Скажу сразу, данная статья не имеет цели в «разоблачении заговора» или предоставлении неопровержимых доказательств, просто изложение мыслей и личного опыта общения с данными девайсами. Начнем...
На волне желания чего-то нового в свою систему переслушал довольно много различных ЦАП и конечно же заинтересовался цапами Museatex. Первым шагом была проработка информации по ним из сети. Цапы всплыли из небытия 90-х в 2009 году и резко набрали популярность благодаря грамотному пиару на многих известных форумах. При чем цены в очень короткие сроки взвинтились вдвое и достигли практически «ритейловой» цены аппаратов на момент их выпуска… Согласитесь, есть чему удивиться - более 10лет о них никто и не вспоминал, а тут аншлаг!!! Неужели никто не слышал прелести их звучания, и только спустя столь долгое время их вновь открыли? Плавно на различных ресурсах появились темы о волшебной красоте их звука, о мифически затвиканных аппаратах не продающихся или ни за какие деньги или за тысячи долларов, появился их разработчик Джон Райт в далекой Америке самостоятельно из подручных материалов (иначе почему его доработки практически все разнятся по звуку да и по самой сути доработок), производящий апгрейд за немалые деньги кстати, если рассматривать стоимость аппарата в первозданном виде...Так что же это - весьма успешно проведенная рекламная акция или действительно Святой Грааль Звука. Собственно вышеизложенные мысли появились в процессе заинтересованности данными изделиями и проработке имеющейся на просторах Интернета информации. Вооружившись теоретически, я перешел к практике, а именно поиску аппарата для приобретения…Скажу сразу, я исходно рассматривал покупку, как второй цап в систему с меньшими требованиями к его аудиофильности, но с высокими требованиями к музыкальности. Больше интересовала аналоговость звука, вовлеченность, передача настроения и прочие меломанские причуды. В процессе поиска были прослушаны два аппарата из младшей серии, Битстрим в несколько нестандартном корпусе, но полностью аутентичный из первых моделей без твика и Idat 44, c одним из первых апгрейдов версии «Plus». Хочу заметить, что Idat 44 позиционируется Джоном Райтом, как наиболее удачный из аппаратов для твика и по питанию в том числе (возможно питание от аккумулятора 12В).
Слушались аппараты в двух системах – ламповая -
Усилитель – Tonewin MS-34C (входные лампы Ratheon, выходные Mullard EL34 и Shuguang 50Years Treasures 6CA7-Z
Акустика – Klipsch Heresy. транзисторная –
Пред и усилитель мощности Parasound 7100 и Parasound 5125.
Акустика Monitor Audio RS6.
В качестве КД - транспорта использовался Cambridge Audio 840C, в качестве USB-Coax конвертора использовался Cambridge Audio Dac Magic Plus (используется мной как хорошая альтернатива USB конверторам до 500$, выше не сравнивал).
Межблоки Audioquest King Cobra, акустические Forest+ и Midnight 3, сетевые самодел на базе Audioquest, usb Logan, коаксиал самодел на базе Audioquest, оптический
WireLogic High Performance Optical 500 Cable.
Для проигрывания файлов с компьютера использовался foobar2000, прослушивалось с включенным fidelizer и без него. Музыкальный материал –
Компакт диски, только фирменные –
Diana Krall “Girl in the other room”
Matt Bianco “Matt`s mood”
Metallica “Black album”
Armik “Café Romantico”
Dire Straits “Brothers in arms”
De-Phazz_- Godsdog_(2CD)
Flac 44кГц -
Norah Jones - 2012 - Come Away With Me
Eagles - Hotel California
Pink Floyd - The Dark Side Of The Moon
SCORPIONS & BERLINER PHILHARMONIKER - Moment Of Glory
Calogero 2004 - .calog3ro
Barry White Unlimited 2009 4CD
Cesaria Evora - Antology
Собственно системы и музыкальный материал практически не претерпели изменений с момента обзора цапов Audio-GD.
