В процессе переделки и соответственно знакомства со схемами многих усилителей Yamaha, обнаружил интересную схемотехническую особенность, которая в некоторых случаях позволит легко улучшить звучание системы, в некоторых режимах.
Обычно, все входы современных усилителей, кроме входа Phono, равнозначны - то есть имеют полностью одинаковые входные параметры (чувствительность, входное сопротивление, отношение сигнал/шум, коэфф. гармоник и т.д.) и реализованы по одной схеме. Следовательно и по звуку не отличаются - можно включить к примеру CD проигрыватель во вход Tuner, AUX или TAPE и звучание системы при этом не изменится. Чаще всего так и есть.
Но, из этого правила имеются и исключения, а в случае с усилителями Yamaha, еще и курьезные.
Многие возможно замечали, что у некоторых усилителей тюльпаны входов CD, а иногда и PHONO, в отличии от других, позолочены. Это сделано потому, что именно эти источники звука являются наиболее качественными. Иногда не только внешне, но и внутри схемы им уделено повышенное внимание. К примеру в усилителях DENON использующих в качестве селектора входов специализированную микросхему, входы CD и PHONO комутируются с помощью реле, в обход микросхемы (что лучше для звука). Так в частности реализованы входные цепи даже у бюджетных усилителей Denon PMA - 500, 510, 700, 710, на ряду с не дещевым Denon PMA-1500AE.
Отсюда вывод, касающийся таких усилителей;
Наиболее качественный или основной на данный момент источник, нужно подключать ко входу CD (PHONO не берем - тут без вариантов).
Причем если это CD плеер, то это как бы логично, но если к примеру другой, например ЦАП наряду с CD, и при этом ЦАП слушается гораздо чаще, то именно его нужно подключить к CD входу, а CD проигрыватель в любой другой (кроме PHONO разумеется).
Скажу сразу, разница не какая то космическая, но она все же есть и в хорошей системе заметна!
С усилителями Ямаха все гораздо сложнее - тут как оказывается CD вход, часто по звуку хуже! остальных. Понимаю, звучит шокирующе, но это факт, котрый имеет совершенно логичное обьяснение.
Скажу сразу, что это касается не всех усилителей этой фирмы - в каждом конкретном случае нужно смотреть отдельно.
Итак, как же так получилось, разумеется спросите вы?
Дело в том, что стандарт CD сам по себе изначально предполагает значительно более высокие обьективные тех. характеристики, по сравнению с другими высококачественными (бытовыми!) источниками звука. В их числе отношение сигшал/шум - 96 дБ и выше.
Так вот для реализации этого, столь высокого параметра ((который, как оказывается избыточен, поскольку в реальных (бытовых) условиях прослушивания, с реально достижимыми максимальными уровнями звукового давления и минимальным шумовым фоном, все равно не достижим)) потребовалось введение в цепь сигнала по CD входу (иногда не только по CD, об этом ниже), дополнительного усилительного каскада, с небольшим или единичным усилением.
То есть получилось так, что теоретически наиболее качественный вход "отягащен" лишним каскадом, который хоть и улучшает немного отношение сигнал/шум (что практически не заметно), но попутно сам полезный сигнал здорого искажает (что как раз хорошо заметно).
Фактически этот каскад в более дорогих усилителях сделан на дискретных транзисторах, а в тех, что подешевле, на микросхемах.
Иногда не только CD вход, оборудован подобным "улучшайзером" а несколько, а иногда все. Но даже тогда, на входе CD стоит например дискретный усилитель или более качественная микросхема, чем на остальных. При этом некоторые модели стереоресиверов фирмы, в силу меньшего внимания маркетологов фирмы к их параметрам, а большего к бюджету... к счастью вообще не имеют этого злосчастного буфера, ни по одному из входов.
То есть по каждому конкретному аппарату нужно смотреть отдельно.
Какой можно сделать вывод?
Для некоторых усилителей Yamaha, просто использование любого другого входа кроме CD, приводит к значительному улучшению звучания.
Причем здесь уже разница весьма заметна практически в любой системе и с любым источником, будь то хоть тюнер или канал М1.
(моим подопытным сегодня был AX-592 работающий на оригинальные, винтажные Yamaha NS-645).
Звук более прозрачный, легкий, естественный, не напрягает до более высоких уровней. В нем меньше гулкости, синтетики и "аппаратурности".
Вообще я так прикинул, возможно в значительной степени "определенное" звучание усилителей Yamaha, как раз связано с данной "фишкой", поскольку при серьезных, вдумчивых прослушиваниях, совершенно "логично" конечно же пользуются именно CD входом.
Так что владельцам усилителей Yamaha предлагаю поэксперементировать и поделиться впечатлениями.
По каждой конкретной модели (при возможности посмотреть схему) готов подсказать наиболее "правильный" вход.