ДАК "Аббас эзотерик аудио" на РСМ58
Автор Сообщение
Аббас Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Васильков,Украина
Сообщений: 461
Репутация: 157
ДАК "Аббас эзотерик аудио" на РСМ58 / 01-06-2012 19:41
Предлагаю вниманию общественности опытный экземпляр дака "Аббас эзотерик аудио",который вскоре будет выпускаться серийно.Это черезвычайно оригинальное изделие,которое,не побоюсь этой избитой фразы,не имеет аналогов в мире.

Начну издалека.Даки это моя давняя страсть.Еще до того как я раскурочил свой первый приемник телефункен,я,будучи студентом консерватории, уже собирал самодельные СД проигрыватели на основе компьютерных приводов и ДАКи к ним на различных микросхемах,активно искал секрет "живого" цифрового звука.Позже я понял:основная проблема цифрового звука заключена в носителях,но тогда,в середине 90-х,я свято верил в то что существуют "волшебные" цифровые схемы и решения.В то далекое время,кстати,я и пришел к выводу о необходимости тактировать СД плеер или ДАК ламповым клоком.На мой слух это было самое существенное приближение к естественному звуку и к звучанию аналоговых источников.Прошло время,я прочитал статьи АМЛа "блестящие звукозаписи","пять остановок на пути ремастеринга" и "размышления об окраске звучания",приобрел и послушал его великлепные СД ремастеры,и вот в этот период иллюзии окончательно развеялись и усвоил важную мысль-проблема не в цифре как таковой,проблема в головах тех кто цифру реализует.Напрашивался неутешительный вывод:выдавить из большинства коммерческих СД действительно живой звук невозможно так же,как выжать из камня воду,но тем не менее можно сделать воспроизведение некоммерческих ремастеров и многих неплохих компакт дисков ранних выпусков(до наступления эры компьютерной обработки в студиях)а также качественных малотиражных изданий гораздо более увлекательным и приятным чем мы имеем дома на большинстве серийно производимого цифрового оборудования.Кроме того,существуют ведь оцифровки сделанные прямо с концерта,записи сделанные любителями по простой технологии.Они тоже заслуживают короткого и "правильного" цифрового тракта.Но вернемся в прошлое

Уже тогда,в 90-ые,я частенько удивлялся,читая рекомендации признанных среди самодельщиков цифровых "гуру".Удивлялся тому,насколько их советы противоречили моим слуховым ощущениям."То ли в консерватории нужно что то подправить,то ли наши гуру не слушают ничего кроме кислоты и сраной попсы",думал я.Позже я убедился,что собака зарыта в безразличии чистых технарей к настоящей живой музыке.Они воспитаны на синтетике,электронном звуке и обучены делать технику,выдающую такую же синтетику которая засела в их головах.А строго инженерный подход,отвергающий все "нетрадиционные" способы воздействия на звук представляет собой разновидность зомбирования и не позволяет создать действительно музыкальную технику,которая бы передавала эмоции и тонкие энергетические вибрации музыкантов

Вернемся к рассматриваемой конструкции.Перепробовав в свое время множество микросхем цап и цифровых фильтров,я из всего многообразия преобразователей предоставленных мировой промышленностью выбрал РСМ58 разработки 1988 года.С чем связан этот выбор?Ну во первых микросхема прекрасно звучит,это главный аргумент.Во вторых она позволяет производить подстройку 4 старших разрядов и "выдавливать" из чипа максимальную линейность на малых уровнях,что прекрасно слышно,как говорится невооруженным ухом.Кроме того,это микросхема очень удачно спроектирована.Не вдаваясь в тонкости построения подобных приборов,в которых я не разбираюсь,поскольку не являюсь специалистом в этой области,я отмечу,что РСМ58 сочетает прекрасную макро и микродинамику,высокую музыкальность и отличную передачу тихих звуков,с которыми плохо справляются другие мультибитовые цапы.Единственный цап который бы я поставил рядом по последнему критерию,это АД1862,но мне не никогда не нравилась эмоциональная прохлада АДшек и слишком графичный,заостренный звук.Параметры же не имеют для меня никакого значения если мое ухо не удовлетворено услышанным.Рядом с фаворитом РСМ58 я бы поставил ТДА1540,1541 и РСМ63,однако у всех у них есть свои подводные камни и на мой вкус РСМ58 по совокупности параметров они проигрывают.1541,к примеру,на фортиссимо симфонического оркестра имеет несколько более кашеобразный звук чем РСМ58.ТДАшки с короной я всерьез не рассматриваю-они звучат хуже ранних микросхем без буквы А.
1540 14 битовая,хотя в остальном к ней нет никаких претензий.Разве что несколько тяжеловесный,приземленный звук,но это на уровне еле уловимых ощущений.РСМ53 мне запустить так и не удалось,однако все цапы требующие мультиплексора я в итоге отбросил как нереализуемый "на коленках" проект.Ультрааналог я слушал лишь в составе дака РС аудио и по прошествии нескольких месяцев я пришел к выводу что пилить недешевое изделие чтобы проверить свои подозрения не стоит.Основная пртенезия-при черезвычайно деликатности саунда постоянно присутствовало ощущение вялости динамики и недостаточной энергичности воспроизведения.

