые обуславливаются в первую очередь выпавшими семплами. Первый же такой выпавший семпл приводит к тому, что даже последующие одинаковые семплы не взаимноуничтожаются. Поэтому для получения полной картины слышимых отличий необходимо заполнить выпавшие семплы, что без соответствующего софта сделать невозможно. Мне такой софт неизвестен, однако это и не сильно критично.
3. Как и ожидалось, нет никаких проблем в чтении информации, записанной на CDR. Она считывается плеером 1-в-1, несмотря на полное отсутствие эзотерики: подбора кабелей питания, кабеля SPDIF, использование строго коаксиального подключения, виброразвязку плеера конусами, использование особых моделей плееров и т.п.
4. Для беспроблемного чтения данных от ЦАП необходимо лишь принять поток с клоком внешнего источника, прогнать через буфер (достаточного для работы размера) и перетактовать перед преобразованием в аналог более точным клоком. Или же использовать источник с точным клоком и ЦАП, который тактируется от SPDIF.
5. Вся инновационность и супер-отражающая поверхность SHM-CD - не более, чем маркетинговый ход. В ходе "burst"-копирования на комп СД-Р под конец цитался даже с чуть большей скоростью, чем SHM. Скорость под конец была около 29х-30х. При всем при этом, несмотря на чтение "на лету", данные считывались без проблем и совпали с копией в режиме "secure" в обоих случаях. А вот что не маркетинговый ход - так это мастеринг. Я не сильно люблю ремастеры, особенно новомодные, где весь ремастеринг часто заключается в двух шагах: увеличили компрессию, подняли громкость. Возможно, еще прошлись эквалайзером. Но этот ремастер сделан весьма грамотно и звучит хорошо. Вот и весь секрет лучшего звучания SHM-CD.
Как-то так.
Насчет аргумента, что все это фигня и нужно слушать. Я не могу похвастаться наличием доступа к высококачественным системам. Максимум, на чем я проверял, был таков:
сд-плеер NAD (модель не помню), ЦАП PS Audio Digital Link III, усилитель - ламповые моноблоки (модель не помню), колонки - Klipsch Cornwall, кабеля под стать этому хозяйству (как питания, так и межблочные-акустические). Система хозяином долго подбиралась, так что это не случайный набор компонентов, купленных от избытка денег и недостатка ума. Разницы я не слышал между оригиналом и копией. Мне этого эксперимента хватило.
Также обращает на себя внимание, что вся эта эзотерическая канитель существует только вокруг звука, хотя тоже видео содержит гораздо больше информации и передается в аналоговом виде на мегагерцовых частотах, а не на жалких 20кГц. Для передачи изображения из ноутбука по VGA (т.к. DVI занят стационаром) к монитору Dell 2007WFP я использую обычный ничем не примечательный кабель из комплекта этого монитора. В таком пути сигнал проходит цифро-аналоговое и затем аналогово-цифровое преобразование. На копеечных ЦАП-АЦП. И разницу нужно искать сильно всматриваясь в четкий текст. Найти разницу на фото или видео (что ближе к теме музыки, чем текстовые блоки) вообще нереально. Или можно привести пример цифрового ТВ. Видео-информация передается по воздуху, на десятки километров. Там, где аналог вообще невозможно смотреть, цифра дает беспотерьную относительно сигнала на передающей вышке картинку (при условии, что приемник находится в зоне досточно уверенного приема). И только для передачи на метр звукового сигнала в цифровой форме с максимумом в 20кГц (192/384 в особо продвинутых случаях) нужны кабеля в палец толщиной, родиевые разъемы, конусные подставки для виброразвяки и прочая эзотерика. Парадокс.
В общем, приведенным выше экспериментом я для себя вопрос невозможности точной записи на СД-Р и последующей точной передачи записанной информации к ЦАП-у закрыл. Я давно хотел этот эксперимент провести, но все руки не доходили. Однако, наблюдая эпические баталии вокруг вопроса чтения данных с сд-аудио меня все время не покидала мысль "Зачем столько слов, если все можно очень просто проверить?". Наконец-то у меня дошли до этого руки.
Все вышенаписанное не для того, чтобы возродить затихшее бурление говн в данной ветке, а просто для информации. Возможно, эта информация будет кому-то полезна. Также я никоим образом не оспариваю чью-то способность слышать на своей системе отличия между оригиналом и копией на болванке. Я только оспорил тезис "точно считать данные с аудио-диска на сд-плеере невозможно". Результаты моего эксперимента показывают, что возможно, причем без особых усилий, независимо от носителя. Если у кого-то есть конструктивная критика проделанного эксперимента, милости прошу. Флудить насчет того, что все это ерунда и только система за 10-20-30 кБ может дать возможность прочувствовать разницу, не стоит, этого добра хватает и на предыдущих страницах.
И напоследок картинки:
Сравнение в ЕАС "оригинал - оригинал":
Сравнение в ЕАС "оригинал - SHM, буфер 50мс, внутренняя синхронизация"
Сравнение в ЕАС "оригинал - SHM, буфер 100мс, внутренняя синхронизация"
Сравнение в ЕАС "оригинал - SHM, буфер 100мс, внешняя синхронизация"
Сравнение в ЕАС "оригинал - CDR, буфер 100мс, внешняя синхронизация"
Сравнение в ЕАС "оригинал - CDR, буфер 100мс, вутренняя синхронизация"
Сравнение в ЕАС "оригинал - CDR, буфер 100мс, вутренняя синхронизация, с ДВД"
Сравнение в ЕАС "оригинал - CDR, буфер 100мс, вешняя синхронизация, с ДВД, по коаксиалу"
Мультитрековая сессия в Audition для сравнения треков: