Для особенно дотошных любителей винила, которые хотят знать всю правду о происхождении своих виниловых экземпляров хочу предложить информацию о том как расшифровать маркировку на оригинальных английских пластинках фирмы EMI и в частности на пластинках выпущенных фирмой Parlophone. Нужно отдать должное английской точности. Вся информация об этапах изготовления пластинки выбита на сбеге.
Первоисточник на английском языке находиться здесь
http://2006andreamvinyl.co.uk/index_file...XCODES.htm
Для того что бы иметь представление о некоторых терминах, которые встречаются в первоисточнике, а именно
Lacquer(лаковый диск, далее Лак),
Mother (далее Мамка),
Stamper (далее Штамп) необходимо вкратце проанализировать весь процесс производства "винила".
Далее я привожу переписку с моим другом из Канады Александром Леусенко которую мы вели на сайте Одноклассники (с соблюдением орфографии и пунктуации, но с некоторыми правками), .
Deadhead (он же СтаРРпом)
Чтобы понять что такое "Мамка","Штамповка" и "Лак" необходимо проанализировать весь процесс производства "винила". Начнем с самого начала.
"Лак" ( Lacquer ), он же ацетатный диск (Acetate Disc ). Тонкий аллюминиевый диск диаметром 14 дюймов покрытый нитроцеллюлозным лаком. Исходную запись (Master Tape ) проигрывали в обратном направлении на микшерской консоли, соединенной со специальным аппаратом для нарезки дорожек на чистом лаковом диске(Lacquer). Станок для нарезки по виду напоминает очень крутой тяжелый проигрыватель. Вибрирующая алмазная игла гравировала мягкий лак. Именно этот процесс называется «резание лака» («cutting a lacquer»). Кстати именно термин Lacquer предпочитают инженеры - нарезчики, которые непосредственно нарезают основу будущей грампластинки. На готовый образец, то ли вручную, то ли при помощи специальных штампов наносились некоторые буквенно-циферные обозначения, которые впоследствии лишали покоя и сна многих коллекционеров. Ведь именно в этих загадочных буквах и цифрах кроется ответ на вопрос - первый ли это пресс... И поверьте, не всегда цифра 2 в матричном номере может означать, что это т.н. второй пресс. Ведь первая нарезка могла быть неудачной и предпринималась вторая попытка, которая для будущей пластинки была как раз первая. Но до производства непосредственно виниловой пластинки еще далеко.
Александр Леусенко(ALEC NELLY L.E.U.S.)
Надеюсь,что наши "рассуждения" помогут кому-то узнать новые подробности о Первых и НЕ совсем первых Прессах,а также различия "внутри" Первого Издания...
От СтаРРпома мы узнали ЧТО такое "ЛАК" и КАК он нарезался,а также КАК он маркировался...
Следующий стадия - изготовление зеркальной копии Лака...Здесь использовалось напыление серебра/никеля/меди на лаковую "пластинку"... Но такое "зеркало" ещё не готово к Массовому Производству - оно предназначено только для рождения МАМКИ, прототипа Пластинки, с которого уже и производились электролитическим методом Штампы, которые и устанавливались на прессующие машины массового производства...У каждого Лака/Мамки/Штампа - всегда свой номер!
А теперь рассмотрим ситуацию,когда Реальный спрос на альбом многократно превысил первоначальный заказ от "распространителей"...Скажем,заказ был на 150 тысяч экземпляров,но в первую же неделю (после выхода альбома) стало ясно,что печатать надо около мУльёна и печатать надо быстро-ведь потерять прибыль подобно самоубийству ЗвукоЗаписывающей Компании...
Вот тогда подключались дополнительные Производственные моШности и вся процедура рождения пластинки повторялась снова и снова...Новые номера Лаков/Мамок и Штампов...Ну и конечно же,разных Заводов...
Это ТО,о чём я как-то сказал-первый Пресс,Первому -- РОЗНЬ!! Единственное,что их объединяло - Номер серии. Часто,Ранние тиражи Первого Пресса были намного богаче в Оформлении.
****************************************************************************************************
Вступительная часть закончена. Если немного затянул, извините! Перехожу к основной части.
С благодарностью вспомнив учителей которые преподавали мне школьный курс английского языка в специализированной средней школе №3 (с углубленным изучением английского языка) я постарался как можно точнее передать суть изложенного в первоисточнике. Автор в качестве примера рассматривает оригинальный английский моно-винил The Beatles - Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band. А точнее его вторую сторону. Rubber Soul указан ошибочно. Я проверял по матричному номеру.
Начнем с матричного номера (The Matrix ).
Условно разделим пластинку на время, как часы (3,6,9,12) взяв за основу матричный номер. В нашем случае XEX 638-1. Считаем что он находиться на отметке 6 часов.
Цифра 1 означает что при производстве пластинки был использован первый лаковый диск (Lacquer). Соответственно 2 - второй, 3 - третий и т.д.
На отметке 9 часов мы видим номер т.к. называемой Мамки (Mother). Т.е то с чего в дальнейшем изготавливают Штампы для прессовки пластинок. В данном случае это Мамка под номером 5.
На отметке 3 часа мы видим номер Штампа (Stamper) с которого непосредственно печаталась пластинка. Необходимо отметить , что для определения номера штампа EMI использовала код "GRAMOPHLTD’’ где
G=1 R=2 A=3 M=4 O=5 P=6 H=7 L=8 T=9 D=0
Если к примеру данная пластинка имеет код G R M на отметке 3 часа , то номер штампа соответственно 124, где G=1 R=2 M=4.
И в результате мы определили, что при производстве пластинки (в частности данной стороны,) был использован первый Лак (Lacquer ) , пятая по счету Мамка (Mother) и 124-й Штамп (Stamper).
Вот такая нехитрая арифметика....
"Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. "
Мигель де Сервантес.