Итак,выбрав для своей финальной конструкции микросхему цап(добавлю что дельта сигмы и прочие подобные преобразователи я не люблю из за некоторых неестественных эффектов,с которыми я не могу смириться),встал вопрос о присутствии цифрового фильтра.Я провел очень много опытов на эту тему и так и не пришел к однозначным результатам.Некоторые записи без цифрового фильтра звучат еще естественнее,живее,богаче,рельефнее,выразительнее,другие становится невозможно слушать.Конечно,многое зависит от того,в паре с какой системой работает нон овер семлинг ДАК,но все равно результат на вкус широкой публики крайне неоднозначный.У меня когда то даже был тумблер в проигрывателе,которым я щелкал на ходу,и несколько лет проведенных в непрерывном щелкании убедили меня что любителю цифрового аудио должна быть предоставлена свобода выбора в этом вопросе.В связи с этим я поступил в моей конструкции черезвычайно просто-мой экспериментальный дак укомплектован разъемом и шестью модулями,которые можно менять буквально за секунду.Хочешь-устанавливай сдвиговый регистр моей конструкции
а хочешь-ЦФ.Я выбрал следующие цифровые фильтры:
CXD1144 в режиме Х4,CXD1244,SM5842,SM5813(DF1700),PMD100 в режиме Х8
Этого вполне достаточно,чтобы выбрать звучание по вкусу.О сравнении различных фильтров будет отдельная ветка,скорее всего.Могу предварительно сказать,что мне более всего по душе звучание CXD1144,однако достать у поставщиков его нереально,поэтому в серию этот модуль не пойдет.

Что касается сдвигового регистра,то я перепробовав различные варианты убедился,что в интернете информацию по этому вопросу распространяют вредители.Для того чтобы подключить 18,20,24 битовые цапы к сигнальному процессору по шине i2s с так называемым протоклом sony,требуется всего три корпуса логики,причем в шину данных врезать ничего нельзя-это портит звук сильнейшим образом,уже не говоря о моде устанавливать навороченные плиски-конверторы форматов выполняющие заодно роль сдвигового регистра которые я попробовал всего один раз и убедился в полнейшей непригодности для хорошего звука.Сдвиговый регистр должен задерживать только сигнал обновления загрузки цапа на 2,4 и 8 битклоков соответственно(18,20,24бит),причем регистр должен иметь отдельное качественное питание и быть собранным из винтажных,музыкальных компонентов.В серийном варианте,который скоро я представлю,будет параллельный стабилизатор на транзисторе телефункен и логика сигнетикс конца 80-х.

Теперь о входном СПДИФ приемнике.Выбор YM3623 скорее неожиданный чем предсказуемый,ведь этот допотопный приемник согласно интернет информации обладает чудовищным джиттером.Однако не все так просто.При использовании синхронного спдиф и реклока этот приемник звучит гораздо лучше более современных и навороченных.Кстати,не в навороченности ли проблема?Дело в том что ямаховский чип внутри простой,проще некуда,минимум логики,минимум возможных форматов,потребление менее 10ма.Сравните с кристалловским 8412 и с модными ныне чипами dir.А теперь включите фантазию-вся эта масса логики требует питания и создает помехи по внутренним шинам питания,тогда как чем проще микросхема тем чище экологическая обстановка у нее внутри.Эти мысли нашли свое подьверждение при прямых сравнениях макета,в котором можно было оперативно меять СПДИФ приемники и в конце концов я остановился на ямахе.Следует также вспомнить,что несмотря на то что ямаху ругают все кому не лень,самые дорогие конверторы конца 80-х-начал 90-х были собраны с использованием именно YM3623.Этот чип стоял так же в профессиональной цифровой технике.Единственное что я добавил к нему-внешний приемник с гистерезисом,AM26LS32 в керамическом корпусе,у которого на входе спдиф трансформатор.
Теперь о главной "фишке" как сейчас модно говорить.Это встроенный ламповый клок на черепашках телефункен ЕФ13 и ЕЗ11(кенотрон).Выбор для серийного иделия этих ламп обусловлен тем что это самые легко доставаемые из винтажных ламп,да еще и в металлическом корпусе,который выполняет роль экрана.Звучание их выразительнее чем ламп пальчиковой серии,а ресурс таков,что они работают десятилетиями без проблем,в особенности при тех щадащих режимах которые имеют место в ламповом клоке.
В даке есть джамперы-перемычки которые позволяют выбирать два режима использования внутреннего клока.
Первый-это "синхронный реклок",при этом клок подается на цифровой фильтр,на триггеры пересинхронизации и также подается в транспорт
Второй-"асинхронный реклок".При этом цифровой фильтр получает тактовую из СПДИФ потока,сам дак соединяется с транспортом только спдиф кабелем.Таким образом клок задействован только в узле пересинхронизации.Этот вариант хуже по звуку,но он позволяет подключать устройство к различным транспортам(хотя бы до того момента когда потребитель сделает свой окончательный выбор)
В любом случае ламповый клок работает постоянно.Все питающие напряжения поступают из внешнего блока питания.

