Давайте поговорим о Басе (НЧ)
Автор Сообщение
orthodox Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Житомир
Сообщений: 2 298
Репутация: 200
RE: Давайте поговорим о Басе (НЧ) / 15-05-2013 12:22
(15-05-2013 09:52)Victor-Blues писал(а):  
(14-05-2013 17:06)orthodox писал(а):  ...предположено, что толщина черепной кости порядка 10 мм, голова представляет собой пустотелый шар, мозга внутри нет...
Не-е-е! Мозг таки нужен - хотя бы для снижения добротности резонанса черепной коробки... Happy0196. Или таки лучше мин.вата...? Unsure.

А, если серьёзно, Сергей Георгиевич, можно поподробнее о ГВЗ и трактовке её графика на любом конкретном примере. Понимаю, что вопрос не совсем "в тему", поэтому готов принять любые условия Biggrin.
С уважением.
Вот из-за того, что время всегда двигается только вперед, то есть от него можно только отставать, то если где-то получился, к примеру, завал по частотам - то не получится скомпенсировать его подъемом без задержки в результате. ЧХ станет ровной, но ГВЗ набежит еще более, чем было. Если при этом в данном диапазоне частот ГВЗ станет более критического для восприятия — будет, в общем случае, порча звука. Обычно это диапазон НЧ, то есть НЧ начинают отставать от всего остального, а поскольку есть такая штука — ритм, то все начинает субьективно как бы тормозить и/или рассыпаться.



Так можно делать фокусы для демонстрации — например, наворотить пяток фазовращателей на диапазон примерно герц 50-100, при этом АЧХ будет идеально линейная, гармоник тоже не прибавится — ну, в общем чисто можно сделать. И после сравнивать с прямым сигналом. Пока не пропустишь прямоугольник с первой гармоникой в том же диапазоне частот или близко — и не понять, чего не хватает. А разница будет сильной, рассыпется картинка конкретно на слух. Собственно, и на вид рассыпется, если подать прямоугольник и посмотреть что из него вышло. Хотя в спектре ничего не потерялось.

Так вот, суть этой проблемы в том, что если где-то хоть какая-то фильтрация прошла, или подьем, или завал, в полосе или сверху-снизу (сверху еще не так страшно, период короче, ГВЗ меньше) — то уже ГВЗ появилось. И, исправляя завал или подъем любым способом — можно только ухудшить это, даже исправив ЧХ.
Никаких реальных способов исправлять полученное искажение во времени — нет, физически не существует.
Единственное, чем можно это сделать хоть как-то — это «ретрофильтр», то есть НЕ в реальном времени обработать сигнал, воспроизводимый ОТ КОНЦА ЗАПИСИ К НАЧАЛУ — аналогичными фильтрами, то есть с задержкой в тех же диапазонах. Тогда как-то можно собрать обратно все, что рассыпалось, с некоторой точностью. Но это, понятное дело, не риал-тайм, а если просто в реал-тайме — то нету способов, надо просто не терять фазу нигде по тракту.

Теперь, почему важен пресловутый «ноль герц»?
Все очень просто. Если считать совершенно неважными для воспроизведения частоты ниже, чем 10 Гц, и отрезать их по ходу тракта везде — а тракт очень длинный, если начать от исполнителя, после микрофонный усилитель, пульт, записывающее устройство, обработки, ну и все воспроизводящее после — короче, набежать может достаточно для рассыпанного звука.
Потому что обычная RC-цепочка, что отрезает 10 Гц снизу, фазу довернет немного и на 100Гц, а если таких по ходу много — то все, туши свет, сливай масло. По ходу, придется использовать способности аппарата восприятия восстановить условно картинку по ее спектру, как он восстанавливает первую гармонику по высшим, когда слушает варган или клавинет. Но того удовольствия уже не будет. Или будет, если все делать аккуратно.


Помнится, старички всегда гоняли по тракту для испытаний не синус, если только не снимали точную ЧХ, а именно тестовый прямоугольник, 100-1к-10к, когда макетировали.
То есть дело-то старое и как бы привычное. Просто не считали нужным как-то это обосновывать. Ну, типа звук понятие импульсное, потому форму импульса должен передавать — и все.
Я по молодости даже думал, что там при этом важнее на фронтах смотреть на устойчивость, не звенит ли, не возбуждается ли что в тракте. Но, на самом деле не только это, хотя и это тоже.

(14-05-2013 18:38)ШЕРЕХ писал(а):  p.p.s. по фазикам - согласен. Но и рупора, извините...
У меня были другие рупора.
ТР в отличие от классики не имеет многих присущих классике побочных эффектов. Потому звучание барабанов, на которые даже музыканты, конкретно ударники, не уставали оглядываться, словно за спиной кто живьем играет — получалось. Не то, чтобы это было целью, скорее напротив — мы всерьез пытались обгадить звук, добиться бубнения как в ФИ, чтобы сделать его привычным и тем поднять продажи. Но тогда не получилось, а сейчас знаю как обгадить, но уже не актуально.
Однако сверхлегкие мембраны старались все же не ставить, чтобы хоть как-то притупить удар, сделать его не таким правильным.

Впрочем, любая акустика хромает, в принципе — от нуля и дорого и труднореализуемо.
Потому надо бы по хорошему вносить при записи или перед воспроизведением в тракт предыскажения,
только не частотные или фазовые, а временные, то есть они конечно будут как бы фазовыми, но надо четко
понимать цель, то есть работать именно с ГВЗ. Поскольку понятие фазы как положительной так и отрицательной,
то есть опережающей и отстающей — одинаково дают оставание по ГВЗ, то получится, вероятно, какая-то мнимая единица,
на которую надо умножать, когда при обработке время назад поедет.
Ну, я выше писал — обрабатывать звеньями неминимально—фазовыми, имитирующими ту же ФЧХ, что у компенсируемого
элемента, в нашем случае — АС, запись, которая в это время воспроизводится от конца к началу.
Как-то так. Вроде даже кто говорил, что в программах для работы со звуком видел подобные плагины,
но как-то мне не довелось работать с этим, я ж не режиссер.

Мне все это как бы похрен, ибо винил так не прослушать напрямую.
Вот разве что если перейти на магнитную запись, тогда можно эту операцию делать
и аналогово, при помощи того же магнитофона, или же сразу пластинку проигрывать назад,
прямо при записи на магнитофон, через коррекцию и тоже в обратку, а на прослушку уже магнитофон
пускать в прямом направлении. Ну, тогда еще как-то согласный.
А в цифре все очень просто вроде как — с компьютером-то.
Но только не согласный я компакты и с компа слушать.
(Отредактировал 15-05-2013 в 12:42 orthodox.)

Найстрашнiший звiр для зозулi — це слон. Вiн живе 300 рокiв — закукуешся ...
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: Ruslan Korchagin , ШЕРЕХ , Victor-Blues , VeschiiOleg , audin1970 , roziskulov , VNV73 , turner , Cox. , oleg2566


Сообщения в этой теме
RE: Давайте поговорим о Басе (НЧ) - orthodox - 15-05-2013 12:22

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 17 Гость(ей)

Orion

Администрация форума | Статистика форума | Обратная связь | Вернуться к содержимому | Справка | Лёгкий режим | Список RSS