И так Museatex Bitstream, сцена упрощенная (глубины практически нет), детальность на среднем уровне, микро и макро динамика, длительность затухания послезвучий, высокое разрешение…про эти аудиофильские изыски можно забыть. НО ЗВУК этого аппарата очаровывает с первых нот и не отпускает до выключения. Мягко, красиво, певуче, картинка выглядит слитно, вокал берет за душу, высокие натуральны, бас плотный, глубокий, разборчивый. В целом на лампе ощущения, как от хорошего винилового проигрывателя. Джаз воспроизводится просто шикарно, закрыв глаза и расслабившись переносишься за столик уютного джаз-кафе и лишь окончание диска заставляет вернуться к реальности. Темная сторона луны вечных Флойдов прослушалась в плане эмоций так, как будто я никогда ранее не слышал этот до дыр истертый альбом. К сожалению, большие составы это слабая сторона аппарата, в SCORPIONS & BERLINER PHILHARMONIKER - Moment Of Glory при общей слаженности картины было сложно различить отдельные инструменты оркестра, но при этом эмоциональный накал от прослушивания оставался на высоте…При подключении к транзисторной системе достоинства и недостатки остались примерно на том же уровне. Из положительных изменений несколько улучшилась детальность и возрасла динамика. Мне больше понравилось подключение по оптике в транзисторной системе, звук был более аналоговый, чем по коаксиалу. В лампе оптика дает слишком уж мягкий и сладкий звук. По итогу прослушивания - я не слышал более музыкального аппарата, способного так хорошо передать настроение и увлечь звуком. Возможно, тут бы и закончились мои поиски (тем более этот цап рассматривался вторым в систему), но из-за требований к косметическому виду аппаратуры, я вынужден был отказаться от приобретения.
Воодушевленный звучанием я продолжил поиски и набрел на Museatex Idat 44 c твиком Plus. Настроившись на успех, я начал прослушивание…Звук был СОВСЕМ ДРУГОЙ, это не косметические изменения, это совершенно непохоже на ранее услышанное. В чем же были отличия и каков он на вкус. Первое что бросается в глаза (уши) – это вокал, он всегда на переднем плане и отчетливо выделяется на фоне основной картины независимо от жанра, если в джазе это выглядит привлекательно (кто-то наоборот к этому стремится, я же за более слитную звуковую картину), то в роке на его фоне теряется музыкальный ряд, что не есть хорошо. Из-за подчеркнутой середины высокие менее разборчивы и бас кажется приглушенным. Из написанного можно сделать вывод, что все очень плохо, это не так - многим нравится красивые средние частоты и подчеркнутый вокал, подобное я часто слышал в авторских усилителях и КД-проигрывателях после твиков. Так что это на любителя, коим я не являюсь. Из позитивных изменений – углубилась сцена, звук стал прозрачнее, детальнее, но для меня пропало то очарование, которое я испытал с Битстримом, а тестировать по аудиофильским меркам мешала специфичность подачи. В транзисторной системе аппарат проявил себя лучше, чем с лампой (сами Heresy дают очень сильную середину, что и умножилось), средние не так отчетливо выделялись, но основные тенденции сохранились – вокал подавался отдельно от аранжировки. По типу подключения, мне больше понравился коаксиал. Так же опробовал вариант аккумуляторного питания, действительно оно сказывается положительно – звук становится прозрачнее, появляется больше «воздуха», добавляются некоторые микродетали, которые были не слышны на шататном источнике питания.
По итогам прослушивания я сделал следующие выводы – апгрейд Джона Райта это своего рода лотерея – понравится-не понравится, с учетом того, что в каждом конкретном случае результаты разнятся. Основным в систему я бы не рекомендовал ни один из рассмотренных аппаратов, все же в цифровом тракте разрешение должно быть на одном из первых мест. Данные аппараты можно рассматривать, как цифровую альтернативу винилу, когда нет желания возиться с вертушкой и пластинками, но хочется аналогового звучания. По музыкально-меломанским качествам понравился Битстрим. Айдат больше ориентирован на любителей красивого вокала. В любом случае прослушка в своей системе крайне рекомендуется. К сожалению не удалось послушать Битдат, но к нему при цене под две и более тысячи долларов должны быть совсем иные требования., одной музыкальности тут определенно мало, тут должно быть и высокое разрешение и сцена и многие другие аудиофильские причуды, отсутсвующие в младших моделях, т.к. в этом бюджете вступают в состязание игроки совсем другого порядка. Лично я не могу позволить себе брать аппарат за такую сумму, как второй номер, плюс к тому смущает лотерея с апгрейдами Джона Райта.
Так что же это - легендарные аппараты или хороший пиар? Ответ на этот вопрос могут дать только личные предпочтения в Звуке. Ведь, как известно - «на вкус и цвет - все фломастеры разные»….