О питании.
Питанию в ДАКе уделено большое внимание.Во первых,в нем нет НИ ОДНОГО параметрического стабилизатора.Только регуляторы шунтового типа,так называемые параллельные.Большая их часть собрана на двух деталях-винтажный стабилитрон(я использовал мотороллу,мюллард и телефункен) и винтажные балластные резисторы сименс,АБ,NSF.Только два потребителя питаются от умощненного параллельного стабилизатора на винтажных германиевых р-п-р транзисторах моторолла.Это узел ЦФ(или сдвигового регистра.посокльку некоторые фильтры потребляют более 50ма) и шина -12в для питания РСМ58.
Общие различия последовательного и параллельного стабилизаторов на слух я уже описывал.На мой вкус параллельный представляет музыку более естественно,без паразитных призвуков и подчеркивания шипящих и свистящих согласных.Объем лучше,бас более глубокий и четкий.Конечно,половина звука параллельного стабилизатора сидит в качестве балластных резисторов.И их нужно выбирать придирчиво.

Конденсаторы в обвязке цапов(они слышны лучше других)-винтажные гидры 25мкф/35в,которые звучат превосходно и обыгрывают 90% электролитов.В менее ответственных местах и там где требуется миниатюрность-ничиконы из СД плееров первого покления,вертикалок.Кое где элна керафайн и одинокий блек гейт серии NX.(Передоз блек гейтов в питании вредит больше чем их полное отсутствие).
В обвязке нет керамики и смд элементов,там где это необходимо для чистки питания работает пленка сименс и филипс,кол-во,тип и номиналы все еще уточняются на слух.На глаз пусть работают глухие.
Вообще я заметил,что увеличение номиналов электрлолитов свыше определеного значения утяжеляет звук.Не зря в самых "душевных" винтажных СД плеерах емкости в обвязке,как правило,не превышают 20-50мкф
Перед микросхемами РСМ58 стоят Д триггеры производства файрчилд(возможно будет серия 74LS74 сигнетикс),в них и осуществляется реклок сигнала обновления цапа(остальные данные реклочить бессмысленно и вредно,опять же на мой вкус и слух).

На выходе установлены трансформаторы 1 к 10 на пермаллое телефункен,которые я когда то мотал как МС,в серийном же изделии скорее всего будут двухкатушечные на основе пермаллоя УТС,поскольку они получаются экстремально широкополосными и прозрачными на слух.Вторая пара экспериментальных цаповых трансов просто не помещается на плату
Необходимость дополнительного балластного элемента в плюсовом плече натолкнула меня на решение, которое я применял много лет назад в гибридном усилителе-использовать нить накала лампы в качестве балласта(я грузил мощный полевик с током покоя 3 ампера на нить накала ГМ70).Это пальчиковая лампа,которая видна в блоке питания.Задействован только накал.Оттенок звука можно подбирать втыкая лампы разных фирм,подходящие по току и напряжению накала.Работоспособность самой лампы при этом не имеет никакого значения.Поэтому не выбрасывайте севшие лампы!

В блоке питания использованы ДППВ с двумя диодами(обмотка со средней точкой),диоды-хорошо зарекомендовавшие себя 1N5060.Именно эти диоды стоят в филипсах первого поколения.Попытка заменить их на шоттки-шмотки-ультрафасты приводит к убийству музыкальности аппарата

Мне удалось найти необыкновено простую и эффективную методику настройки 4 старших разрядом РСМ58.В узле подстройки работают немецкие подстроечные резисторы 70-х годов повышенной надежности.Описывать звучание ДАКа рано,но эффект "завороженности" музыкой слушателем уже проявляется.
И еще о серийном изделии-все дорожки будут покрыты 24 каратным золотом а наиболее важные участки освобождены от маски и покрыты моим лаком.
Сборка будет производиться с использованием моего собственого припоя из винтажных тарелок и мисок

                               
(Отредактировал 29-05-2013 в 15:56 #1.)
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: dukua , Provizor , dimoha.k68 , serguru , WoWaN , K.V.V. , georgeohm , baheba , tarsic , Cox. , VAK , Odessit67 , alexsandr , WSAUDIO , Андрей Стельмах , rom4eg180 , shamann , gregory , valerajan , nem2007 , alex0665 , CTAC , legion , cosmos , zolotov , синоптик , MetalMan , alex23 , GOLD55 , andreas1 , tomash , S.Farion , Юрий Р.


Сообщения в этой теме
ДАК "Аббас эзотерик аудио" на РСМ58 - Аббас - 01-06-2012 19:41

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)

Orion

Администрация форума | Статистика форума | Обратная связь | Вернуться к содержимому | Справка | Лёгкий режим | Список RSS